Ворохта

Aug 07, 2012 19:42



Если вас занесло в Гуцульщину, и на "культурную программу" есть ну самое большое полдня - смело езжайте в Ворохту. О том, что этот посёлок (3,8 тыс. жителей) в верховьях Прута расположен на высоте 650 метров, гласит въездной знак. Ворохта меньше Яремчи, но гораздо живописнее и подлиннее; ниже Верховины - но богаче на достопримечательности, а по сравнению с горными сёлами да полонинами куда как доступнее. К тому же, отсюда рукой подать до Говерлы - высшей точки всей Украины (2061 метр).


Как и большинство гуцульских селений, Ворохта тянется узкой лентой по долине Прута. Её длина - примерно 6 километров, а въезд отмечает источник с очень вкусной водой, у которого постоянно стоят 1-2 машины. Вид от источника вверх по течению Прута:

2.


И вид оттуда сюда. Ворохту открывают "ворота" из двух вершин - слева Магура (1288м), а название горы справа (1222м) на имеющиеся у меня карте не подписано. На этих же кадрах хорошо видно, что Ворохта представляет собой "полумесяц" вдоль прутской излучины:

3.


Первая её достопримечательность - огромные лыжные трамплины прямо на склоне. Зачем перед ними флаг Канады - теряюсь в догадках. Впрочем, украинцы в Канаде обживались ещё с 19 века, сейчас их там 4% населения (1,2 миллиона человек, больше только в России), ехали туда именно галичане из Австро-Венгрии (малороссам оказались доступнее сибирские степи и дальневосточные плавни), и в отдельные периоды именно канадские украинцы были главными хранителями национальной идеи и обличителями коммуно-москальской угрозы. Но это так, к слову - скорее всего происхождение канадского флага в Ворохте чисто спортивное, тем более что второй флаг принадлежит городу Одессе (так, тихо, тихо!):

4.


Здесь же - сувенирный базар, обязательный атрибут гуцульских городков:

5.


А всё вместе - спортивно-учебная база "Авангард":

6.


Впереди понемногу начинается старая часть, которая у Ворохты гораздо обширнее и целостнее, чем у Яремчи:

7.


Сразу несколько интересных домов - по архитекетуре явно 1920-30-х:

8.


9.


А над прутом хорошо виден арочный пролёт старого австрийского виадука:

10.


Когда сюда пришла железная дорога - точно не знаю, я видел цифры 1884 и 1895, но впрочем не так уж велик разброс. Большинство виадуков в Карпатах на бетонных опорах - скорее всего, старые были разрушены войной, и то, что они сохранились в Ворохте - большая удача. Множественное число не случайно - их тут два, на севере и на юге, и этот - ещё и меньший:

11.


На холмах за рекой видна ещё и канатная дорога на Магуру... только вроде бы она уже несколько лет не действует. Отсюда всего 7 километров до Яблуницкого перевала в Закарпатье, и в принципе это был бы красивый вариант - дойти оттуда сюда пешком:

12.


В основном Ворохта выглядит так:

13.


Здесь с главной улицы стоит свернуть и выйти к вокзалу - типовому австрийской постройки (а на заднем плане видна ещё и нетиповая новая автостанция). Если автодорога Яремча-Рахов проходит километрах в 15 от Ворохты, железка таких уклонов себе позволить не может и делает неплохой крюк:

14.


За вокзалом - небольшой виадук. Но обратите внимание, что он на заклёпках - то есть, вполне вероятно, стоит тут со времён Австро-Венгрии:

15.


Подниматься на него страшновато - многие ступеньки прогнили и качаются. Тем не менее, народ ходит - станция обнесена забором, и открывают его, видимо, только к прибытию поездов.

16.


Пряом за путями - небольшой костёльчик начала ХХ века. А может - не костёл, а кирха? Мало того, что костёлы для гуцульских сёл вообще не характерны (а в те времена это было село), так ещё и архитектура какая-то странная. Может, здесь, как и в некоторых сёлах Львовского Прикарпатья, селились немецкие колонисты? Или всё же костёл себе польские курортники построили?

17.


Вид в другую сторону, на собственно вокзал. Эх, как я люблю такие вот тихие станции!

18.


Грузят лес:

19.


20.


Вернёмся на главную улицу. К вокзалу примыкает туристическо-информационный центр и отделение МЧС, за которыми внушительное здание дома связи - опять в столь полюбившемся мне неогуцульском стиле:

21.


Главная улица - полноценный старинный городок:

22.


