Научно-Техническая школа, или КНР в свете успехов СССР

Jul 05, 2018 10:25

Последнее время все чаще слышатся утверждения, что Китай обзавелся своей научно-технической школой и уже готов бросить вызов Западу. Мол, не только могут копировать, но и создают перспективные разработки. И, как нетрудно догадаться, ситуацию постоянно сравнивают с СССР, который прошел точно такой же путь развития.

Т.е. наличие самостоятельной школы НИОКР в СССР является аксиомой. Но так ли это и было ли это всегда? Что вообще такое самостоятельная школа? И как она складывается?

Очевидно, что свою зрелость и независимость инженеры могут показать лишь одним способом: создавая неординарные и перспективные разработки. Т.е. делать что-то, что до них не делали. А если повезет, то и такое, что до них даже и вообразить не могли.

Вот и давайте посмотрим на историю техники в СССР и поразмышляем о советском научно-техническом потенциале… Как нетрудно догадаться, остановимся на паре самых сильных примеров: танках и истребителях. А потом поразмышляем о перспективах КНР на этом поприще…

Советские Танки

Началось все с копирования.

Французский Рено ФТ скопировали в Рено-Русский, из которого вырос МС-1 (Т-18). Вообще говоря, скопировать новейшую разработку ведущей технической державы - это тоже достижение. А уж на ее основе разработать что-то усовершенствованное - еще один шаг вперед.



(слева направо: Рено FT, Рено-Русский, МС-1 (Т-18))

Далее английский Виккерс-шеститонный (Mk.E) стал в СССР Т-26. Сначала почти точной копией, потом улучшенной с одной башней.



(слева направо: Виккерс Mk.E, Двухбашенный Т-26, Однобашенный Т-26)

И, наконец, американский танк Кристи стал у нас серией танков БТ.



(слева направо: Танк Кристи, БТ-2, БТ-7)

На этом прямое копирование прекратилось. СССР стал дальше самостоятельно развивать ту линию, что задали Кристи-БТ.

Уже по последним версиям БТ видно, куда пошло дело дальше. Т-34. И его эволюция через Т-34-85 в Т-44, далее Т-54/Т-55, далее Т-62.

А потом грянул Т-64 (он же позже Т-72, Т-80, Т-90). И вот тут нельзя не отметить появление самостоятельной советской научно-технической школы танкостроения. Это уникальная, неординарная, перспективная машина. Появилась в 1964 году, разработка началась в 1961-м…

Путь от копирования до самостоятельной разработки занял 40 лет (с 1920 по 1960).

Советские истребители

Тут все сложнее…

Началось, конечно же, тоже с копирования. В 1920е немецкой фирме Junkers предоставили концессию, и она организовала крупное предприятие в Филях. Собственно, задумка с концессией оказалась неудачной, зато советские инженеры и рабочие получили бесценный опыт работы по созданию цельнометаллических самолетов. Наследие Юнкерса очень хорошо заметно на ранних моделях Туполева.

Остальные конструкторы тоже зорко следили за мировым опытом, воплощая идеи в своих самолетах. СССР тратил значительные средства на закупку образцов современной техники.

Закупали не только образцы, но и лицензии на производство. Например, легендарный Ли-2 - это американский Douglas DC-3.

Двигатели копировали массово. М-100 бомбардировщика СБ - это французская Испано-Сюиза 12Ybrs, а М-17, который ставили на ТБ-3, а в танковом исполнении на БТ-7 - это немецкий БМВ VI. М-85 представлял собой лицензионную копию французского мотора Гном-Рон «Мистраль мажор» 14Kdrs, ставился на ДБ-3. Легендарные И-15, И-16 и И-153 порхали на M-25 - авиационном двигателе, выпускавшемся в СССР в 1930-е и 40-е годы по лицензии на американский двигатель Wright R-1820-F3.

Правда, в нашем исполнении все они были грубыми и с меньшим ресурсом: сказывалась низкая промышленная культура. С двигателями собственной разработки не ладилось вплоть до 40х годов…

Впрочем, можно сказать, что к ВОВ СССР подошел, в общем и целом, довольно уверенно в плане разработки и постройки современных самолетов, но к 1945 году выяснилось, что рано радовались…

Проблема заключалась в немцах с их реактивным Ме-262 (и, что еще более важно, с опытным P.1101). И американцах с их Б-29. Ничего подобного мы не строили и даже не разрабатывали.

