88 молитв матери: подвиг Сайде Арифовой

May 18, 2016 14:51

Оригинал взят у grimnir74 в 88 молитв матери: подвиг Сайде Арифовой



Рискуя жизнью, она спасла от нацистов 88 детей. В благодарность за самоотверженность советская власть изгнала эту женщину из собственного дома - как и почти двести тысяч других крымских татар. А еврейский народ удостоил её звания Праведницы мира

Лилиана БЛУШТЕЙН, собственный корреспондент журнала "ИсраГео" во Франции

Интересуясь темой Праведников мира, спасавших евреев от нацистской расправы и "любви" разного рода полицаев в годы Холокоста, я, естественно, читала и о подвиге крымской татарки Сайде Арифовой. Тем приятнее было узнать, что сейчас снимается фильм об этой героической женщине. Рассказала мне об этом москвичка Динара Муртазаева - координатор проекта "88 молитв матери", с которым можно познакомиться на общемировой платформе Boomstarter. Выпуск документального фильма будет приурочен к 13 февраля 2016 года, когда исполнится 100 лет со дня рождения этой героической женщины.

- Наша команда готовит фильм, посвященный светлой памяти Сайде, которая спасла 88 детей в годы войны и десятки - после нее. У нас большая многонациональная команда, и уже около года мы собираем материал во всему миру, ищем спасенных людей и их родственников в Израиле, Германии, США и во всем постсоветском пространстве, - рассказывает Динара.



Динара Муртазаева

Родилась Сайде-бита в последнем предреволюционном году в Бахчисарае. В 1932 году, когда ей было всего шестнадцать лет, девушка добилась открытия первого в её родном городе детского сада и возглавила его. Время было голодное, вокруг боролись за выживание десятки беспризорников, а потом еще начался "красный террор", когда во "враги народа" можно было попасть по любому доносу. Когда был арестован и этапирован в далекие края известный крымский ювелир Абдулмеин-эфенди, Сайде не побоялась взять под опеку и фактически спасти от голодной смерти его четырехлетнего сына Айдера. Позднее, когда отец вернулся, Айдер Асанов стал его учеником и выдающимся ювелиром-филигранщиком. Увы, в 1944 году семья Асановых вместе с другими соплеменниками была депортирована. Не знаю, доводилось ли в ставшем временным пристанищем Узбекистане встречаться изгнанной туда же Арифовой и спасённому этой женщиной Айдеру.



Но до депортации были страницы истории, не менее страшные. Во время оккупации Крыма нацистами гитлеровцы занялись планомерным решением "еврейского вопроса". Крымчаки, ашкеназы и горские евреи, жившие на полуострове, подлежали поголовному истреблению. Казалось, шансов на спасение не было ни у кого из них…

Предоставим слово создателям фильма:

"Сайде, будучи заведующей единственного в городе детского сада и пользуясь тем, что большая часть всех архивов Бахчисарая, в том числе архив ЗАГСа, сгорает, - выдаёт находящихся в детсаде еврейских детей за крымских татар… Помогает то, что до войны в Крыму большая часть населения свободно владела крымско-татарским языком… Семьи Якова Шварцмана, Моисея Ховайло, Мордхая Зенгина и других - всего 15 детей бахчисарайских евреев и крымчаков - в 1941-43 годах не были расстреляны только благодаря её заступничеству…"

Нацисты с маниакальной последовательностью уничтожали людей и из смешанных семей, в которых один из родителей был евреем. Усилиями Сайде удалось спасти семьи Салиева, Ховаджи и Кипеджи.

В сентябре 1943 года, за два месяца до освобождения района Аджимушкайских каменоломен советскими бойцами 56-й армии, нацисты лихорадочно сгоняют десятки истощенных детей из еврейских семей, множество обессиленных сирот советских бойцов, героически сражавшихся на этих рубежах. Часть детей обоего пола в возрасте от двух до пятнадцати лет (русских, украинцев, но в основном - евреев) распределяют по возрасту: 60 из них помещают в Керченский детский дом и 13 - в Дом малютки. Учреждённый персонал из семи человек, возглавляемый Миррой Мирошниковой, ведёт за ними присмотр.

Цель гитлеровцев - создать "живой щит" для перемещения своих подразделений и боеприпасов. Например, в сентябре 1943 года 73 ребенка были размещены на верхних палубах немецких военных кораблей, следовавших из Керчи в Севастополь. Барражировавшие над "конвоем" советские летчики не решились бомбить эти судна.

Кстати, эти события описаны в мемуарах Леонида Брежнева "Малая Земля", в первой книге трилогии, увидевшей свет в 1978 году:

"На берегу Керченского пролива мы увидели картину, потрясшую нас изуверством гитлеровцев. С группой командиров я смотрел на едва различимые в бинокль удаляющиеся транспортные суда противника. Мы хорошо видели, как пронеслись наперерез им наши бомбардировщики и истребители. Но, достигнув цели, самолеты разворачивались и уходили. Мы ничего не могли понять. Потом пилоты доложили: палубы судов были заполнены детьми и женщинами. Летчики не могли бросать бомбы: загнанные на палубу силой оружия, люди служили прикрытием для фашистов, засевших в трюмах".

Как вы понимаете, упоминать, что среди заложников были и еврейские дети, реальные авторы этой книги (фактически «Малую землю» написал публицист газеты «Известия» Аркадий Сахнин) не стали. Да и могли они не знать таких деталей: к 1943 году, когда произошли описываемые события, евреев на полуострове практически не осталось.

Кстати, не у нацистов ли научились террористы ХАМАСа и прочих группировок, выставляющих живой щит из женщин и детей? Впрочем, эти-то и своих не жалеют в надежде на гуманизм израильтян…

* * *

Но вернёмся к рассказу создателей киноленты:

"В середине 1943 года с Сайде Арифовой связываются партизаны. Комиссар Южного соединения партизанских отрядов Крыма Мустафа Селимов, знавший её до войны, направляет к ней свою связную Майе Куршудову для установления совместной координации по спасению "керченских сирот".

Сайде предлагает себя в качестве ночной няни, чтобы всеми силами помочь выходить, а в дальнейшем и вызволить измождённых детей. Вместе со своим пятилетним сыном Мустафой она обходит дома бахчисарайцев, собирая для них тёплые вещи и продукты питания. Жители города делятся своей и без того крайне малой толикой съестного, выручают чем могут".

В конце 1943 года стало известно, что в планы нацистов входит отправка 73 воспитанников бахчисарайского детдома в Германию. Тогда ещё никто не знал о бесчеловечных экспериментах над детьми, но Сайде была уверена, что ничего хорошего это "путешествие" ребятам не сулит.

"Незамедлительно разрабатывается план спасения детей. Бахчисарайский доктор Макбуле Фейзулаева выдает Сайде Арифовой медицинское заключение об их ухудшающемся состоянии здоровья: якобы у них зарождающийся тиф, что очень опасно для немецких солдат. Немцы не на шутку встревожены.

Выносится решение: отселить детей в бывший дом выдающегося просветителя Исмаила Гаспринского в селении Салачик неподалёку от Бахчисарая. 23 февраля 1944 года Сайде перевозит детей в эту усадьбу.

13 апреля 1944 года по тропам и просёлкам с гор в долину реки Чурук-Су спускаются штурмовые отряды 6-й бригады Южного соединения партизан Крыма под руководством Михаила Македонского и Мустафы Селимова и за одни сутки освобождают от гитлеровцев город Бахчисарай и его окрестности.

Дети спасены!"

Но до этого счастливого мига произошло то, что могло решить судьбу и детей, и их спасительницы отнюдь не в благополучном ключе.

Незадолго до прихода партизан, Сайде с её старшей сестрой Фатмой Арифовой и их подругой Марией Путилиной-Поповой схватили нацисты. После допроса и пыток их приговорили к расстрелу.

Казалось бы, шанса на спасение не было. Но неожиданно им на помощь пришел мулла-капеллан румынской армии, входящей в гитлеровскую коалицию. Капитан Исмаил-эфенди Сали организовал побег женщинам, оказавшимся на волосок от смерти.



Советский паспорт Сайде Арифовой с отметками о неблагонадёжности, проставленными Бахчисарайской городской полицией

«Страшно? - переспросила она. - У меня были сломаны кости, я столько раз ходила в гестапо, имела паспорт со штампом «неблагонадежна», мне запретили выходить из Бахчисарая… Нет, страшно уже не было. В такие времена страшно не бывает».

В 2001 году в сюжете из Бахчисарая, подготовленном для телепрограммы "Жди меня", прозвучали слова:

"Арифова Сайде Арифовна ищет евреев, которых спасла во время немецкой оккупации Крыма в 1941-1944 годах… Ее усилиями остались в живых семьи Капустинских, Шварцман, Салиевых, Хаваевых, Неметовых, Зейгенмуртхай и более 70 детей Керченского дома сирот, которых фашисты планировали вывезти в Германию для проведения опытов. Сейчас она мечтает узнать судьбу всех тех, кто не погиб тогда у фонтана Слез".







