Япиг лечит Энея

Oct 13, 2015 23:18

Если греки любили расписывать медицинскими сюжетами разнообразную посуду типа гидрий (см. аватарку), то римляне специализировались на фресках. Одно очень интересное произведение этого жанра было найдено на стене зала «триклиния» в т.н. доме Ведия Сирика в Помпеях.




Чем интересна эта фреска? Тем, что на ней изображены сразу два любимца богов - действующий и в отставке, а также собственно боги в количестве одной штуки топлесс. Начнем с центральной фигуры - Энея. Легендарный отец-основатель всех римлян. Герой Троянской войны, защищавший ворота Трои в матче со сборной Греции. После падения города ему удалось бежать, вынеся на себе своего отца, приходившегося двоюродным братом Приаму, погибшему царю Трои. Об этом упоминает Гомер в «Илиаде», а продолжает развивать сюжет уже Вергилий в «Энеиде».

Итак, герой долго странствовал, пока не дошел до Лация, региона, позже ставшего колыбелью Древнего Рима. В Лации Энею приглянулась дочь местного царя. Царь явно читал Википедию, понял, какое счастье ему привалило и поэтому быстренько выгнал всех остальных претендентов на руку и сердце принцессы. Один из изгнанных, предводитель италийского племени рутулов, обиделся, мол, чего это приезжему всё, а мне - ничего. Началась война. И на фреске запечатлен как раз один из моментов такой войны - Эней ранен стрелой в бедро и его срочно доставляют к врачу.

Фигура пожилого врача Япига не менее примечательна. В юности его любил (во всех смыслах слова) Аполлон, он же Феб. Бог «Радостно все искусства свои предлагал и уменья» своему избраннику. А недальновидный юноша решил пойти работать на скорую «Силу трав узнать, врачеванья приемы», чем сильно расстроил и Аполлона, и Вергилия, который не преминул уколоть Япига, мол, решил тот посвятить себя «скромному искусству», немодному и непрестижному. Не очень понимаю, чем этот выбор огорчил Аполлона, ведь его же сын - Асклепий/Эскулап - был греческим/римским главврачом.

Впрочем, вернемся к изображению. Итак, Эней в сопровождении двух воинов и плачущего сына Аскания доставлен к Япигу, который пытается щипцами извлечь застрявший в тканях наконечник.

Вот как это описано у Вергилия (XII книга «Энеиды»):

В лагерь к шатрам при­ве­ли зали­то­го кро­вью Энея:
Шел он, за шагом шаг, опи­ра­ясь на длин­ную пику,
В гне­ве обло­мок стре­лы из раны вырвать пытал­ся,
Тре­бо­вал, чтобы дру­зья помог­ли ему спо­со­бом ско­рым:
Рану широ­ким мечом иссек­ли и скры­тое в теле,

Выну­ли жало стре­лы и вер­нуть­ся в бой раз­ре­ши­ли.
Я́пиг, Иасия сын, подо­шел, Апол­ло­на избран­ник;
Бог ему в дав­ние дни, вос­пы­лав любо­вью вели­кой,
Радост­но все искус­ства свои пред­ла­гал и уме­нья:
Или про­ро­че­ства дар, иль кифа­ру, иль быст­рые стре­лы.

Япиг, желая про­длить отца одряхлев­ше­го годы,
Силу трав пред­по­чел узнать, вра­че­ва­нья при­е­мы
Все изу­чить, чтоб в тиши зани­мать­ся скром­ным искус­ством.
Горь­ко роп­ща, сто­ял Дар­да­нид, на копье опи­ра­ясь,
Рядом - тро­ян­цев тол­па и пла­чу­щий отрок Аска­ний.

Толь­ко Эней недо­сту­пен сле­зам. А ста­рец хло­по­чет,
Полы пла­ща подо­брав по обы­чаю всех пеа­ни­дов:
То уме­лой рукой, то могу­чи­ми тра­ва­ми Феба
Тщет­но ста­ра­ет­ся он помочь, и желе­зо из раны
Паль­ца­ми хочет достать и цеп­ки­ми вырвать щип­ца­ми.

Нет уда­чи ему, и на помощь отец вра­че­ва­нья
Феб не при­хо­дит; меж тем на полях все боль­ше и боль­ше
Ужас рас­тет, все бли­же беда: засти­ла­ет­ся небо
Пылью, и всад­ни­ков строй под­сту­па­ет, и стре­лы на лагерь
Сып­лют­ся частым дождем, и в эфир высо­кий взле­та­ют.

В общем, всё плохо. А Энею покровительствовала Венера, которая греческая Афродита, которая его мать. И она не могла видеть, как мучается ее достойный сын из-за неправильно выбранной хирургической тактики. Метнулась она на Крит, насобирала там трав целебных, приготовила из них снадобье, рецепт которого был только в божественном издании справочника Видаля, простым смертным он был недоступен. Вот в левой руке на фреске у нее как раз сосуд с лекарством, а сама богиня остается в стелс-режиме, остальные изображенные ее не видят.

И снова Вергилий:

<...>
Горь­ко Вене­ре гля­деть на муче­нья без­вин­ные сына.
Тот­час она сорва­ла ясе­нец на Иде Дик­тей­ской -
Сте­бель с пур­пур­ным цвет­ком, от спе­лых листьев куд­ря­вый;
Зна­ют эту тра­ву быст­ро­но­гие гор­ные козы,

Ищут ее, убе­жав со стре­лой пер­на­тою в теле.
Обла­ком тем­ным лицо оку­тав, при­но­сит Вене­ра
Трав­ку и тай­но ее погру­жа­ет в бле­стя­щую чашу;
Вла­ге, нали­той в нее, при­дав целеб­ную силу,
Сок амвро­сии льет и души­стый состав все­це­ля­щий.

Рану вла­гой омыл ни о чем не ведав­ший Япиг -
Боль немед­ля ушла и поки­ну­ла тело Энея,
Кровь пере­ста­ла течь, осу­ши­лась глу­бо­кая рана,
Тот­час, покор­но руке, без уси­лья вышло из тела
Жало стре­лы, и к царю вер­ну­лись преж­ние силы.

В общем, и репутация врача не пострадала, и любимый сын спасен, молодец, Венера!

Фреска, к слову, небольшая, всего 38х45 см, сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя.

история, искусство, медицина

Previous post Next post
Up