Бывают писатели, которых знают в основном по одному произведению - как Грибоедова или Ершова, скажем; бывают и такие художники. Вот эта гравюра Томиоки Эйсэна (富岡 永洗, 1864-1905) «Снежный день» очень известная, часто воспроизводится. Другие его работы - куда менее ходовые. А среди них есть ещё много интереснейших.
Кстати, зонтики у него были постоянной темой.
Томиока Хидэтаро: родился близ Нагано в 1864 году и ещё подростком отправился в Токио - чтобы стать профессиональным художником. Учился там у Кобаяси Эйтаку (который и дал ему псевдоним Эйсэн), одновременно поступил на чиновничью должность при армии. А после смерти Эйтаку в 1890 году стал уже считаться полноценным самостоятельным художником.
Тематика у него была самая разнообразная - популярность японской гравюры падала, в моду входили европейские литографии, и приходилось быть мастером на все руки, чтобы заработать на жизнь. Пейзажи, бытовые сценки, батальные, исторические… Или вот такие листки для стихов самодеятельных поэтов (стихи вписывает покупатель):
Герои древности и средневековья - воины, чудотворцы, придворные… Даже боги.
Бытовые картинки из современности и сравнительно недавнего старорежимного прошлого:
Красавицы, в том числе и не в самых обычных видах:
Трогательные девушки, детки и пёсики:
Героические солдаты и матросы - вроде этого героя, который во время кораблекрушения спасает знамя и фотографии государя и государыни:
Не менее драматическая история - семья рыдает, получив известие о том, как их кормилец далеко на материке, на фронте, покончил с собою, чтобы не попасть в плен:
Заодно видно, как неудобно вспарывать себе живот кавалерийским палашом нового образца («Что ж вы так убиваетесь? Вы же так не убьётесь!»)…
А эта философическая сцена - кажется, вторая по знаменитости из гравюр Эйсэна:
И всё же кормиться гравюрными листами становилось всё труднее. Так что вскоре Томиока Эйсэн основные силы посвятил новому жанру. Какому - об этом в следующий раз.