Увы, Сайде-бита уже не с нами. Она скончалась 9 августа 2007 года на 91-м году жизни. Похоронена на мусульманском кладбище в деревне Чистенькая Симферопольского района. И эта могила, на мой взгляд, может стать местом паломничества евреев, которые никогда не должны забывать своих спасителей. Я же, вновь побывав в иерусалимском мемориале Яд ва-Шем, непременно подойду к дереву, посаженному в честь крымско-татарской праведницы, и поклонюсь ему…

image Click to view



* * *

Московский архитектор Алим Акмолла-Челебиев, взявшийся за съемки 88-минутного фильма о Сайде Арифовой, совершает благородное дело. Как и Динара Муртазаева, и другие участники этого проекта.<

Но без помощи извне им не справиться:

"Главной своей задачей считаем: поиск и обретение предельно возможного количества людей, спасенных Сайде в годы войны и далее, на протяжении всей её жизни. Сегодня этим детям уже от 75 до 88 лет. Это могут быть ваши родители, дедушки и бабушки, ваши родственники, соседи или знакомые, от которых вы что-либо слышали об этих событиях. Вы можете жить далеко за пределами России и сегодня отдать дань памяти женщине, благодаря заступничеству которой, сохранилась ваша жизнь, а значит, и жизнь ваших детей и внуков. Мы верим, что эта площадка и наш документальный фильм, на который собираются средства, объединит пусть даже если нескольких, спасённых Сайде человек, которые и увенчают эту историю на вечную память потомкам. И сделав это, - будем считать свою задачу выполненной".



Динара Муртазаева во время встречи с главой Бахчисарайского района Рефатом Дердаровым, пообещавшим оказать поддержку проекту.

В планы участников проекта помимо создания документального фильма входят такие цели и задачи:

"1. Издание исчерпывающей фактографической книги о светлой жизни Сайде, длившейся более девяти десятков лет;

Присвоение имени Сайде Арифовой детскому саду в городе Бахчисарае, основанному ею в 1932 году, ныне носящему название "Вишенка";
  1. Установка мемориальной барельефной доски при входе в сад для увековечивания памяти о происходивших там событиях;
  2. Создание дома-музея в помещении сохранившегося в первозданном виде отчего дома Сайде;
  3. Организация фонда имени Сайде Арифовой для помощи больным и нуждающимся детям Крыма".
На сайте проекта отмечается:

"Своей командой предпочитаем считать всех, кто чем-либо помог нашему общему делу на всех стадиях его развития. К сожалению, нет возможности представить весь многочисленный и многонациональный состав нашей команды, - здесь лишь некоторые участники, инициировавшие поиск людей и сбор средств на создание документального фильма на данной площадке:

Алим:

«Вся история жизни Сайде стала для меня личным откровением. Пламенное, щемящее, сквозь пронизывающее чувство, возникшее при первом знакомстве с этими событиями, не пропадает и сейчас, стоит только вернуться к ним. И далее, скрупулезно изучая детали жизненного пути этой несравненной женщины, пытаюсь сделать всё возможное, чтобы строго документально, без искажений и домыслов, сохранился для потомков её бессмертный подвиг. Ради этого и работаю».

Елена:

«Я случайно узнала о Сайде Арифовой и, как жительница Бахчисарая, была более чем удивлена тем, что даже в этом городе, где происходили события практически никто не слышал о жизни и подвиге Сайде. Я буквально заболела этой историей. Опрашивала людей, искала очевидцев, копалась в архивах, все что удалось найти мне и другим неравнодушным людям, вы увидите в фильме, но поиски продолжаются и я верю, что обязательно отзовутся спасенные или их потомки».

Дмитрий:

«Участвую в проекте, потому что считаю это своим гражданским долгом, ведь наша героиня несомненно заслуживает, чтобы о ней знали и помнили. Это история отозвалась внутри меня, после чего я решил сконцентрировать всё свое время и все возможности для того, чтобы помочь фильму выйти в свет».

Григорий:

«Готов приложить все свои профессиональные навыки для экранизации удивительной жизни этой женщины. Считаю акт создания фильма о ней очень своевременным и полезным современному обществу».

Динара:

«Уже около года трепетно, всем сердцем, живём одним общим делом. Искренне восхищаюсь подвигом и всей жизнью Сайде, и считаю увековечивание её памяти делом чести и нашим долгом перед будущими поколениями».

Я рада, что мы можем оказать информационную поддержку этому благородному проекту. И от всей души благодарю неравнодушных людей, не позволяющих предать забвению имя и подвиг истинной героини двух народов - крымско-татарского и еврейского.

Евреи, Крым, 1939-1945, История, Праведник

Previous post Next post
Up