Немецкие реактивные двигатели скопировали молниеносно. Самолеты тоже. "Ничего общего" не имеющий с Ме-262 Су-9 был готов уже в 1946 году. Двигатели поставили от Ме-262. В общем, понятно: "абсолютно независимая" советская разработка…



(слева направо: Ме-262, Су-9 (1946))

Такой же делали и Микоян с Гуревичем, и все вместе потом решили, что машина неудачная. Собственно, как и сами немцы. Даже сам автор Ме-262 в 1945 г. работал уже над следующим поколением реактивных самолетов - проектом Ме Р.1101…



(Мессершитт Р.1101)

Внимательно рассмотрим картинки выше… А теперь ниже…



(слева направо: МиГ-9, Як-15)

Американцы тоже увлеченно изучали немецкие трофеи… Перепевы немецких идей в СССР и США привели к столкновению в небе Кореи истребителей-близнецов МиГ-15 и F-86.



(слева направо: МиГ-15, F-86)

Из МиГ-15 родились МиГ-17, МиГ-19 и, в общем и целом, МиГ-21.

И в небе Вьетнама советский МиГ-21, условный наследник школы Мессершмитта, столкнулся с американской новинкой - Фантомом F-4.

Можно сколько угодно рассуждать о том, какой самолет был лучше, но факт остается фактом: после этого СССР начал делать истребители по компоновке Фантома. Это МиГ-23, 25, 31…

А потом МиГ-29 и Су-27 повторили компоновку F-15...



(слева направо: МиГ-29, F-15)

И вот здесь, на этом этапе, мы подошли к точке, после которой можно было бы сказать о появлении самостоятельной школы советского самолетостроения.

Но СССР рухнул. А Россия в своем Су-57 повторила американский F-22.



(слева направо: Су-57 (ПАК ФА), F-22)

Удивительно, но даже мощнейший СССР так и не успел выбраться на уровень своей самостоятельной научно-технической школы в области создания истребителей… Мы все время были в роли догоняющих. Да, по факту наши машины частенько получались лучше американских, но ведь они были ВТОРИЧНЫ: СССР смотрел на США, изучал идеи, наработки, возможные слабые места, и делал свой УЛУЧШЕННЫЙ АНАЛОГ. Это очень здорово и хорошо, но никак не говорит о самостоятельности и перспективности СССР, а теперь и России.

Самолеты, ракеты и прочее

Если взять бомбардировщики, то и тут ситуация примерно аналогичная. Впрочем, может, немного получше.

Если взять гордость СССР - ракеты, то здесь мы все же твердо можем заявить о своей самостоятельной технической школе. Пусть Королев получил в руки и скопировал немецкую ФАУ-2, но дальше пошел сам, причем оригинально. Р-7 - это до сих пор наша визитная карточка. Да, мы потом собезьянничали Шаттл, но на самом деле тут речь идет о внешнем сходстве при принципиальной технической разнице. Но если уж говорить о ракетах, то тут с нулевого старта шли все участники. Копировать было не у кого. Это нас и спасло.

Блестяще выступили инженеры тяжелых транспортных самолетов, в первую очередь украинское КБ Антонова.

Создал уникальную школу Ростислав Алексеев. Суда на подводных крыльях и экранопланы удивляют даже сегодня. Но к нашему стыду как раз это направление мы прикрыли…

Если присмотреться, то если в СССР и появлялись самостоятельные инженерные направления, то не раньше конца 50х - начала 60х. И чаще всего это были новаторские отрасли. СССР понадобилось где-то 40 лет, чтобы воспитать грамотных специалистов и создать институциональную систему их отбора и подготовки.

Китай

А теперь оглянемся на КНР.

Даже беглого осмотра достаточно, чтобы увидеть, что китайцы до сих пор делают копии или улучшенные версии советской техники. Это касается танков, истребителей, бомбардировщиков, транспортной авиации. Кое-что им досталось и от американцев: через Израиль (проект IAI Lavi) к ним попали чертежи модифицированного истребителя F-16, превратившись в J-10. Есть основание полагать, что и J-20 пятого поколения делался в плотной кооперации с иностранными специалистами.

Ракеты - модифицированные советские Союзы.

Но китайцы молодцы. Идут семимильными шагами. Просто техника сейчас стала на порядок сложнее, догонять труднее.

КНР наращивает научно-технический потенциал с 1950х годов, получил мощный импульс на поглощении всего советского наследия после 1991 года. Сегодня имеет доступ ко многим технологиям Запада.

Но. Но пока ничего из ряда вон мы у китайцев не видели. Они пока еще идут в фарватере. И вряд ли готовы бросить вызов Западу. По крайней мере на ниве НИОКР.

Ничего. Поживем-увидим.

История, СССР

Previous post Next post
Up