Если греки любили расписывать медицинскими сюжетами разнообразную посуду типа гидрий (см. аватарку), то римляне специализировались на фресках. Одно очень интересное произведение этого жанра было найдено на стене зала «триклиния» в т.н. доме Ведия Сирика в Помпеях.
Чем интересна эта фреска? Тем, что на ней изображены сразу два любимца богов - действующий и в отставке, а также собственно боги в количестве одной штуки топлесс. Начнем с центральной фигуры - Энея. Легендарный отец-основатель всех римлян. Герой Троянской войны, защищавший ворота Трои в матче со сборной Греции. После падения города ему удалось бежать, вынеся на себе своего отца, приходившегося двоюродным братом Приаму, погибшему царю Трои. Об этом упоминает Гомер в «Илиаде», а продолжает развивать сюжет уже Вергилий в «Энеиде».
Итак, герой долго странствовал, пока не дошел до Лация, региона, позже ставшего колыбелью Древнего Рима. В Лации Энею приглянулась дочь местного царя. Царь явно читал Википедию, понял, какое счастье ему привалило и поэтому быстренько выгнал всех остальных претендентов на руку и сердце принцессы. Один из изгнанных, предводитель италийского племени рутулов, обиделся, мол, чего это приезжему всё, а мне - ничего. Началась война. И на фреске запечатлен как раз один из моментов такой войны - Эней ранен стрелой в бедро и его срочно доставляют к врачу.
Фигура пожилого врача Япига не менее примечательна.
В юности его любил (во всех смыслах слова) Аполлон, он же Феб. Бог «Радостно все искусства свои предлагал и уменья» своему избраннику. А недальновидный юноша решил пойти работать на скорую «Силу трав узнать, врачеванья приемы», чем сильно расстроил и Аполлона, и Вергилия, который не преминул уколоть Япига, мол, решил тот посвятить себя «скромному искусству», немодному и непрестижному. Не очень понимаю, чем этот выбор огорчил Аполлона, ведь его же сын - Асклепий/Эскулап - был греческим/римским главврачом.
Впрочем, вернемся к изображению. Итак, Эней в сопровождении двух воинов и плачущего сына Аскания доставлен к Япигу, который пытается щипцами извлечь застрявший в тканях наконечник.
Вот как это описано у Вергилия (XII книга «Энеиды»):
В лагерь к шатрам привели залитого кровью Энея:
Шел он, за шагом шаг, опираясь на длинную пику,
В гневе обломок стрелы из раны вырвать пытался,
Требовал, чтобы друзья помогли ему способом скорым:
Рану широким мечом иссекли и скрытое в теле,
Вынули жало стрелы и вернуться в бой разрешили.
Я́пиг, Иасия сын, подошел, Аполлона избранник;
Бог ему в давние дни, воспылав любовью великой,
Радостно все искусства свои предлагал и уменья:
Или пророчества дар, иль кифару, иль быстрые стрелы.
Япиг, желая продлить отца одряхлевшего годы,
Силу трав предпочел узнать, врачеванья приемы
Все изучить, чтоб в тиши заниматься скромным искусством.
Горько ропща, стоял Дарданид, на копье опираясь,
Рядом - троянцев толпа и плачущий отрок Асканий.
Только Эней недоступен слезам. А старец хлопочет,
Полы плаща подобрав по обычаю всех пеанидов:
То умелой рукой, то могучими травами Феба
Тщетно старается он помочь, и железо из раны
Пальцами хочет достать и цепкими вырвать щипцами.
Нет удачи ему, и на помощь отец врачеванья
Феб не приходит; меж тем на полях все больше и больше
Ужас растет, все ближе беда: застилается небо
Пылью, и всадников строй подступает, и стрелы на лагерь
Сыплются частым дождем, и в эфир высокий взлетают.
В общем, всё плохо. А Энею покровительствовала Венера, которая греческая Афродита, которая его мать. И она не могла видеть, как мучается ее достойный сын из-за неправильно выбранной хирургической тактики. Метнулась она на Крит, насобирала там трав целебных, приготовила из них снадобье, рецепт которого был только в божественном издании справочника Видаля, простым смертным он был недоступен. Вот в левой руке на фреске у нее как раз сосуд с лекарством, а сама богиня остается в стелс-режиме, остальные изображенные ее не видят.
И снова Вергилий:
<...>
Горько Венере глядеть на мученья безвинные сына.
Тотчас она сорвала ясенец на Иде Диктейской -
Стебель с пурпурным цветком, от спелых листьев кудрявый;
Знают эту траву быстроногие горные козы,
Ищут ее, убежав со стрелой пернатою в теле.
Облаком темным лицо окутав, приносит Венера
Травку и тайно ее погружает в блестящую чашу;
Влаге, налитой в нее, придав целебную силу,
Сок амвросии льет и душистый состав всецелящий.
Рану влагой омыл ни о чем не ведавший Япиг -
Боль немедля ушла и покинула тело Энея,
Кровь перестала течь, осушилась глубокая рана,
Тотчас, покорно руке, без усилья вышло из тела
Жало стрелы, и к царю вернулись прежние силы.
В общем, и репутация врача не пострадала, и любимый сын спасен, молодец, Венера!
Фреска, к слову, небольшая, всего 38х45 см, сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя.