"Планируем занятия с детьми". Занятие четвертое. Находим время для ребенка.

Sep 16, 2011 22:17

Итак, мы составили недельный план занятий - тех, на которые нам очень-очень хочется найти время, и которые действительно нужны нашим детям. Но вот только занятия с детьми - далеко не единственное, что наполняет наш день. И это, пожалуй, к счастью, ведь многообразие наших дел расцвечивает жизнь разными красками. Осталось решить, как в этом многообразии найти время для самого главного - для наших деток, и сделать так, чтобы это время было потрачено и с интересом, и с пользой.

Но прежде всего, посмотрите на составленный план занятий, загляните в ежедневник, оцените, насколько загружен у Вас каждый день недели. А потом спланируйте самое главное - время, когда Вы с ребенком (или детьми, если их несколько, но тогда помимо общего времени должно быть и время для каждого из них) будете принадлежать только друг другу. В это время Вы не будете заботиться о развитии ребенка и беспокоиться о стоящем на плите супе, а также не будете думать о работе и поминутно - на секундочку! - отвлекаться на компьютер. Вы будете дурачиться и веселиться, сидеть, обнявшись, и валяться на диване, бродить по парку или болтать ни о чем и пить чай. Это - ваше время, это время общения, это тот фундамент, без которого все идеи о развитии разлетятся в пух и прах, потому что по-настоящему развитым может быть только счастливый человек. А счастье прячется в таких вот минутах.

Конечно, я не призываю вас ежедневно ходить на прогулки в парк или по часу-полтора играть в настольные игры. Но каждый день непременно выделите «просто так» несколько минут для ребенка. Сколько минут и как вы их проведете, зависит о возраста, темперамента и характера ваших деток. И это время должно быть увеличено в разы, если ребенок болен, грустит или обеспокоен какой-то ситуацией.

Ну а теперь поговорим о занятиях.

После составленного недельного плана у вас должен получится некий набор занятий на каждый день. Подумайте, чем из всего этого ребенок может заниматься САМ. Нет, не один - он в любой момент может привлечь ваше внимание - но вполне самостоятельно. Даже совсем крошечный малыш может некоторое время - пусть пять, десять минут - играть в кроватке с игрушкой-растяжкой. А тут вам и сенсорное развитие, и физическое, и развитие мелкой моторики. А чем старше ребенок, тем самостоятельнее он становится. И ни в коем случае не вините себя за то, что ребенок предоставлен сам себе. Он не предоставлен сам себе, а ЗАНЯТ, а когда ребенок занят, ему хорошо. Плохо, если скучно. Поэтому ваша задача организовать и подготовить такие самостоятельные занятия. Малышу предложить подходящие игрушки, «большому» дошкольнику, собирающемуся рисовать, - альбом, краски, карандаши (пусть с вашей помощью сам приготовит себе рабочее место) и т.д. Пометьте себе такие «самостоятельные» пункты. Они полезны для ребенка и удобны вам.

Замечу, что самостоятельно нельзя заниматься новым делом (и новой игрушкой тоже). Самостоятельные занятия должны быть хорошо знакомы ребенку.

Но все-таки таких занятий должно быть абсолютное меньшинство. Большинство занятий - совместные. Решите, чем можно заниматься между делом. Очень многим. Например, вы идете из детского сада, или магазина, или поликлиники, или по каким-то делам, и обсуждаете все, что видите вокруг. Почему пожелтели листья (малышу достаточно того, что это признак наступающей осени, а ребенку постарше интересно будет узнать, как листья превращаются из зеленых в желтые), какие деревья встретились на пути, чем питаются птички и откуда берется дождь - вот вам и знания об окружающем мире. Такая беседа куда полезнее, чем просто разглядывание пособий, и запомнятся ваши слова гораздо лучше.

Или вы готовите обед, а ребенок помогает - перебирает мисочку с фасолью, горохом, чечевицей и… пуговицами (конечно, это не для малышей). Фасоль - отдельно, горох - отдельно, чечевицу - отдельно, а над пуговицами вместе посмеемся и выпроводим их с кухни. Вот вам и развитие мелкой моторики.

Или вы собираетесь постирать. Пусть ребенок поможет рассортировать вещи по цвету.

Очень удобно между делом заниматься развитием речи. Рассказывайте, пересказывайте, читайте наизусть стихи, называйте предметы и обобщайте их по группам, описывайте загаданный предмет и угадывайте его, просто поиграйте в слова.

Между делом можно и сенсорным развитием заниматься. Отыскивайте предметы определенного цвета, разглядывайте, сколько цветов на полотенце - и какие это цвета, угадывайте запахи. Разумеется, слушайте музыку вместе и пойте песни.

Чем нельзя заниматься между делом? Сложно совместить с чем-то эффективное физическое развитие. Активные игры, физические упражнения - все это требует вашего непосредственного, деятельного и внимательного участия. Ролевые игры - в них нужно входить «с головой». Пальчиковые игры - должен быть постоянный зрительный и эмоциональный контакт. То, чем ребенок только начинает заниматься, или в чем чувствует себя неуверенно - здесь нужно ваше полное и всецелое внимание. То, что может быть опасно для ребенка, - следите и контролируйте. Для всех этих занятий выделяйте специальное время.

И еще один момент. И у вас есть такие занятия, которые вы ни с чем совместить не можете. Сложно одновременно писать статью, писать картину или заниматься сложными расчетами и помогать ребенку лепить из пластилина. Изначально не рассчитывайте на то время, которое у вас занято абсолютно. Такие занятия совместимы с самостоятельным временем ребенка или его сном. А вот хозяйственные заботы, как мы выяснили, прекрасно совмещаются с детским развитием.

Пожалуйста, доработайте свой недельный план занятий. Какие занятия у Вас будут совместными, чем ребенок займется самостоятельно? Что Вы совместите с текущими делами, а на что выделите особое время? И не забудьте про обязательное время «просто так».

тренинг

Previous post Next post
Up