Кашин. Часть 2: вокруг реки

Jan 07, 2015 16:55



В прошлой части я показал центр Кашина - полуостров в почти замкнутом круге речной излучины. Теперь обойдём эту излучину снаружи (хотя заглавный кадр снят таки внутри, это окно выходит на Воскресенский собор). И по случаю Рождства, с коим всех поздравляю, такого количества церквей на один пост в моём журнале не было давно. Ясное дело, православных - других в этих краях нет и никогда не бывало, хотя конечно не церквями едиными интересен Кашин - есть тут, например, старинный курорт.

Покинем центр по мосту начинающейся у торговых рядов улицы Карла Маркса да пойдём по часовой стрелке. Вот внешний берег Кашинки, за внушительным особняком хрущовка гостиницы "Русь":

2.


К югу от излучины, у дороги на Москву - продолжение центра уездного города. Среда его тут, впрочем, уже не столь целостна, и особняки 19 века перемежаются пятиэтажками (образующими целый квартал левее моста), какими-то новостроечками и просто обильно заросшими пустырями:

3.


Причём вкрапления местами и сами по себе занятные:

4.


Но малые города берут своё атмосферой:

5.


По улице Ленина мы немного сдали назад - к Вознесенскому собору (1799-1801). В прошлой части я уже упоминал, что это традиционно кашинский храм №2, и так как верующим он вернулся ещё в 1993-м, сейчас выполняет функции кафедрального, а внутри покоятся мощи той самой Анны Кашинской. Отдельно стоящая колокольня - моложе (1841). А вот в совокупности - очередная "вещь в себе", не поддающаяся адекватной фотосъёмке:

6.


Ещё особнячок:

7.


Местная "фишка" - такие вот окна-паутины на чердаках:

8а.


Такие "фишки" в масштабе города или уезда, думаю, рождаются просто: сделал как-то Кит Китыч себе такое окно, а Никифор Поликарпович хватил кулаком по столу и спросил слугу "А я что, хуже что ль-с?" - и велел послать за плотником и стекольщиком сделать себе такое же.

8.


А вот ещё на Московской (она тут параллельна Карла Маркса) вроде бы обычная усадьба с флигелем:

9.


Но каковы ж наличники над грядкой, причём возможно пересаженные с другого дома или даже новые!

9а.


Какое крылечко во дворе!

10.


Между тем, по Московской мы отклонились до Входо-Иерусалимской слободы вокруг одноимённой церкви (1774-89), известной аж с 15 века, если не раньше (википедия указывает местом смерти Анны Кашинской в 1368 году Входо-Иерусалимскую слободу). Пока что в церкви обитает краеведческий музей, куда мы не попали, так как он уже был закрыт. Между тем, внутри много интересного, в первую очередь убранство окрестных усадеб - самые впечатляющие экспонаты можно оценить здесь (ближе к концу поста). Рано или поздно, конечно, музей отсюда выселят - но скорее всего, как и в случае с показанным в прошлой части ДК вместо Воскресенского собора, в какое-нибудь подготовленное здание.

11.


Церковь утратила колокольню, кресты и ограду. А так-то её положение на выселках указывает на бывшее кладбище, от которого остались могилы почётных граждан Манухиных (старейшая - 1899 года):

12.


Дальше в той стороне остатки Сретенского монастыря - некогда самого богатого в городе (в нём же и Анна Кашинская провела последние дни), а при Советах почти уничтоженного и встроенного в Рабочий посёлок. Но мы туда уже не успевали...

12а.


Так что вернёмся на улицу Ленина и пойдём по ней на запад. Алексеевское училище (1904), ныне школа №1 - местные краеведы его очень любят как образец модерна:

13.


Почти напротив - с трудом поддающаяся фотосъёмке пожарная часть, в прошлой жизни Казанско-Власьевская церковь (1800, частично 1853):

14.


Между прочим, красивый был храм:

14а.


