Два гатчинских романа

Dec 26, 2009 11:07




Вел. княгиня Ольга Александровна и штабс-капитан Н.Куликовский (на заднем плане).
Наталья Вульферт и Вел. князь Михаил Александрович

ГАТЧИНА. ДЕТИ ИМПЕРАТОРА
В памятной книжке Императора Александра III за 1881 г. есть лаконичная запись: «27 апреля. Переехали с Минни и детьми на жительство в Гатчину».
С этого времени на 13 лет Гатчина стала сердцем Российской империи, а заброшенный многие годы Гатчинский дворец - любимым домом августейшего семейства.


Это семья монарха (1888г.): Александр III с императрицей Марией Фёдоровной и детьми: Михаилом, Николаем, Ольгой, Ксенией и Георгием.



А здесь Мария Фёдоровна с младшими - Михаилом и Ольгой.
Эти двое были самыми неразлучными. Вот как пишет об этом в книге ”Последняя Великая Княгиня” друг Ольги Александровны Йен Воррес:

-- Как только Ольге исполнилось семь лет, ее столовую превратили в классную комнату. Там она вместе с Михаилом занималась с девяти утра до трех дня... Когда ее разлучали с братом, Ольга приходила в отчаяние... Иногда она посылала Михаилу два или три письма в день. Однажды Великая княгиня показала несколько записок, нацарапанных на бумаге с Императорским гербом, какие она писала брату в Гатчине: "Мой милый старый Миша! Как твое горло? Мне не разрешают видеться с тобой, я тебе кое-что пришлю! А теперь прощай. Целую тебя, Ольга".
У маленькой Ольги было несколько ласкательных прозвищ для Михаила, но чаще всего она называла его "милый дорогой шалунишка", которое так и осталось за ним на всю жизнь. Позднее, став уже взрослыми, они бывали на официальных приемах, и Ольга Александровна, забываясь, в присутствии онемевших сановников, обращалась к брату: «милый шалунишка».

А еще очень рано у Ольги Александровны начал проявляться талант художницы. "Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы».

ЗАМУЖЕСТВО ОЛЬГИ
Майским днем 1901 г. было опубликовано сообщение, которым оповещалось, что Ее Императорское Высочество Вел. княжна Ольга Александровна обручена с Его Высочеством Принцем Петром Ольденбургским.

Ольге было девятнадцать лет. Принц был на четырнадцать лет старше, и всему Петербургу было известно, что он не проявляет особого интереса к женщинам. Принц заботился о своем здоровье, терпеть не мог домашних животных, открытые окна и прогулки. Появлялся в свете лишь изредка. Все остальное время сидел дома, а ночи чаще всего коротал за карточным столом в одном из петербургских клубов.

Венчание состоялось в июле 1901 г. в церкви Гатчинского дворца. Свадьба была не слишком веселой. После того, как новобрачная переоделась, супруги поехали в Санкт-Петербург, во дворец принца Ольденбургского. Первую ночь Великая княгиня провела одна. Наплакавшись вдоволь, она уснула. Принц отправился к своим старым приятелям в клуб, откуда вернулся под утро.



-- Мы прожили с ним под одной крышей почти пятнадцать лет, -- призналась Йену Ворресу Ольга Александровна, -- но так и не стали мужем и женой.

СИНИЕ КИРАСИРЫ
Официальное название этой одной из самых блестящих гвардейских частей: Лейб-гвардии Кирасирский Ея Величества полк. С 1822 г. он расквартирован в Гатчине. В 1835 г. полку были пожалованы светло-синие воротники и обшлаги мундира. С этого времени и закрепилось за гатчинскими кирасирами наименование «Синие».



В 1900-х гг. Вел. князь Михаил Александрович был командиром лейб-эскадрона этого полка. Судьба уже готовила перипетии личной жизни его самого и его сестры, указав своим перстом на двух его сослуживцев - штабс-капитана Николая Куликовского и ротмистра Владимира Вульферта.

