Фуюань. Часть 3: Восточный полюс Китая

Apr 25, 2019 21:12



Насколько дальний наш Дальний Восток? Курилы, Камчатка и Чукотка встречают рассвет раньше Страны восходящего солнца Японии, а Приморье и Приамурье русские переселенцы не случайно называли Закитайщина: за крайней восточной точкой Поднебесной хабаровчане наблюдают закат. До 2005 года этой точкой была стрелка Амура и Уссури, но с передачей Китаю Большого Уссурийского острова "восточный полюс страны" сместился на несколько километров. И именно ради возможности увидеть Большой Уссурийский я выбрал среди всех приграничных городов Китая именно показанный в прошлой части Фуюань. В итоге то ли из-за описанных в первой части пограничных неприятностей, то ли из-за каких-то общекитайских перемен осуществить задуманное мне удалось лишь отчасти. Но зато поглядел я немного на сельскую глубинку Китая.

Что до поездки я знал о китайцах? Что их много, они маленького роста и все на одно лицо. Ещё - что они везде образуют толпу, много галдят, смачно плюются, сорят и рыгают, причём независимо от пола и статуса. По крайней мере в Фуюани вторая часть стереотипов не подтвердилась, и вот первая - вполне. Три основных китайских типажа я прозвал Няша, Хунвейбин...

2.


...и Чёрный Человек - очень многое тут ходят в гигиенических масках, и подозреваю, родилась эта мода в мегаполисах где-то на Лёссовом плато, где коптят заводы и носятся пыльные бури.

3.


Эти люди в юности успели попахать за плошку риса в день:

4.


А это девушку в любой стране мира ждут как респектабельную платёжеспособную туристку:

5.


Если вам в районе полтинника, то родившись в Китае, в ранне детстве, как нынешние 30-летние застали СССР, вы застали бы Мао Цзэдуна. И пусть настоящие хунвейбины к тому времени своё отбегали, сельские домны погасли, а воробьи успели расплодиться вновь, ваше детство было бы нищим и тревожным, и кто-то из ваших знакомых, может быть, умер от голода или уехал в далёкие лагеря. Росли бы вы тоже в те времена, когда голодная смерть, особенно на селе, оставалась обыденностью. Но в позднюю молодость и зрелость вашей жизни ветер перемен задул бы сильно и с самой нужной стороны, и из тесной клетушки в кирпичном бараке вас переселили бы лет в 25 в пятиэтажку, а в 45 - в гигантский небоскрёб. Раскисшая грунтовка среди полей гаоляна бы сначала покрылась асфальтом, потом раскрылась до 6 полос, и потом бы прибавила второй ярус. В центр провинции вы бы ездили поначалу несколько дней на повозке до станции, а потом пару суток в грязном поезде в повалку с другими пассажирами. Потом вас бы довозил на станцию автобус, потом железная дорога прошла бы через ваш город напрямик, а с пару лет назад по ней пустили бы стерильный и бесшумный высокоскоростной поезд. Если с маленьким сыном на руках вы задавались бы вопросом, где найти для него поесть, то с маленьким внуком на руках уже думали бы о том, в Европе отпуск провести или в Южной Америке? Этих девочек от их родителей отделяет не меньше, чем их родителей - от крестьянина из Средних веков, убитого саблей кочевника.

6.


А что Китай великая страна и товарищи идут верной дорогой, я понял, когда впервые увидел здешних школьников. Маленькая деталь - их школьная форма. Она в Китае есть... но только это не пиджаки, брюки, рубашки и галстуки, а спортивный костюм! Верное, практичное и очень простое решение, и думаю, таких решений в КНР полно на всех уровнях госуправления.

7.


И всё это при сохранении руководящей и направляющей роли партии. Конечно, в Китае не всё радужно, и меня пугает в равной степени и тотальная слежка миллионами камер с системой распознания лиц, и снос тысячелетних пагод с заменой их новоделом, который лучше продаётся туристам. Кажется, в Красном Китае 21 века Оруэлл и Хаксли найдут наконец общий язык. Но "на глаз" тут нет ощущения антиутопии, а скорее прямо наоборот.

8.


...на экскурсию к Пагоде нас повёз лично директор гостиницы - рослый человек с приятным мягким лицом, едва владеющий русским, то есть возможно приехавший в Фуюань делать бизнес откуда-то из глубин Китая. Но это какая-то особая корпоративная этика - когда директор немаленького (на добрую сотню номеров) отеля лично возит клиентов на своей машине. Не бесплатно, само собой, а поначалу он и не понял, а какой пагоде речь, и чуть не завёз нас на уже знакомую по прошлой части сопку Сишань (она же на кадре ниже). Когда же я показал ему фотографию гигантской Восточной пагоды на Большом Уссурийском острове, директор попытался меня отговорить: "это очень далеко" и "русским туда нельзя". При этом я точно знаю, что по крайней мере года 3 назад граждане России на Хэйсяцзыдао (китайское название острова) ездили и видел в ЖЖ репортажи оттуда. Но тут два варианта - либо Китай в принципе закрыл туда въезд иностранцам, либо (об этой истории директор-водитель был в курсе) для въезда на остров нужны паспорта, которые у нас-то пограничники и изъяли до выезда. А может актуален третий вариант: просто водителю было лень нас катать, гиду - лень искать другое такси, и мне в комментариях в очередной раз напомнят, что я, как дурак,и поверил. Как бы то ни было, главная цель поездки в Фуюань не складывалась, но городок мы успели исходить вдоль и поперёк, и чтобы не сидеть без дела, за 2000 рублей я решил ехать к Площади Солнца.

9.


Дорога из Фуюаня радовала глаз безупречным асфальтом и шириной обочин. Не сказать, чтобы виды с этих кадров были невообразимы в России, тем более что и вокруг совсем "наша" природа. Но есть один нюанс: в России так выглядят федеральные трассы, а это дорога уездного (по нашей классификации - районного) значения! Да к тому же на Крайнем Севере... Нет, районные дороги в России тоже бывают такими - но, мягко говоря, не часто.

10.


Порой отбойник прерывался съездами на сельские грунтовки, у которых неизменно мигали колючие белые огни. А обочины... обочины дороги тут подметают дворники!

11.


Вот мелькнула мимо первая деревенька, или скорее хуторок - вида утлого и печального:

12.


Кольцо с домиком "а ля рюсс" в 6 километрах от города отмечает развилку - налево будет речной порт, а направо... Направо я и попросил свернуть:

13.


Впечатлившись ещё лет 5 назад циклом " Рельсовая Поднебесная" от periskop, в Фуюане я не мог не познакомиться с вокзалом. Особенно когда, припарковавшись у входа, мы услышали, как на платформе тарахтит локомотив.

14.


Самая восточная в Китая железнодорожная станция замыкает ветку длиной 170 километров, проложенную сюда в 2011 году от станции Цзяньцзинь ("Прогресс") в окружном городе Цзямусы. Думаю, не стоит пояснять, что в постсоветской России это была бы стройка века, причём сугубо под вывоз какой-нибудь руды или угля, а здесь - обыденное развитие пассажирского сообщения. В принципе по своему значению аналоги этой линии в России - какие-нибудь Сосногорск - Троицко-Печорск, Лодейное Поле - Янисъярви или Решоты - Карабула. Но вокзал на конечной станции китайцы отгрохали покрупнее, чем в Хабаровске, и немногим меньше, чем в Красноярске или Омске. И это ещё вполне средненький размер для конечной станции. Зачем, для чего? Видать, рабочих рук в Китае такой избыток, что нечто огромное и пафосное тут построить выгоднее, чем простое и лаконичное - все при делах, да налоги платят, да сферу услуг обеспечивают работой. Как видите, большая часть пустующего зала ожидания тупо заставлена фикусами:

15.


