Заканчиваю свой обзор тенденций развития двух главных порталов авторского самиздата -
Литнет и
Автор.Тудей.
Мы поговорили
о жанрах книг, которые пишутся на этих порталах,
об их стоимости, последняя тема для разговора - их производство.
Насколько легок хлеб человека, живущего с написания книг? Как изменились условия труда профессиональных писателей?
Серия 3. Товаропроизводители
И вновь я начну с главного вывода.
За три года коммерческая продажа собственных книг из приработка и хобби окончательно стала профессией. И, как любая профессиональная деятельность, к тому же ведущаяся на высококонкурентном рынке, она требует полной отдачи и ломовой пахоты.
А теперь подробнее. Начнем с регулярности выкладки новых глав.
Пункт первый «Автор, где прода?!»
Один из главных факторов авторского успеха на этих порталах - регулярность выкладки новых глав, или, как там говорят, «прод».
В этом смысле периодичность бьет качество. Ты можешь писать полную белиберду, но если эта белиберда появляется с регулярностью боя часов на Спасской башне - тебя будут читать. А наоборот - ты можешь быть сколько угодно талантлив, но если ты выкладываешься нерегулярно, периодически пропадаешь и не даешь о себе знать - у тебя разбегутся даже самые преданные читатели.
Поэтому повторюсь: регулярные окормления паствы - главный залог успеха автора самиздата.
Ну и как с этим обстояло три года назад?
В июне 2020 на Литнете в топ-100 было 75 незаконченных книг. Из них у 43 книг (57%) проду выложили в день снятия показаний. Еще у 25 книг (33%) - вчера, у 5 книг (7%) позавчера. В общем, больше двух дней не обновлялись всего две книги (3%) - одна не обновлялась 3 дня, вторая - 4.
На Автор.Тудей в это время обреталась более разгильдяйская компания авторов. 34 незаконченные книги. Из них обновились в тот же день - 16 (47%), вчера - 8 (24%), позавчера - 4 (12%). Не обновлялись более 2 дней 6 книг (18%), максимальный срок невыкладки проды у книги «Косплей Сергея Юркина. Смерть айдола. (книга четвёртая, часть четвёртая)» - 10 дней.
Как все изменилось три года спустя? На Литнете в 2023-м труднее не стало, обновления появляются даже чуть пореже - 93 незаконченные книги, из них прода в тот же день - 35 (38%), вчера - 28 (30%), позавчера - 21 (23%). Больше двух дней не обновлялись 9 книг (10%). Максимальный срок - 5 дней.
А вот на Автор.Тудей изменения разительные. Где те разгильдяи, что не обновлялись по три дня? Их безжалостно вымыло из топа. Статистика суха и показательна: из 69 книг лишь один бесплатный по определению фанфик «Наруто - Кровавые тени войны» Zang-а обновлялся 4 дня назад, еще 2 книги - позавчера, пятая часть книг (14, 20%) - вчера, и три четверти впроцессников (52, 75%) - обновляются ежедневно.
Откуда столь разительные перемены?
Ответ прост: на АТ резко усилилась конкуренция, и за место в топе приходится впахивать, как Корчагин на узкоколейке. А вот на Литнете условия для авторов стали даже более щадящие.
Во-первых, женщины больше и активнее читают, поэтому аудитория пользователей на Литнете больше, и за читателей не приходится драться. Косвенно об этом свидетельствует количество библиотек на пишущихся книгах.
Количество библиотек на впроцессниках
Конкуренция растет и там, и там, поэтому среднее количество библиотек падает. Но в абсолютных цифрах авторы Литнета могут собрать вдвое больше читателей.
В топе Литнета 2020-го года среднее количество библиотек на книге - 9890. Сейчас этот показатель упал до 8173.
На книгах топа АТ в среднем было 5531 библов. Стало - 4353.