Апрельским днем 1903 г. на смотр полка прибыла Вел.княгиня Ольга Александровна. Она заметила высокого пригожего мужчину. Их взгляды встретились.
-- Это была судьба. И еще -- потрясение. Видно, именно в тот день я поняла, что любовь с первого взгляда существует.
Ольга Александровна с трудом дождалась окончания смотра. Она заметила, что высокий офицер разговаривает с ее братом Михаилом.
-- Оказалось, что они друзья. Я узнала, что мужчину зовут Николай Куликовский. Я просто сказала Михаилу, что хочу познакомиться с этим человеком.
Михаил понял меня. На следующий же день он устроил обед. Как все это происходило, я уже и не помню. Мне было двадцать два года, впервые в жизни я полюбила, и я знала, что любовь мою приняли и ответили взаимностью.

Тому, что произошло затем, невозможно было бы поверить, если бы не откровенный рассказ самой Великой княгини. Она отправилась прямо в Петербург, и сообщила мужу, что встретила человека который ей дорог, и попросила дать ей развод.
Принц Ольденбургский нисколько не удивился. Он выслушал Ольгу и затем ответил, что его крайне заботит его собственная репутация и честь семьи. Немедленный развод исключается, но он, возможно, вернется к этому вопросу через семь лет.
Принц назначил молодого офицера своим адъютантом и сообщил ему, что он может поселиться у них в доме на Сергиевской.

БУДУЩАЯ ГРАФИНЯ БРАСОВА
В 1908 г. на одном из полковых праздников Михаилу Александровичу в числе жен офицеров была представлена Наталия Сергеевна Вульферт. Мимолетное знакомство перешло в длительный роман, закончившийся морганатическим браком и отречением Вел. князя от всех присущих ему по положению прав.

Наталия Сергеевна была женщиной красивой и образованной, происходила из очень интеллигентной семьи. Ее отец, С. Шереметьевский, был адвокатом. Первым браком она вышла за музыканта С. Мамонтова, вторым - за ротмистра В. Вульферта.
Брака великого князя и Н.С. Вульферт не желали ни император Николай II, ни мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна. О реакции полка можно узнать из интереснейших мемуаров кн. В. Трубецкого «Записки кирасира» . Достаточно сказать, что поручик Хан-Эриванский, замеченный в одной театральной ложе с «госпожой В.», был в 24 часа уволен в запас.
Попытки молодых совершить тайное венчание в России были безуспешными.

Однако летом 1910 г. в жизни влюбленной четы произошло событие, с которым вынужден был считаться и Николай II. Наталия Сергеевна после развода с В.Вульфертом родила великому князю Михаилу Александровичу сына Георгия. В ноябре 1910 г. император подписал Указ Сенату, который не подлежал обнародованию. В нем предписывалось: "Сына состоявшей в разводе Наталии Сергеевны Вульферт, Георгия... всемилостивейше возводим в потомственное дворянское Российской империи достоинство, с предоставлением ему фамилии Брасов и отчества Михайлович".



Тайное бракосочетание пары произошло в Вене в сербской православной церкви св. Саввы. После этого Михаил Александрович был уволен со всех должностей и постов, ему было запрещено возвращаться в Россию, и сочетавшаяся пара жила в Европе. Как-то, поднявшись на Эйфелеву башню,Михаил Александрович написал на открытке: «С этой высоты можно увидеть Гатчину».

ВОЙНА. ОКТЯБРЬСКАЯ КАТАСТРОФА
После начала Первой мировой Михаил Александрович запросил у Николая II разрешение вернуться на родину и служить в армии. После положительного ответа он возглавил Дикую дивизию, сформированную из добровольцев-мусульман. Его супруга поселилась в Гатчине, получив от императора в 1915 г. титул графини Брасовой. В Гатчине она на свои средства открыла госпиталь для раненых

В 1914 г. Николай Куликовский добровольцем ушел на Юго-Западный Фронт. Ольга Александровна пошла сестрой милосердия на тот же участок фронта. Позже она стала начальницей госпиталя, который оборудовала на свои средства.



Скромность Вел. княгини была невероятна для женщины её положения. Однажды, обходя окопы, она оказалась под австрийским артобстрелом. От сестер милосердия не требовалось быть так близко к местам боев, и Великую княгиню за храбрость наградили Георгиевской медалью.
Которую ей вручил начдив ген. Карл Густав Маннергейм - впоследствии маршал и президент Финляндии.

Прошло более семи лет, как Ольга Александровна просила о разводе, и все это время она терпеливо ждала. Наконец пришло извещение от Николая II об аннулировании её брака с Принцем Ольденбургским.

Госпиталь Вел. княгини тогда находился в Киеве. 4 ноября 1916 г. в церкви Свт. Николая Ольга Александровна обвенчалась с Николаем Куликовским. На свадьбе присутствовали ее мать, вдовствующая Императрица, и муж ее сестры Ксении - по-домашнему Сандро - Вел. кн. Александр Михайлович.

После революции вдовствующая Императрица с дочерьми и их семьями находилась в Крыму, где у Ольги Александровны в августе 1917 г. родился первенец. Он был крещен Тихоном.
Потом Ольга Александровна и Николай Куликовский уехали на еще свободную от большевиков Кубань, в станицу Новоминскую. Там весною 1919 г. у них родился второй сын Гурий.



ФИНАЛ
Затем были эмиграция и жизнь в Дании в 17 км. от Копенгагена. Сыновья Ольги Александровны Тихон и Гурий служили в Датской Армии.



Но это продолжалось недолго. За помощь казакам, выдаваемым «советам» бывшими союзниками, СССР предъявил датскому правительству ноту, где Ольга Александровна и Католический датский епископ обвинялись как главные сообщники, помогающие "врагам народа".
Семья Ольги Александровны вынужденно переехала в Канаду, где поселилась на небольшой ферме в Камбеллвилле недалеко от Торонто. Выжить помогала продажа картин Ольги Александровны



Соседи, простые канадцы, и не подозревали, что живут рядом с Вел. княгиней, багрянородным ребенком Всероссийского Самодержца Александра III, родной сестрой последнего русского Царя Николая II.
Ольга Александровна скончалась 24 ноября 1960 г. и была похоронена на кладбище Норт Йорк рядом с горячо любимым мужем Николаем Куликовским.

Михаил Александрович и его семья после революции жили в Гатчине в небольшом доме на ул. Николаевской.
7 марта 1918 г. он был выслан в Пермь. В ночь с 12 на 13 июня 1918 г. чекисты вытащили Михаила Александровича из постели и увезли за город, в лес, где и убили выстрелом в голову. Сняли с убитого часы, кольца, обувь и поделили добычу между собой. Наутро объявили, что Михаил Романов похищен белогвардейцами. Даже организовали его «поиск».
Он стал первым Романовым, уничтоженным большевиками.

Закат золотой. Снега
Залил янтарь.
Мне Гатчина дорога,
Совсем как встарь.

Томительнее тоски
И слаще - нет.
С вокзала слышны свистки,
В окошке - свет.

Обманчивый свет зари
В окне твоем,
Калитку лишь отвори,
И мы - вдвоем.

Все прежнее: парк, вокзал…
А ты - на войне,
Ты только прости сказал,
Улыбнулся мне;

Улыбнулся в последний раз
Под стук колес,
И не было даже слез
У веселых глаз. (Георгий Иванов)

P.S. В книге Р. и Д. Кроуфордов «Михаил и Наталья» указан адрес Михаила Александровича и Натальи Брасовой в Гатчине - ул.Николаевская, д. 24.
Мне недавно подсказали, что этом дом не сохранился. Он находился во дворе нынешнего дома 32 по этой улице, носящей ныне несравненное имя Урицкого. Сохранились дома 22 и 20 (Жерара де Сукантона).
Up