Дальше улица Ленина привела бы нас на вокзал, "настолько унылый, что это даже интересно" (фото есть, например, в этом посте в конце), где иногда проходит поезд на Сонково, но мы с улице Ленина свернули в какие-то закоулки по оврагам, начав заворачивать вдоль излучины на север. Где-то по дороге до 1931 года стояла ещё Корсуньско-Стефановская церковь (1763-68) - вроде и простенькая, но до чего же красиво расположенная! На заднем плане видны церковь Иокима и Анны (1646), Дмитровский монастырь и Ильинско-Преображенская церковь (о них позже), несохранившаяся тройка церквей у торговых рядов - по мере удаления Покровско-Макарьевская (1780-80) с часовней памяти 1812 года (1868), Спасская на Четырёх улицах (1763-69) и Богоявленская (1774-84). Думаю, вы уже заметили, что подавляющее большинство кашинских церквей, сохранившихся и не очень, построены в камне в конце 18 века.

15.


Зауолкочки. Вот странный вид - похоже не на Среднюю Россию, а на купеческие городки где-нибудь в Степном генерал-губернаторстве:

16.


Между тем, там дальше местные Чистые пруды, и в таком же уделанном виде стоит церковь Рождества Богородицы на Чистых прудах (1785), которые тут как-то очень уж непохожи на московские:

17.


Она при жизни была такой. При Советах в ней валяли валенки, а в 2012-м здание было продано заводу стеклопакетов - увы, и такое бывает, когда церкви выставляют на продажу, хотя плохо себе представляю, кому могло такое прийти в голову после закона о возврате церковного имущества - даже если сейчас у дельца всё схвачено в церковных кругах, вряд ли конкретная "крыша" будет вечной.

17а.


А вот на изящную Крестознаменскую церковь (1782-84) рука не поднялась даже у большевиков:

18.


Хотя изнутри и её потрепали изрядно. На стене уцелел красивый наличник:

18а.


Спускаемся в пойму Кашинки, к показанным в конце прошлой части мостикам:

19.


А это, за мостиком через речку (я бы даже сказал, ручей) Маслятку - ни больше ни меньше Курортная набережная. С 1808 года известны кашинские минеральные воды, на которых на рубеже 19-20 веков вырос целый санаторий, сам по себе не безыинтересный. Собственно, ему принадлежит и здание с балконами на набережной, и мы с sasha-kalkaev озадачились тем, чтобы просочиться на территорию.

20.


За забором - один из бюветов:

21.


Сначала мы зачем-то перешли речку по деревянному мостику, вновь оказавшись в центре - те кадры были в прошлой части. Вернулись в заречье мы уже по второму автомобильному мосту. Дома у моста... есть всё-таки какая-то живописность в этой ветхости и кособокости, и как бы изловчиться, приведя однажды глубинку в порядок, эту живописность сохранить:

22.


Между тем, ворота санатория - в створе моста:

23.


Вид аллеи за ними... Курорт тут явно не модный. Я видел уже такие курорты, работающие на сугубо местные нужды - например, Черемшаны под Хвалынском или Марциальные Воды в Карелии, а или даже киргизский Джалал-Абад. Скорее всего, сюда ездят периодически на пару-тройку дней (а по путёвке и на недельку-другую) из Твери и Рыбинска. Характерные пожилые люди "на водах" на улицах Кашин нам попадались не раз, но случалось видеть и явно культурно отдыхающую молодёжь. У ворот наши фотоаппараты приметил дед и удивительно аутентичным верхневолжским диалектом объяснил нам, где тут дыра в заборе:

24.


...Говорят, водами из местных ключей лечились ещё паломники, ходившие в 17 веке к мощам Анны Кашинской до её деканонизации. Достоверно они известны, как уже говорилось, с 1808 года, и в 19 веке было несколько попыток организовать курорт. Наконец, в 1883 году заезжий доктор Алексеевский и местный градоначальник Манухин (тот самый, чья могилка у Входоиерусалимской церкви) таки наладили курортное дело, а со следующего года началось строительство капитального санатория. Возможно, именно пиар-кампания курорта привлекла внимание и к святой Анне, и к подлейшей её деканонизации, а следовательно необходимости исправить эту ошибку (что было сделано в 1909 году); тогда же, видимо, родилась легенда, что кашинская вода образовалась из её слёз, пролитых за Русь. Вот так примерно выглядел в те времена санаторий, вернее его купальни:

25.


В 1912-14 годах к ним добавилась ещё и торфогрязелечебница. Не знаю, её это здание или собственно санатория - дореволюционки в нём в любом случае не осталось:

26а.


Кроме нескольких купеческих домов - при Советах санаторий порядком разросся, поглотив окрестные кварталы. Впрочем, надо сказать, вокруг сплошь избушки, а если и особняки - то деревянные, то есть видимо некоторые купцы предпочли поселиться прямо на курорте или близ источника целебной минералки:

27.


Ещё тут есть чудесный деревянный ДК, видимо 1920-х годов:

28.


Хотя наверное примерно так же выглядели "театральные сараи", что устраивали при некоторых усадьбах владельцы в 18 веке:

29.


По территории разбросано множество будок над источниками - ныне это просто насосные станции:

30.


Питьевой бювет и скульптура "Мальчик с кувшином" - между прочим, ещё дореволюционная, поставленная над пробуренной в 1901 году первой скважиной (до этого пользовались источниками на поверхности):

31.


Внутри. Вода вкусная и не по-среднерусски едрёная, смотрительница в белом халате нас предупредила, что лучше не налегать - "могут быть неожиданности по дороге, ну или ночью, если желудок крепкий".

32.


Бювет похож на кирху для курортников немецкого происхождения:

33.


В целом, санаторий довольно симпатичный, и какой-то неоднородный - в одних корпусах ничего уютного не ожидается, другие - наоборот, очень даже. Хотя вот Ленин тут пока живее всех живых. Через невзрачные ворота и будки даже не посмотревшей на нас охраны мы вернулись во внешний мир.

34.


Что же до минералки, то уже покидая город, мы купили пару бутылочек в магазине. Тут она уже совсем не едрёная, вкус напротив очень мягкий, в общем хорошая вода:

35.


Напротив ворот санатория - внушительное здание Кашинского техникума. Если в Калязине оный был машиностроительным, то здесь - аграрный, изначально даже зооветеринарный. Тем не менее, уездный техникумы нам стабильно попадались всю поездку.

36.


Здание (1911-12), мне показавшейся самым стильным из гражданской архитектуры Кашины, изначально принадлежало семинарии Дмитровского монастыря (известен с 1521 года), два заброшенных храма которого - Троицкий (1682) и Страстной (1898-1902) - печально стоят во дворе:

37.


Первый примечателен возможностью зайти в руины:

38.


Второй - крестом на стене:

39.


До революции они слагали маленький, но исключительно красивый ансамбль, включавший также ограду с колокольней (1760-80-е). И ведь это пока ещё восстановимо....

40.


Также в районе санатория находилась пожалуй, самая интересная церковка города - Иоакима и Анны (1646), маленькая, деревянная, двуглавая (!) и очень северная по духу - я бы такую легко представил где-нибудь на Нижней Онеге... В советское время её лишили только колоколенки, разметив внутри отдел природы краеведческого музея, а потеряли её уже в наше время - в 1995 году храм сгорел от "неумышленного поджога". Тоже, однако, есть обмеры и детальная съёмка - ведь можно же было бы воссоздать... Сколько всего "можно было бы" у нас не делается. Курортная набережная до революции красиво называлась Акиманской:

41.


Продолжаем путь, уже к северу от полуострова:

42.


Ильинско-Преображенская (1775-78) церковь выделяется накренившимся крестом. Двойные посвящения многих здешних храмов связаны с тем, что они строились взамен деревянных "тройников" (колокольня и две церкви - летняя и зимняя), принимая посвящения обеих предшественниц:

43.


Последняя в круге церковь Рождества Христова на Горе (1774-86, облик 1868-70) примечательна во-первых мостиком через овраг, а во-вторых тем, что пишу о ней на престольный праздник Рождества Христова.

44.


И она действительно "на горе", с которой по деревянным лестницам мы начали спускаться, чтобы выйти через третий автомобильный мост к Воскресенскому собору, где Саша припарковал машину.

45.


А церкви я показал, надо сказать, "не только лишь все" (с) - из сохранившихся ещё есть, например, Петропавловская церковь на Клобуковом подворье (раньше известная наклонным шпилем) или церковь Патриарха Ермогена при Тюремном замке... А вот (слева направо, сверху вниз) утраченные Никольско-Благовещенская на Зборовской горе (1686-88), Иоанна Богослова (1750), Рождества Богородицы на Болоте (1682, при ней был женский монастырь), Сергиевская кладбищенская (1803), но даже с ними список будет неполон.

