С очень давних времён у южного подножья Кавказа стояло селение Нуха, разбогатевшее на торговом пути через горы. В каких-то великих событиях этот город-караван-сарай не засветился, хотя совсем рядом находились христианский Киш с его древней церковью, и крепость Гелярсан-Герёрсан ("Приходи-Погляди"), которую в 1743 году не смог взять "иранский Пётр I" Надир-шах. Так появилось Шекинское ханство, но древней Шеки был опустошён войнами, а в 1772 году и вовсе разрушен паводком на реке Кишчай. Самым логичным местом для новой столицы ханства стала богатая и защищённая Нуха, а историки долгое время думали, что она - лишь иное название Шеки, чьё городище в последующие века Кишчай смыл без остатка. Тем временем Нуха разрослась в очаровательный город каменных улиц и высоких минаретов на фоне изумрудных гор. В ХХ веке она растеклась по долине Кишчая, но это уберегло Юхары-Баш, исторический центр в долине речки Гурджаначай, с советскими кварталами граничащий лишь нижним краем по ручью Деирманарх. Затем Нуху решили делать центром туризма в Азербайджанской ССР, и в марте 1968 года Юхары-Баш стал музеем-заповедником (с 2019 в списке ЮНЕСКО), а неделю спустя и город получил древнее имя Шеки.
О его нижних, нетуристических районах, кухне и ремёслах я рассказывал
в прошлой части, а теперь пойдём в Юхары-Баш. На третью часть же я оставлю самое интересное - Нухинскую крепость и два ханских дворца.
Начнём прогулку с мест, уже знакомых по прошлой части - вот улица Фатали Ахундова, в перспективе многоэтажка советской гостиницы, построенной видимо в том же 1968-м, а справа выглядывает громоздкий отель, единственная за Деирмонархом вопиющая новостройка, фактически ставшая границей Юхары-Баша и отрезавшая от него Джума-мечеть. Слева, в каменистой набережной - быстрый маловодный Гурджаначай. Напрашивается вариант, что в переводе это Грузинская речка, но нет - при всём созвучии с Гурджистаном, пишется её название заметно иначе. Само же название Юхары-Баш имеет дословный перевод Верхняя Голова, а по сути скорее Верхний конец:
2.
На улице Ахундова и в извилистых переулках облик Старой Нухи весьма узнаваем - чередование дикого камня и кирпича, сложные кирпичные узоры, широкие деревянные карнизы и резные балконы, а над всем этим - высокие 4-скатные крыши в разноцветной черепице. Ещё - вездесущие на шекинских улицах фонтаны-кенотафы с портретами умерших, поставленные их родней, и зелёные горы на заднем плане, с которых течёт вода этих фонтанов:
3.
От махаллей (
Бухара,
Хива) и кишлаков (
Лянгар,
Байсун) Средней Азии старинные городки и сёла Азербайджана (
Лагич,
Илису,
Гах) отличаются посильнее, чем от Западной Европы. Я уже не раз говорил о том, что по фоткам без подписей подумал бы скорее на Балканы, может быть с натяжкой на Горный Крым (Бахчисарай, Соколиное), а кому-то из читателей и вовсе Страна Басков припомнилась. Всё же остановимся на Балканах, поствизантийском пространстве, не потерявшем актуальности и через полтысячи лет без самой Византии.
4.
Не знаю, какими были эти городки в эпоху азербайджанских ханств или иранского господства, но думается, некоторое представление о них могли бы дать
Астрабад и
Сари в Мазендеране. Скорее всего, Россия привнесла в местное зодчество лишь широкие окна и узкие двери вместо традиционно мусульманских глухих фасадов и ворот-дарваз, сама же технология строительства, планировка и кладка оставались с давних времён неизменны. А вот на торце примета уже современности - жертвы Чёрного января в Баку, не знаю, по какому именно принципу выбранные:
5.
Ещё на кадре выше хорошо заметен уклон - Нухе повезло заполнить узкую долину, изолированную от советских кварталов и совсем не привлекательную для застройки. Гурджаначай течёт быстро, но даже в мае после обильного ночного дождя занимает дай бог десятую часть своего русла. И думается, последний раз на полную мощность речка включалась очень давно - иначе что бы осталась от плетёного мостика?
6.
Свою обделённость ковровым искусством самый туристический город Азербайджана пытается компенсировать как может - помимо показанных в прошлой части шебеке (витражей) и келагаев (шёлковых платков) тут в ходу ещё и керамика.
7.
На кадре выше поодаль видны особняк Фархадбаевых с резным балконом:
7а.