Во-вторых, Литнет в 2022-23 годах сотрясали дикие катаклизмы. Если очень коротко - после февраля 22 года и введения санкций украинские владельцы портала, упорно не желавшие работать в поле российского законодательства, потеряли возможность принимать оплату в рублях. Была введена оплата в евро, что сразу отрезало от портала российскую аудиторию, составлявшую более 80% пользователей Литнета. Портал предсказуемо начал дохнуть, авторы закономерно разбегались по другим площадкам (в основном - на стоящий пустым Литмаркет) и после этого де-факто потерявшие бизнес владельцы продали Литнет россиянам. Те первым делом восстановили оплату в рублях, провели напрашивающиеся реформы и портал принялся оживать. Недавно новые владельцы перепродали Литнет Новикову - владельцу издательского монтра ЭКСМО-АСТ.
В общем, Литнет пережил утрату многих топовых авторов и сейчас там, несмотря на идущий процесс выздоровления, пробиться наверх даже легче, чем раньше.
Это хорошо демонстрирует такой показатель, как возможность провести в топ несколько своих книг. Как правило, при сильной конкуренции это удается только с одной - текущим впроцессником.
В Литнете в 2020-м 100 топовых романов написаны 87 авторами: 13 «авторок» вывели в топ два романа. В 2020-м после случивших потрясений конкуренция упала и пробиться в том стало легче: 100 топовых книг написали 81 автор, причем Лена Голд, Инна Стужева, Елена Солт, Елена Безрукова, Джулия Ромуш и Анна Гур вывели в топ по три книги, а Ая Кучер - четыре.
А вот на АТ, все эти годы развивавшимся без катаклизмов, ситуация противоположная. В 2020 году сто топовых книг написали всего 65 авторов, причем в том выводили не только по две, но и по три книги (Артем Каменистый, Николай Метельский, Оро Призывающий), по четыре (Дмитрий Серебряков и Жгулёв Пётр), а Роман Романович вывел в топ 6 своих книг.
Три года спустя халява кончилась: 100 книг написаны 83 авторами. Только 8 авторов вывели по две книги, Павел Вяч и Роман Прокофьев - по три, Дорничев Дмитрий и дуэт Юрий Винокуров-Олег Сапфир - по четыре.
Но показательней всего такой показатель, как норма выкладки в день.
Какое количество текста топовый автор впроцессника в среднем выкладывает в день?
Литнет - в 20 году - 5665 знаков, в 23-м - 4113 знаков.
На АТ три года назад - 18495, в 2023-м - 26223!
Чтобы было понятно - насколько это много, я дам другой показатель - за сколько дней выкладывается книга.
На
Литнете в 2020 - 90 дней, сегодня - 104 дня.
На
АТ три года назад книга в среднем выкладывалась за 82 дня, примерно, как на Литнете.
А сейчас средний срок выкладки книги составляет - 29 дней.
Вот так вот. Хочешь быть коммерческим писателем - пиши книгу за месяц.
Есть ли альтернатива этим выжимающим и перемалывающим автора темпам книгопроизводства?
Да, даже в топе 2023 года есть популярные авторы, работающие в разумном темпе. Ежедневная норма выкладки Виталия Зыкова - 2030 знаков, Андрея Стоева - 3662, Романа Прокофьева - 4757, Петра Жгулева - 4890, Алексея Осадчука - 5679, Михаила Игнатова - 5856.
Но есть глобальная проблема - все эти авторы сделали себе имя и обзавелись устойчивой лояльной аудиторией в прежние, «щадящие» времена.
Сегодня, чтобы получить имя и аудиторию, нужно писать книги в режиме взбесившегося принтера. По крайней мере, «сверхновые звезды АТ», взошедшие на небосклон в этом году - Дорничев Дмитрий, Рафаэль Дамиров, Юрий Винокуров, Олег Сапфир - пишут так, что только обложки очередных новинок мелькают. Причем практически все новинки востребованы. Это уникальное умение, которым обладают единицы.
Есть ли другой способ получить читательскую аудиторию, достаточную для перехода в профессионалы?
Вряд ли. По крайней мере, я его не знаю.