Но вся архитектура - в карпатской специфике. Вот "закопанский стиль" 1930-х:

23.


А вот - "неогуцульский" 1970-х:

24.


Здесь Ворохта вновь сужается до одного квартала - слева за домами железная дорога, а справа - Прут:

25.


Собственно, он и зарождается на склонах Говерлы, а течёт отсюда до самого Дуная:

26.


Ещё "закопанщина":

27.


28.


29.


Среди которой затесался воинский мемориал:

30.


Внезапно, улица пересекается с железной дорогой, в перспективе которой всё тот же дом связи:

31.


Причём рельсы и асфальт расходятся не только в разные стороны, но и вверх и вниз:

32.


33.


Виды совершенно открыточные - такой я представлял себе Западную Украину задолго до своего первого визита сюда:

34.


У Прута отдыхают:

35.


А здесь на заднем плане хорошо виден второй виадук, причём в двух экземплярах - но до него мы дойдём ещё нескоро:

36.


Улица, поднимаясь, проходит по краю обрыва:

37.


Мимо кладбища с деревянной часовней, на фасаде которой есть даже дата - "1802":

38.


Мимо Петропавловской Новой церкви:

39.


За которой мимо ДК и часовни начинается спуск:

40.


Над которым, правда, стоит Старая церковь Рождества Богородицы (1654-57), перенесенная сюда в 1780 году с Яблоницы:

41.


Она считается эталоном гуцульского храма - пятисрубная, островерхая, немного похожая на крепостную башню, и удивительно созвучная горам:

42.


У церкви было очень тихо. Я сел на лавочку, минут 20 отдыхал, прогулялся вокруг. В звоннице на первом этаже музей - по крайней мере так гласит табличка, и скорее всего собирал его местный батюшка... но дверь была заперта, а искать человека с ключом мне было лень.

43.


От церкви был снят и вводный кадр с виадуками. К ним, мимо ДК, я и направился дальше:

44.


В насыпи огромной дренажный тоннель - на моих глазах из него выехал автомобиль (заснять не успел):

45.


Вот и виадуки. Старый виадук здесь ощутимо крупнее - длиной 130 метров, а высоту точно не знаю:

46.


Да ещё и красиво изогнутый. Он выглядит заброшенным, и теоретически, если не лень карабкаться на крутой склон по пояс в траве, на него можно даже влезть по насыпи... но я поленился. Второй виадук же, рискну предположить, уже времён независимости:

47.


Так и не найдя в Ворохте подходящей гостиницы, я решил ехать в Верховину. Выезд из Ворохты - вон под той трубой... но маршрутку я упустил из под носа, и потому стоял на выезде, у довольно стрёмного бара, часа полтора - примерно таков интервал у маршруток Ивано-Франковск - Верховина, которые в основном и связывают Ворохту с внешним миром.

48.


Один из выпивавших мужичков меня заметил, поздоровался, и вскоре оказалось, что он сам горный инструктор, вот сегодня водил туристов на Говерлу, интересовался, не надо ли туда мне. Когда я сказал, что хочу на Поп-Иван, он дал мне несколько советов, которые в итоге не пригодились, но придали уверенности. Последним впечатлением стала компания туристов с колоритным предводителем:

49.


Хотя, нет, предпоследним. Из окна маршрутки заснял ещё вот эту вывеску, и до меня не сразу дошло, что в ней просто не хватает половины. Как я понимаю, для большинства туристов отсюда начинается путь на Говерлу - до поворота к ней 6 километров, дальше ещё 15 через многочисленные турбазы (нижняя - "Завоели", верхняя - "Заросляк"), но больше половины из них проезжие. Хотя Говерла чуть выше, чем Поп-Иван, она гораздо доступнее.

50.


В следующей части - о Верховине, воротах Поп-Ивана.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Николаевский монастырь.
Мукачево. Старый город.
Мукачево. Замок Паланок.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка. Базар-вокзал и депо.
Боржавская узкоколейка. Поездка до Хмельника.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава и скансен "Старое Село".
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина, или Путь наверх.
Яремча. От Доры до центра.
Яремча. От центра до Камня Довбуша.
Ворохта.
Верховина (Жабье).
Поп-Иван. От подножья до Ухатого камня.
Поп-Иван. До вершины и обратно.
Покутье
Коломыя. От окрестностей до Писанки.
Коломыя. От центра до вокзала.
.

природа, железнодорожное, дорожное, Галиция, "Другая сторона", Гуцульщина, транспорт, Западная Украина, деревянное, курортное, Ивано-Франковская область

Previous post Next post
Up