По идее, на перрон в Китае, как в Узбекистане, выпускают только по билетам, но кажется, в огромном здании слишком мало персонала, да и к прорыву двух иностранцев этих сотрудников жизнь явно не готовила. А мы пошли на прорыв - траффик всего этого великолепия исчерпывается парой поездов в день (на Харбин и Пекин), к одному из которых мы и прибыли совершенно случайно.

15а.


Привёз его DF4 - "рабочая лошадка" Рельсовой Поднебесной, самый распространённый китайский тепловоз, дальний потомок нашего советского ТЭ3. Машина в общем без изысков, но очень надёжная и проверенная временем - выпускаются такие аж с 1969 года:

16.


Дальше мы набрались наглости и заглянули в вагон. Често говоря, трёхъярусный китайский плацкарт с нижней полкой на уровне пола - ужасен. Преимущество перед нашей компоновкой - полки гораздо длиннее и ночного "в рот мне ноги" в этих вагонах быть не должно. Сугубо для путешественников плюс ещё и в том, что со второй полки удобно пялиться в окно. А вот минусы: 2/3 полок верхние, один столик на шестерых, да и для багажа места ещё меньше, чем во всех хипстерских инновациях от РЖД, и к тому же вне поле зрения пассажира. На самом деле совершенная компоновка пассажирского вагона в Китае уже создана - но только комплектуют ей пока что дальние (ночь в пути и более) высокоскоростные поезда.

17.


Так же незаметно, как пришли, мы вновь покинули вокзал, и на площади нас догнал разгорячённый водитель.
-Кте ви?! Куда пропали?! Я тумал, вас тигр ам-ам!

18.


Пассажиры с поездка рассеялись как-то очень уж быстро, и только компания пионеров (при ближайшем рассмотрении оказавшихся вполне возрастными людьми) фотографировалась на фоне главного входа:

19.


Возможно, у китайцев есть более дальний прицел - например, кинуть железную дорогу за Амур через Большой Уссурийский, сделав Фуюань рельсовыми воротами страны. А есть тут ещё и сопоставимого размера аэропорт, видимо пытавшийся оттянуть китайское направление у Хабаровска-Нового.
Мы же, ещё разок сблизившись с железной дорогой, продолжаем путь через поля:

20.


Самая крупная на нашем пути деревня - Дунфэн, к дорога обращённая красивыми оградками и торговлей. Деревня в общем как деревня - ни кубанской зажиточности, ни архангельской разрухи:

21.


Вся застроенная теми же длинными бараками, что и окраины Фуюаня. Не могу отделаться от предположения, что это социалистические фанзы эпохи Большого Скачка, в которые Великий Кормчий согнал сельских китайцев:

22.


Местность тут населена куда как гуще того берега, хотя и в России достаточно найдётся и более людных мест. У одной из просёлок, на фоне русских сопок Большого Хехцира, обнаружился полевой лагерь с задумчивыми волами:

23.


А по каналам в кюветах курсировали целые флотилии гусей:

24.


В следующей деревеньке Донъян обнаружилось озеро с лотосами, Но если парой недель ранее в приморской Славянке мы ещё успели застать последний побледневший цветок, то здесь лотосы выдавала разве что туристическая инфраструктура:

25.


Дракон за кустами отмечает въезд на Хэйсяцзыдао - в переводе остров Чёрного Медведя, а если по-нашему - Большой Уссурийский, один из крупнейших в России речных островов. Получив его западную половину в 2005-08 годах, первым делом китайцы построили погранзаставы, а затем - целый диснейленд, куда туристы ездят со всех краёв страны от Урумчи до Гуньачжоу. Там есть парк водно-болотных растений (в первую очередь лотосы), зоопарк с уссурийской живностью (думается, не меньше, чем в Шкотово), этнографическая деревня хэчжэ (нанайцев, коих в Китае живёт 4,5 тысячи - чуть меньше трети всего народа) и ещё бог весть что вокруг 80-метровой Восточной пагоды. Теперь туда даже на своей машине не въедешь - от перехватывающей парковки туристов забирают специальные автобусы, и судя по посту, на который я уже ссылался, наполняются они за 15-20 минут. И может быть, причина нашей неудачи ещё банальнее - на Восточном полюсе тупо кончился сезон?

