Соборное служение литургии.

Dec 16, 2019 16:55

В настоящее время существуют две параллельных богослужебных традиции произнесения возгласов при соборном священническом служении литургии. Чисто условно их можно обозначить так: «русская» и «греческая». Русская традиция прерогатирует произнесение возгласов «Мир всем» и всех возгласов евхаристического канона (кроме возгласа «И даждь нам единеми усты ( Read more... )

догматика и богословие, литургия и ее чинопоследования

Leave a comment

Comments 17

marygrove December 17 2019, 14:35:35 UTC

Служа соборне в качестве предстоятеля, всегда раздаю и «мир всем», и возгласы собратиям, кроме евхаристического канона. Руководствуюсь братолюбием ).

Reply


novisrbljak December 17 2019, 19:18:32 UTC
В греческой (греколюбной) практике сослужащии суть как икебана начальствующему (он им как владыка), а не собратия и сослужители, содействители евхаристии.

Reply


ustavschik December 17 2019, 21:45:02 UTC
Я видел в России-матушке столько гибридных вариантов :)
Например, возгласы евхаристического канона говорит предстоятель, но тропарь 3-го часа читается сослужащими по очереди.
Или тропарь 3-го часа предстоятель читает сам, но мирствуют молящихся сослужащие по очереди.
Вариантов масса :)

А поскольку в действующем корпусе богослужебных книг сослужения вообще не предусмотрено (есть или вариант "священник + диакон", или вариант "священник без диакона"), то всё так и останется в виде какой-то из традиций (и чаще всего ни одна из Вами упомянутых традиций не будет представлена "в чистом виде").
Да, у латинян до реформ II Ватиканского Собора в многоклирном храме или монастыре пресвитеры расходились по боковым приделам (что и породило господство формы "тихой Мессы"), служа одновременно, но на разных алтарях, но в и России сослужение (при фактическом его наличии) так и "не добралось" до писаных норм вроде рубрик Служебника.

Reply


iphs December 18 2019, 11:40:57 UTC
из статьи грека архим.Романа Анастасиадиса в fb

"...каждый, говорил по очереди возгласы при освящении Честных Даров( 1-й Кирилл: "приимите ядите..ю", 2-й Феофил Иерусалимский "пийти от нея вси…") В Православной Литургии, которую мы приняли от наших Отцов-это все говорит исключительно Первый. Один только Литург(свершитель) остальные силлитурги(сослужители)...Также, в то время как молитву освящения сказал Московский (идя таким образом впереди, с тем чтоб казаться “Первым")…потом он подтолкнул Иерусалимского, чтобы тот благословил Честные Дары. "

https://rwmios-f.livejournal.com/321839.html

Reply

ieromonahambros December 19 2019, 07:23:23 UTC
Мнение интересное, но не авторитетное. Фактически это второй комментарий - икебана.

Reply


ext_5758859 May 31 2021, 22:07:23 UTC
"Древнейшая литургическая практика не знала сослужения во время Евхаристической молитвы: всю молитву целиком, каждый ее возглас - и далее все, вплоть до причащения, - произносил только один человек (если быть точнее, совсем уж древняя доникейская практика, в которой над хлебом и чашей могли читаться две или несколько _разных_ молитв, допускала, чтобы при визите епископа в другую епархию он читал одну из этих молитв, а местный - другую, но с повсеместным установлением к 4 веку единой Евхаристической молитвы этого не стало ( ... )

Reply

ieromonahambros June 1 2021, 14:09:33 UTC
Спасибо. Очень интересно.
А вот «Мир всем» перед Апостолом у греков сейчас отсутствует? С чем это связано?

Reply

ext_5758859 June 1 2021, 17:03:52 UTC
У Иоанна Златоустого 1-й возглас на литургии: «Мир все» т. е. - здрасти, приветствие. (Поэтому и архиерейская хиротония после «Святый Боже…», а потом 1-й возглас новопоставленного епископа: «Мир всем»). Произносился, когда епископ занимал своё место в апсиде там большой амфитеатр высокое горнее место (все седалища) трон, а алтарь перед апсидой. Священники по сторонам - синтрон. Далее читалось Священное Писание. Читали Писание подряд. Предстоятель: «Мир ти чтущему» т. е. хватит. Перед Евангелием не было 2-го «Мир всем», это перешло с утрени ( ... )

Reply

ieromonahambros June 1 2021, 17:32:17 UTC
У нас получается два раза «Мир всем». Перед прокимном Апостола и перед Евангелием...

Reply


Leave a comment

Up