Тюмень. Часть 2, серая - улица Республики и станция Тура.

Jan 08, 2009 12:34



Итак, после того как я осмотрел Троицкий монастырь, набережную Туры и важнейшие церкви, небо затянуло, и погода установилась примерно такая же, как в Москве - серость и -8 градусов. Поэтому вторая часть рассказа о Тюмени - серая. Здесь мы пойдем по главной улице города - улице Республики, и конечной целью будет полузаброшенная железнодорожная станция Тура на окраине старого центра.

Улица Республики, как уже было сказано в прошлой части, образует с улицей Ленина единое целое - на обеих одностороннее движение, а разделяют их короткие (метров по 200) переулки. Улица Республики называлась исторически Царской, а переименована была в 1917 году еще до большевиков - в честь Февральской революции. На Республики меньше новоделов, и историческая застройка сохранилась значительно лучше, чем на Ленина.



На переднем плане - застройка улицы Республики, на заднем выглядывают туркострои улицы Ленина. Хотя все равно Республики очень эклектична:









В самом центре города много деревянных домов - это очень по-сибирски, видимо, запреты на деревянное строительство в центрах сюда не дошли.

Особенно понравился вот этот деревянный дом на соседней улице, около Знаменского собора:



Знаменский собор, стоящий тоже чуть в стороне от улицы Республики - последняя, 5-я церковь в стиле "сибирского барокко" в Тюмени. Ныне он кафедральный, а в прошлом в Тюмени был еще и Благовещенский собор, построенный в 1700-1704 годах (то есть это было 3-е по возрасту каменное здание Сибири!) и взорванный в 1932 году.

Впрочем, Знаменский собор - здание совершенно удивительное. Основанный в 1768 году, достраивался и перестраивался он в общей сумме почти полтора столетия. Но при этом сохранил стилевое единство:



Собор стоит в довольно тесном месте, и оценить его красоту можно разве что с воздуха. Сейчас я даже найти фотографию этого храма с высоты не могу - но помню, что видел такие фотографии очень давно, и они оставили неизгладимое впечатление. Объективно это, может быть, лучший храм в Тюмени - но при этом такая "вещь в себе".





Сибирские храмы отличаются от среднерусских и своей атмосферой. Действующих церквей здесь очень мало, верующих людей тоже - но видимо, здешние православные более искренние и честные. В ходе путешествия я побывал в четырех храмах - и ни в одном не видел этого лицемерия, столь характерного для церквей Средней России или Черноземья. И даже многочисленные рекламы паломнического центра не раздражают так, как раздражают их аналоги в Москве.

Но вернемся с неба на землю, а точнее - опять на улицу Республики.







Здешние новостройки - уже явно нашего времени, гламурненькие такие, но порой приятные. Кто бы что ни говорил, а спустя 100 лет здание начала 21 века можно будет легко определить "на глаз". Но все же старых домов тут много, и попадаются даже весьма любопытные артефакты:



Наконец, улица выводит к огромной Центральной площади - видимо, в прошлом это была площадь Ленина, памятник которому стоит в ее центре. Эта площадь - очень интересный ансамбль сталинских зданий, по-моему, один из лучших виденный мной.

Эти два огромных дома стоят по разные стороны от улицы Республики, фасадами друг к другу:





А эти здания - по бокам площади:







Отсюда совсем недалеко до окраины исторического центра. Ориентир - здание с невероятным дореволюционным названием "Сиропитателдьное заведение с церковью Симеона Верхотурского".



Свернув здесь направо, можно мимо водонапорной башни пройти к рынку, откуда ходят маршрутки в Ембаево (об этом селе у меня будет отдельный пост):



Налево же начинается путь к стацнии Тура. Дело в том, что из Екатеринбурга железная дорога в Тюмень пришла в 1885 году, а в Омск линию построили только в 1912 - до этого Транссиб проходил через Уфу, Челябинск и Петропавловск (ныне этот путь оказался менее удобным из-за очень извилистой дороги - если до Перми поезд идет 20 часов, то до Уфы - около 30, а дорога до Челябинска почти как дорога до Омска через Тюмень). Однако без малого 30 лет помимо станции Тюмень была еще станция Тура, располагавшаяся на берегу реки - здесь пассажиры и грузы продолжали путь к Тобольску водным транспортом. Мне очень хотелось увидеть, что эта станция, потерявшая даже железную дорогу, представляет сейчас - и я направился к берегу Туры. Станция расположена около улицы Пристанской, и идти туда нужно по улицам Свердлова или Орджоникидзе.

Вот пейзажи в центре Тюмени в стороне от основных улиц. Новостройки московского масштаба:



Старинные домики среди новых кварталов:





В том числе деревянные особняки:





Всехсвятская церковь (1833) - как с гордостью пишут в путеводителях, "единственная в Сибири ротонда".



И ужасающе характерный для Урала и Сибири пейзаж - такое сплошь и рядом в Уфе и Перми, в Екатринбурге и Томске...



Последний кадр снят уже непосредственно на улице Пристанской. Здесь таких домиков всего два - а в основном дворцы новых русских. Дальше начинаются гаражи, и мне здесь было довольно страшно. Но станция Тура действительно сохранилась, и деревянный вокзальчик все еще стоит у берега:





Как сейчас используется вокзальчик, я так и не понял - но здание не заброшено.





Есть около станции и занесенные снегом рельсовые пути - но как они сейчас используются, и используются ли вообще, я тоже не знаю. Видимо, это часть инфраструктуры речного порта.





Такая вот "обратная сторона Тюмени". Отсюда я вернулся на улицу Республики и далее на вокзал, откуда уехал в Тобольск проходящим поездом. Напоследок - кадр с перспективой улицы Республики: Тюмень деловая. И ведь это 3-е января, самая жесткая часть государственных каникул! Остается представить, что здесь творится в будни.



Однако путь до Тобольска не близок, и посему впереди еще два тюменских поста. О вечерней Тюмени, где я гулял перед отъездом в Москву, и о селе Ембаево - татарском пригороде Тюмени.

Тюменская область, Сибирь, "Воля вольная", дорожное, Тюмень, деревянное

Previous post Next post
Up