26.


На подходах к Амуру - рисовники. В принципе рис тут выращивают по обе стороны границы. Но в целом в Северном Китае привычнее гаолян, соя и пшеница, из которой делают лапшу.

27.


Однако на фоне рисовников лучше смотрится мост через Казакевичеву протоку Амура, до 2005 года служившую границей двух стран. О недосказанностях в старых договорах и о том, как две страны по мере усилия одной и ослабления другой интерпретировали эти недосказанности в свою пользу, я подробно рассказывал ещё в первой части. Если совсем уж вкратце, то статус островов Амура и Уссури при разделе Дальнего Востока в 1858-60 годах просто не был учтён, с японской оккупацией Маньчжурии СССР в одностороннем порядке объявил ВСЕ острова этих рек, даже лежащие вплотную к Китаю, своими, а с 1991 года две страны их начали цивилизованно делить. Большой Уссурийский лежит целиком к югу от главного фарватера Амура, так что сохранение за России хотя бы его половины - это в реалиях усиления Китая даже некоторый успех. Мосты с двух сторон открылись почти одновременно - у нас в 2013-м, а у китайцев годом раньше. Правда, китайский мост Усу гораздо сложнее: со всем подъездными путями его длина 6400 метров, непосредственно мостового перехода - 1600 метров, а центрального пролёта над рекой - 140 метров, и ванты его крепятся к одинокому 115-метровому пилону. Российский мост стоит на быках и вдвое уже... но думается, пробок на нём всё равно нет.

28.


И я с тоской глядел на красный пилон моста Усу и берег Хэйсяцзыдао за ним, но водитель наш был непреклонен, и у развилки мы повернули направо. Впереди - площадь Солнца, на заднем плане русский берег, а справа Уссури впадает в Амур:

29.


Площадь Солнца была построена в 2005 году, когда китайцы в общем уже понимали, что скоро стрелка Амура и Уссури потеряет свой статус Восточного полюса. Но не пропадать же добру? Теперь меж двух рек действительно площадь - для парка маловато зелени, для смотровой площадки великоват размер. Посреди площади - китайская интерпретация астанинского нурсултанского Байтерека, металлическое дерево (оно же - иероглиф "Восток"), на кроне которого зреет Солнце. Это как дом деда Мороза в летнем Великом Устюге - гнездо небесного светила, отсюда начинающего ежедневный путь в Синьцзян.

30.


Вид вверх по Уссури, в сторону Приморья, и левый (по кадру, а так-то он правый) берег тут на сотни километров наш. Где-то там дальше и трагический остров Даманский, атака на который, по мнению современных политологов, была лишь сигналом Мао для США: возвращайтесь с деньгами, дружить против СССР!
Сама Уссури - река размером примерно с Оку или Дон, но среди притоков Амура лишь третья после китайской Сунгари и российской Зеи.

31.


Сужаясь к стрелке, площадь напоминает нос корабля. Вид с этого носа обратно:

32.


По винтовой лестнице в ближней беседке можно подняться на второй ярус:

33.


Оттуда вид куда как интереснее - слева Уссури, справа Амур. Ниже места их встречи Казакевичева протока становится Амурской протокой, заканчивающейся напротив Хабаровска. И торг за Большой Уссурийский состоял в том, начало или конец её считать устьем Уссури. Во втором варианте Китай начинался бы прямо напротив Хабаровска, но разве может быть так, что бОльшая река впадает протокой в меньшую, а потом та снова впадает с бОльшую?! Наверное может, но к таким сложным географическим конструкциям мир китайца не приспособлен, и потому устьем Уссури решили считать эту стрелку. Большой Уссурийский же разделили прямой линией от неё к главному руслу Амура.

34.