46а.


Ещё одна кашинская особенность - потрясающая сохранность старинных табличек на домах. Точно не знаю, какого они времени, но явно не дореволюционные, а идея зажигать в прорези лампочку очень красива. Нынешние таблички по сравнению с этими - безусловный шаг назад.

46.


Напоследок, уже в густеющих сумерках, мы съездили в Клобуков монастырь - как уже говорилось, он находится на том же берегу, что и центр, но уже за перешейком, и напоминает о былом названии полуостров в излучине - Клобук. Сам перешеек - по сути дела тот же мост, вмещающий лишь проезжую часть и тротуары, но ни одного дома. Монастырь расположен на улице Смычка (а есть в том районе ещё улицы Штаб и Красных Идей), известен как минимум с 14 века, и в лучшие времена выглядел так - слева приходская Введенская церковь (1776-81), справа собственно обитель - каре корпусов 17 века, Покровская домовая церковь (1680-1709), Троицкий собор (1664-68, перестроен в 18 веке) и высокая колокольня видимо тоже 18 века:

47.


И надо сказать, целиком утрачена только последняя, а всё остальное хоть и ужасающе изуродовано, но вполне восстановимо. При Советах в обители размещался мяскомобинат, в 1980-е годы сгоревший - причём от огня почти не пострадали постройки, но погибло всё оборудование. Со стороны, не попавшей в кадр выше - церковь Алексея Митрополита (1851-54), часовня Макария Калязинского (1903) и Южный братский корпус с живописными окнами допетровских времён:

48.


В часовне когда-то находилась деревянная келья Макария Калязинского - ведь последний, в миру Матвей Кожин, принял постриг именно здесь, а затем ушёл на Волгу и основал там монастырь. Увы, монастырь поглотила вода, а келью уничтожил огонь, и всё при Советах. Впрочем, в то, что этот "домик" - подлинник 15-го века, категорически не верю:

49.


Монастырский двор с ошмётком Троицкого собора, остающегося однако старейшим зданием города:

50.


Хотя вообще-то работы кипят (с привлечением совсем не православных рабочих из песков Туркестана), и может постепенно былой облик будет восстановлен. И не такое в конце концов восстанвливали за последнюю четверть века...

51.


Настоятельский корпус в основе своей тоже допетровский. Кстати говоря, самая правильная палата, что я видел - ведь у них всегда был деревянный верхний этаж, а найди такой в наше время ещё хоть где-нибудь?

52.


За все дореволюционные фото спасибо фотографу Василию Колотильщикову. На обзор храмов Кашина на официально сайте и подборку дореволюционных фото в одном журнале я уже ссылался в прошлой части, но сделаю это ещё раз. А мораль сей басни такова: фотографируйте! даже то, что не считаете особо ценным! фотографируйте то, что в комментах обзовут "никому не нужным г...ном" - ведь для памяти человечество важно всё, и никто не обещает, что через несколько лет всё это не будет разрушено за какие-то очередные идеалы.

53.


Дальше мы уже в потёмках поехали в Углич, где и заночевали внепланово (а надеялись ведь до Рыбинска дотянуть). Про Углич - в следующей части, но вот как лучше рассказать об этом супер-популярном у туристов городе - подробно в 2-3 частях или же ограничиться одним постом о наиболее запомнившемся - пока не знаю.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА. Часть 1: в поисках Мологи.
Обзор двух частей и оглавление.
Калязин. Затопленное.
Калязин. Непотопляемое.
Кашин. Клобук, или Сердце России.
Кашин. Вокруг реки.
Углич. Кремль.
Углич. Город.
Рыбинск. Центр.
Рыбинск. Стрелка и Заречье.
Рыбинск. От вокзала до Сатурна.
Рыбинск. Вокруг ГЭС.
Молога и её поиски.
Пошехонье.
Тутаев. Романов.
Тутаев. Борисоглебск.
Константиновский и Курба.

Тверская область, "Раскол", Среднерусское, дорожное, Кашин, деревянное, курортное

Previous post Next post
Up