И суннитская мечеть Омара Эфенди, построенная, как пишут везде, в 19 веке. Причём судя по буйству "мусульманского кирпичного стиля" - скорее в конце, чем в начале. Закрывалась при Советах она ненадолго, и моления в ней возобновились уже в 1950 году. В 1986 мечеть сгорела от удара молнии, а к концу Перестройки была отреставрирована по инициативе местного имама Гаджи Селима Эфенди.
8.
На той стороне Гурджаначая ярких памятников нет, но живописных видов всё равно хватает:
9.
И даже вкрапления сталинской эпохи (причём, я бы сказал, довоенные) не портят пейзаж. Вот например библиотека имени Вагифа:
10.
И школа имени Физули:
11.
Строгий белый фасад которой дополняет роскошный ориентальный портал:
12.
Следующий мостик - думается, начала ХХ века, а может быть и новодельный, но построенный по образцу куда как более старинного мостика выше по речке:
13.
Возвращаемся в Юхары-баш. Мостик выводит к Албанской бане (или Агванлар), построенной не в стародавние времена, а в 19 веке.
Кавказской Албания как государство исчезла в 5 веке, её языки по большей части позабылись в последующую тысячу лет, однако остался небольшой христианский народ удинов да Албанский католикосат в Карабахе, окормлявший армянские приходы нынешнего Азербайджана. Из чего можно заключить, что парились в этой бане немногочисленные в городе удины, а в основном армяне, в дореволюционной Нухе составлявшие около 15% жителей. Кое-где, например, на викигиде, упоминается и заброшенная армянская церковь в Шеки, но я не смог выяснить даже её местоположения. Находил я и кое-какие фотографии, на которые ссылку не буду давать во-первых по причине крайне далёкого от нейтральности текста, а во-вторых - потому что на самом деле запечатлена там церковь
в Закаталах. Что-то более близкое к истине есть на
фото из армянской википедии, но с ни к чему не обязывающей подписью "церковь".
14.
Вид с мостика:
15.
Те же дома со стороны улицы. Обратите внимание, как крыши вторят склонам - в Юхары-Баше нередкий эффект:
16.
За этими домами к противоположному берегу Гурджаначая подходит лесистый отрог, разбивающий заречье на два района. В следующий ведёт куда более высокий бетонный мост, сбоку кажущийся полностью заросшим. Туристы же на мосту - не из нашей компании, их в Шеки много всегда:
17.
За мостиком всё те же дома в "мусульманском кирпичном стиле":
18.
Да площадь с булыжной мостовой, ярко блестящей на солнце. Слева - дом-музей Рашид-бека Эфендиева, азербайджанского писателя и этнографа первой половины ХХ века. Родился он здесь в 1863 году, то есть домик и заречное предместье как минимум не моложе.
19.
Возвращаемся в Юхары-баш. От заросшего мостика начинается, пожалуй, самая зрелищная его часть, помимо дворцов и крепости - крупнейшие на Кавказе, а может и во всей бывшей Российской империи, караван-сараи, построенное где-то на рубеже 17-18 столетий. Не знаю точно, к чему этот гигантизм, ну а предположить могу, что Нуха служила местом встречи персидских и армянских купцов с горцами Дагестана. Порой горцы спускались товар не покупать, а брать его силой, и потому вместо множества мелких гостиниц в Нухе была пара огромных каменных караван-сараев, которые могли служить фортами - похожим образом устроены старинные Гостиные дворы в российских Архангельске и Тобольске. Как бы то ни было, Шекинские караван-сараи действительно огромны, как текстильные фабрики в Подмосковье времён развитого капитализма - Нижний караван-сарай, например, имеет периметр 100 на 80 метров, а на его трёх этажах 256 комнат.
20.
Два караван-сарая стоят в прямой видимости друг от друга (это заметно на заглавном кадре), но мы решили обойти наглухо запертый Нижний караван-сарая вокруг:
21.
И близ его тыльной стены...
22.
...нас неумолимо затянули переулки:
23.
Непарадный Шеки местами напоминает на
Решт, каким он теперь едва угадывается под слоем новостроек - так что может и не в истории дело, а в климате: не рассчитано мусульманское глинобитное зодчество на бесконечные дожди Кавказа или
Гиляна! Разница погоды пусть не смущает - переулками мы и возвращались, дойдя до ханского дворца, а здесь показываю кадры обеих прогулок:
24.
Непарадный Шеки - это лабиринт извилистых неухоженных улиц, самые широкие из которых крыты булыжной мостовой:
25.
Иногда расходящейся в просторные площади, где когда-то, наверное, были квартальные рынки:
26.
Странным образом за время прогулки по Шеки мы ни разу не заходили во дворы - хотя там должно быть колоритно, и подворотни манят:
27.