Развернёмся на 180 градусов. Тут хорошо видно, как отличается цвет воды - слева Амур, вусмерть засорённый стоками тяжёлой китайской индустрии и залитых химикатами полей. Уссури тоже, конечно, перепадает, но меньше, и потому Амур на её фоне кажется коричневым:

35.


За рекой - Казакевичево (900 жителей), самое дальнее из почти сплошной цепочки сёл, тянущихся на юг вдоль реки от Хабаровска. Основано оно было в 1857 году как станица Уссурийского казачьего пешего батальона, позже выделившегося в Уссурийское войско. Теперь место казаков занимают чекисты - как и на Хасане, со стороны Китая на границе туристический диснейленд, а со стороны России "тучи ходят хмуро".

36.


Китайские драконы над русской землёй:

37.


Хэйлуцзян - это китайское название Амура, а стало быть и Хэйлунцзянская провинция - это Амурская область. Иначе - земля Чёрного Дракона, как переводится название реки. По расходу воды Амур в России 4-й (после Енисея, Лены и Оби), а в Китае 3-й - после Янцзы и Жемчжуной реки.

38.


На Хэйсяцзыдао - причал прогулочных катеров. Как я понимаю, круизы они совершают вокруг всего острова, давая китайским гостям возможность без высадки на берег полюбоваться Хабаровском. Любоваться там есть на что: по сравнению с Фуюанем Хабаровск гораздо уютнее, просторнее, зеленее, и даже теплее в нём по осени на несколько градусов благодаря продуманной застройке, тормозящей ветра.

39.


Дальне на Большом Уссурийском видны гостиницы и музеи. А вот Восточная пагода отсюда едва-едва просматривается (на заднем плане заглавного кадра) - новая граница по острову проходит с юго-запада на северо-восток, а потому Восточный полюс Китая находится ближе к главному руслу Амура. Относительно неплохой вид на пагоду с борта "Полесья" я показывал в первой части.

40.


Здесь же примечательна, наоборот, часовня. Она словно держит русскую землю - стоит ещё на территории России, а пустырь между ней и башней китайской погранзаставы - это и есть граница:

41.


Часовня Виктора Дамасского была построена в 1999-2001 годах, когда переговоры о передаче острова Китаю ещё шли. В Хабаровске, конечно, были категорически против этого, и часовню построил губернатор - вдали от прихожан и дорог (все материалы везлись по Амуру), просто как знак идентичности. К ней и теперь нет сухопутной дороги, да и к тому же это строгая погразона, куда пропуск просто так не получить. И всё же в то, что китайцы проявили уважение к чужой религии и уступили несколько квадратных километров, сдвинув границу западнее часовни, я поверить не могу. Маленькой часовня же только кажется издали - на самом деле её высота 32 метра:

42.


На фасаде - Порт-Артурская икона Богоматери, фантастическую историю которой я прежде рассказывал не раз (например, в Уссурийске). Подлинник её хранится во Владивостоке, а это мозаика работы Геннадия Павлишина - хабаровского художника, чьи "нанайские" картины я показывал уже на острове Попова, а в Хабаровске и другие мозаики покажу.

42а.


В целом, площадь Солнца интересна хотя бы тем, что это - уже не челночный рай, а достопримечательность "внутреннего пользования". Вон даже на верстовом столбе указатели без перевода, хотя и не только на китайские города - в списке есть и Сахалин, и Токио. Самый верхний тут Пекин, самый дальний - Гонконг, а самый ближний - Хабаровск:

43а.


Вот приехала группа туристов:

43.


По ухоженной одежде, общей статности и невозмутимости видно, что это гости из больших городов, может быть даже столичные:

44.


Рядом пришвартован катер:

45.


И рыбак с пахучим уловом сворачивал сеть:

46.


Площадь Солнца и Большой Уссурийский расположены на пол-пути от Фуюаня до Хабаровска, и лишь через час мы вернулись в город. Его парадная улица Чжэн-Ян упирается в ворота показанного в прошлой части парка на Сишаньской сопке:

47.


