Лучшее время в Москве - это октябрь.
Уже нет летней духоты, когда +25 - это хуже, чем +40 в других местах. Еще нет зимней мозгли и слякоти. Зелень уже не мешает фотосъемке, но еще есть. Холодный ветер растаскивает пелену смога и делает выхлопы машин не такими удушливыми. Над электростанциями появляется белый пар, но его не слишком много. Люди спешат на работу, еще не забыв лето. Холод радует, а не раздражает. А дожди идут относительно редко.
В общем, вот просто подборка фотографий из разных районов Москвы, которые я снимал по дороге к старообрядческим объектам из прошлых постов. Без всякого концепта - просто осень в столице.
Москва - это город Больших Перспектив. Которые бывают разные.
Например, такие:
Или такие:
Хотя кому-то и такие:
А некоторым даже такие!
Курский вокзал - ворота столицы. Так как вокзал транзитный, уехать отсюда можно в самые разные места: от Крыма до Нового Уренгоя.
Вокзал слева, а справа - мега-паркинг. Вот он же с другой стороны - Земляной Вал, часть Садового кольца:
Садовое кольцо около Курской:
А за брутальными советскими домами - тихие переулки:
Такое обилие машин здесь только днём, да и то все эти машины стоят - ездит их тут очень мало. А по ночам здесь и стоящих машин почти нет. Для меня Старая Москва - это в первую очередь Переулки. По ним всё еще можно гулять часами, почти не видя новостроек. Особенно атмсоферны они в темноте.
Речка Яуза, мосты через неё, и граница центра и окраины:
Кстати, ориентироваться в Старой Москве чрезвычайно трудно. Переулки узкие, извилистые, часто изгибаются настолько плавно, что держать направление здесь невозможно, и войдя в переулок, ведущий на север, на выходе обнаруживаешь, что шёл на восток.
В Москве очень много церквей. Конечно, не "Сорок сороков" (кстати, на самом деле это гипербола - в Москве никогда не было 1600 храмов, до Революции было 800-900, сейчас 500-600 - но ведь и это гигантская цифра!).
Скажем, Воскресенская на Гороховом поле (1790-1793, Матвей Казаков):
Церкви в старой Москве буквально на каждом шагу, но при этом очень часто они не видны за домами и поворотами переулков.
Как пример - улица Старая Басманная:
Вид в другую сторону с почти той же точки:
Впереди - Богоявленский собор в Елохове. Между прочим, это Кафедральный собор Московского патриархата. Эту функцию он выполняет с 1938 года, после того, как был взорван Храм Христа Спасителя. Здесь похоронен и Алексий Второй.
В нынешнем виде построен в 1790-1792 годах, и это второй по величине собор в Москве (чем и был обусловлен выбор):
Отражение:
Еще несколько зданий на той же улице (точнее, нескольких улиц, переходящих одна в другую):
Вот стоит посреди Москвы деревянный особняк. Стоит так уже 200 лет. Кругом успели пройти эклектика, модерн и конструктивизм, три революции, бомбы Люфтваффе, великие стройки Сталина, Хрущева, Брежнева и, пардон, Лужкова - а он всё стоит. А знаете, почему?
Потому что здесь бывал Пушкин! О чем повествует мемориальная доска.
Или вот конструктивизм:
А это что? То ли палаты времен Петра Первого, то ли грамотная стилизация эпохи модерна:
Или вот перенесёмся в район Нового Арбата. Напротив выхода со станции метро "Арбатская" - дом миллионера Морозова на Воздвиженке, построенный в конце 19 века:
Рядышком - дом Шаховских (конец 18 века):
А чуть дальше - дом Моссельпрома, построенный в 1920-е годы. "Первый советский небоскрёб" (так его называли современники), памятник московского авангарда:
Бульварное кольцо:
И часовенка у "Арбатской":
Знаменитый Новый Арбат, который построил Хрущев, посмотрев на Америку. "Вставные челюсти Москвы", как называют его в народе. Хотя на мой специфический взгляд - он не так уж и ужасен, памятник своей эпохи.
На стене - реклама:
У Никитских ворот (это название площади, самих ворот давно нет) - памятник Пушкину и Наталье Гончаровой. Недалеко отсюда - дом Рябушинского:
Здание ИТАР-ТАСС (1976) - безусловно, его можно назвать ПАМЯТНИКОМ архитектуры времён развитого социализма.
Так вот и живёт Москва. Машины ездят, стройки идут:
Всё порой смешивается в диковатый абсурд, так что не понятно, где что:
Люди спешат на работу, крутятся все 4 колеса транспортных колец (включая МКАД). "Сердце России" размеренно бьётся: утром народ стремится к центру, вечером к окраине, а ночью город остывает.
На самом деле я абсолютно спокоен за исторический облик Москвы. Мне кажется, человечество еще не изобрело такого материального объекта, который бы в Москве смотрелся чужеродно.