В хаосе переулков скрыто немало достопримечательностей, причём "ядро", в котором они сосредоточены - это дай бог треть всего Юхары-Баша. Вот например недалеко от Албанской бани стоит дом-музей Сабита Рахманова, азербайджано-советского комедийного писателя, родившегося здесь в 1910 году:
28.
Самый, впрочем, интересный из домов-музеев Шеки мы упустили -
он принадлежал Мирзе Фатали Ахундову, одному из крупнейших тюркских поэтов и мыслителей 19 века. Домик в приречной низинке под Нухинской крепостью построен в 1801 году, то есть является образцом жилой архитектуры Шекинского ханства. Но - стоит он в тупике на отшибе, и мы забыли туда подойти.
29.
Конечно же, какой же мусульманский город без мечетей? В нижней части Юхары-баш, в махалле Сарыторпаг мы случайно набрели на Гедек-мечеть 19 века, чей минарет едва выделяется среди двухэтажных домов. До недавнего времени занятая детским садом, а теперь, кажется, просто заброшенная.
30.
Большая и громоздкая мечеть Имам-али тоже 19 века стоит в махалле Гянджали, совсем рядом с Верхним караван-сараем, и исторически ничем не примечательна:
31.
Совсем иное дело - Ханская мечеть в квартале Базарбаши, построенная шекинским ханом в своей экономической столице ещё до переезда сюда - то ли в 1769, то ли и вовсе в 1745-50 годах. И во дворе её - не что-нибудь, а могилы потомков шекинского хана Гаджи Челеби. Вернее, именно из ханов тут покоится только Фатали-хан, в агонни ханства на престоле успевший посидеть совсем не долго, оставшийся в России и умерший в 1815 году. А в основном
под этими стелами лежат его потомки Шекихановы и Хан-Хойские.
32.
На фасаде мечети - странный символ, мне напомнивший монгольское "соёмбо" и явно ставший манифестом "кирпичного стиля" Нухи. Он вряд ли появился в 18 веке - до 1853 года Ханская мечеть служила и Джума-мечетью, но сгорела, и новую мечеть на Даирманархе построили быстрее, чем восстановили эту. В советское время Ханская мечеть закрывалась, а в 1978-94 годах её и вовсе занимал, что б это ни значило, Дом интеллигенции.
32а.
Другой стороной с очень красивыми воротами мечеть шекинских ханов глядит на улицу Фатали Хана-Хойского, о происхождении странной фамилии которого я рассказывал в прошлой части. Когда в 1806 году последний здешний хан Селим сбежал из под русского протектората, на его место Россия тут же пригласила Джафара-Кули из древнего города Хой, к тому времени благополучно потерявшего ханство. Ханы Хойские с шекинским престолом расстались спокойно и влились в российское дворянство, ну а Фатали Хан-Хойский был депутатом Госдумы Российской империи и крупным политиком Азербайджанской демократической республики. О событиях тех лет напоминает скверик на краю кладбища, снаружи мечетной ограды, где стоит обелиск, более всего похожий на памятник борцам за власть Советов этак 1920-х годов.
33.
Возможно, построенный вместе с Первой шёлковой фабрикой (1925-28) на другой стороне улицы. Первой она была, самой собой, в советском госплане, так как хронологически первая шёлковая мануфактура в Нухе заработала раньше на сотню лет.
34.
Вид у фабрики совершенно заброшенный, и особенно не повезло львам у главного входа... интересно, где стояли они до 1920-х годов?
35.
Фабрика заперта, но сквозь ворота видно, что на площадке её успела нарасти целый лес. Возможно, что она заброшена даже не с 1990-х, а с 1970-х, когда фабрики свели в единый Шекинский шёлковой комбинат на окраине:
36.
Так что мимо мечети Имам-Али снова спустимся на Гурджаначай, к каменному мостику 18 века, строившемуся, скорее всего, вместе с комплексом караван-сараев. За мостиком - тот самый музей миниатюр из прошлой части:
37.
В котором я приметил макет шёлковой фабрики братьев Ворониных (1861), исправно поставлявшей местные шелка на европейской рынок. Два здания, отдалённо похожих на макет видом и расположением (в музее - относительно других макетов) стоят с разных сторон Верхнего караван-сарая. То ли вон тот двухэтажный корпус ниже, за которым виден Нижний караван-сарай:
38.
То ли вот это огромное здание выше, само с караван-сараями сравнимое размером:
39.