На этой же улице - главная площадь, куда мы наведались затемно, прослушав, что у китайцев здесь по вечерам национальные танцы. С одного конца площади на огромной сцене задорно плясали дети:

48.


Судя по присматривающим взрослым - что-то вроде хореографического кружка, только не в зале тренирующегося, а у всего города на виду.

49.


С другой стороны над сценой - стена с барельефами, и здание, которому она принадлежит, я сходу прозвал Дворцом Пионеров:

50.


С другой стороны площади танцевали взрослые в ярких нарядах, размахивая веерами:

51.


Особенно хороша была вот эта женщина, которую я за характерный вырез рубашки сходу прозвал нанайкой. А может быть так китайцы видят русских в народных костюмах с кокошниками. В конце концов и в Усть-Цильме на хоровод рядятся в китайские шелка...

52.


Рядом весёлые люди в спортивных костюмах пинали воланчик:

53.


И даже приглашали поиграть нас, но конечно же, не попали по воланчику мы не единожды:

53а.


...Китай не производит впечатления богатой страны. За вычетом чудес инфраструктуры - примерно наш уровень. И даже председатель Си констатировал, что в Китайской Народной Республике построено средне-зажиточное общество. Усталый полдень человечества я уже наблюдал в Финляндии, а здесь - здесь другое. Это ощущение, знакомое может быть нашим бабушкам - что завтра будет лучше, чем вчера.

54.


Ну а может я просто очарован Китаем, и при ближайшем рассмотрении там найдётся куда больше грязи? Сколь я понимаю, в по ка зу ху китайцы умеют отлично. Если так, то строители Фуюаня старались не зря... Напоследок - вид из Хабаровска, тот самый закат над крайним востоком Китая.

55.


В Китай я обязательно вернусь, тем более что в нём ещё цело огромное количество русского наследия, да и русские, пусть и доживающими век стариками, из которых ещё в юности хунвейбины выбили ногами всю память, числятся в Китае среди национальных маньшинств. КВЖД, Харбин, Далянь, Порт-Артур, фактории Уханя и Тяньцзиня, эмигрантское наследие Шанхая, деревни и кварталы Шивейской волости и Кульджи - всё это увидеть теперь для меня долг, тем более история Маньчжурия неразрывно связана с историей Дальнего Востока. У меня есть друзья, владеющие китайским языком, и с ними я планирую Большой Китайский маршрут на следующее лето.

Пока же в качестве репетиции наведаюсь в Иран прицепом к Азербайджану. Туда я вылетаю через 10 дней, и мне совсем чуть-чуть не хватит времени, чтобы выложить всё оставшееся с дальневосточного маршрута - Хабаровск, Биробиджан и Благовещенск. Пожертвовать сейчас придётся, видимо, Хабаровском, о котором подробнее расскажу наверное тоже в следующем году, когда получше познакомлюсь с прочим Хабаровским краем. А может всё-таки с Благовещенском повременю - он всё-таки заметно отличается от остального Дальнего Востока.

Так что в следующей части от китайцев и нанайцев отправимся к евреям - в Биробиджан!

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин - см. оглавление №1.
Курилы - см. оглавление №1.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланская улица.
Дальзавод и конец Светланки.
Центр у Орлиного гнезда.
Центр у Амурского залива.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
От Первой речки до Стеклянного пляжа.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Океанариум.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Живой мир Приморья. Сафари-парк в Шкотово.
Общее о регионе.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка. От Врангеля до площади Совершеннолетия.
Находка. Центр и Рыбники.
Чистоводное.
Лазо, Ольга, Кавалерово.
Дальнегорск.
Рудная Пристань.
Уссурийск. Центр и общий колорт.
Уссурийск. Гарнизон и Утёсное.
Уссурийск. Север и вокзал.
Спасск-Дальний.
Приграничный Китай
Фуюань. Дорога и китайский колорит.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.

железнодорожное, дорожное, китайцы (этнография), Дальний Восток, Китай, транспорт, злободневное, рыбацкое, этнография, Фуюань

Previous post Next post
Up