Верхний караван-сарай неправильный формы (в плане это асимметричная трапеция), причём сразу в 3 плоскостях - от 3-4 этажей на улица Ахундова до одного этажа на улица Хан-Хойского. По периметру он заметно меньше (80 на 40 метров) Нижнего караван-сарая, но при этом вместительные - внутри 300 комнат. И, самое главное, открыт:
40.
За воротами встречает торговый купол, совсем как где-нибудь
в Бухаре. Под куполом в кадр попала Ольга
lotmir, наш рулевой большую часть автовояжа:
41.
Каменные галереи караван-сарая впечатляют:
42.
Но более всего изнутри он похож не на классические караван-сараи Средней Азии или
Ирана, а на
Три Подворья в Астрахани и даже, если б был одноэтажным, наши русские гостиные дворы:
43.
Вот только в астраханских подворьях - жилые квартиры и на галереях бардак, а тут двор с фонтаном и пальмами, гостиница, кафе и сувенирные лавки:
44.
За караван-сараями улица Ахундова отворачивает от Гурджанчая и резко прибавляет уклон - вообще, за пару "горизонтальных" километров от Даирманарха до крепости она поднимается на 90 "вертикальных" метров. Вдоль последнего участка - особенно роскошные дома в кирпичном стиле, ныне принадлежащие местному интернату, а возможно, как и школы и строившиеся.
45.
46.
На доме в середине кадра обратите внимание на выкладки - дата "1909" персидскими и нашими цифрами:
47.
За поворотом улица упирается в Нухинскую крепость, но мы пока что обойдём её между высоким берегом Гурджаначая:
48.
И приземистой серой стеной:
49.
В кварталы выше крепости турист доходит редко, а благоустройство не дошло совсем. Эта часть Старой Нухи живописна и призрачна:
50.
В кадре весь, кроме меня, экипаж - Ольга Лауретин, Людмила
tarrri из Севастополя и Елена без блога, порой за рулём подменявшая Ольгу (в том числе - весь день
на Апшероне).
51.
Старое мусульманское Закавказье:
52.
А сходства с "Рештом, который мы потеряли" довершает 14-метровый Гилянский минарет (1805), между прочим старейший в Шеки. Саму мечеть Гилейли, как я понимаю, подмыл Гурджанчай:
53.
На высоком берегу которого и закончим прогулку:
54.
Ещё один одинокий минарет, причём непривычно для Шеки многогранный,
стоит ещё выше на улице Ахвердова. Но в следующей части направимся вниз - в Нухинскую крепость и дворец Шекихановых.
АЗЕРБАЙДЖАН-2019
Обзор поездки по Азербайджану и Ирану и
ОГЛАВЛЕНИЕ по Закавказью.
Азербайджан. Кавказская Албания
Азербайджан. Исторические области и народы.
Азербайджан. Транспорт.
Азербайджан. Искусство, этнография, кухня.
Азербайджан. Становление и реалии.
Азербайджан/Армения. Вражда и люди.
Апшерон
Баку. Нагорный парк, виды и колорит.
Баку. Ичери-Шехер, Девичья башня.
Баку. Ичери-Шехер, дворец Ширваншахов.
Баку. Ичери-Шехер, дома и улицы.
Баку. Ичери-Шехер, вдоль стен.
Баку. Бакинский метрополитен.
Баку. Биби-Эйбат и Баилово.
Баку. Бакинский бульвар.
Баку. Молоканка.
Баку. Улица Низами и окрестности.
Баку. Вокзал и Еврейский квартал.
Баку. Советская.
Баку. Предместья.
Баку. Чёрный город и проспект Гейдара Алиева.
Апшеронский полуостров. Грязевые вулканы, горящие горы, нефтяные поля и старые сёла.
Апшеронский полуостров. Сабунчи и Сураханы.
Апшеронский полуостров. Мардакяны.
Апшеронский полуостров. Гала.
Апшеронский полуостров. Гобустан.
Апшеронский полуостров. Сумгаит
Ширван.
Шемаха и Гобустан (Мараза).
Лагич.
Ивановка. Молокане.
Нидж. Кавказская Албания.
Азербайджанское Предкавказье.
Губа и дорога из Баку.
Губа. Красная Слобода.
Хыналыг. Путь наверх.
Хыналыг. Аул.
Талышские горы
Ленкорань.
Лерик и Астара.
Эретия (Шеки).
Гах и история Эретии.
Илису.
Закаталы.
Киш. Кавказская Албания.
Шеки. Новый город и общий колорит.
Шеки. Юхары-Баш (Старый город).
Шеки. Нухинская крепость.
Арран
Мингечаур и дорога Шеки - Гянджа.
Гянджа. Центр.
Гянджа. Разное.
Гёйгёль и немецкое Закавказье.
Нахичевань - см. оглавление.