Религии Японии в эпоху Камакура - 22

Apr 23, 2012 20:19


(Предыдущие очерки см. по метке Камакура)

   Жизнь и сочинения Нитирэна

В середине XIII в. различные способы почитания «Лотосовой сутры» (здесь и здесь), соединённые с переосмысленным учением Тэндай, дали начало новому движению. Его основал монах Нитирэн 日蓮 (1222-1282). Из всех японских буддийских учений эпохи Камакура проповедь Нитирэн была самой радикальной: он не просто отвергал все виды подвижничества кроме основанных на «Лотосовой сутре», но и призывал уничтожить их как вредные и опасные для всей страны.



В XIII в. Нитирэн и его ученики называли себя приверженцами «Школы Цветка Дхармы» 法華宗, Хоккэ-сю:, или же «Школы Исконных врат» 本門宗, Хоммон-сю:. Во втором случае имеются в виду «исконные врата» сутры, хоммон, предельно-истинное учение Будды Шакьямуни, изложенное во второй части «Лотосовой сутры», после главы XVI («Продолжительность жизни Татхагаты»).

В XIII-XIV вв. община последователей Нитирэна была сравнительно невелика. В XV в. на её основе возникают бунтарские народные движения «восставших за Цветок Дхармы» 法華一揆, Хоккэ-икки. Во все века своего существования школа Хоккэ открыто обличала мирские власти, и её почти всегда преследовали.

Когда в середине XIX в. в Японии был упразднён сёгунат и под давлением западных держав началась модернизация, последователи Нитирэна выдвинули его учение как особенно актуальное: ведь среди буддийских мыслителей прошлых веков он, один из немногих, писал о том, как спасти Японию от внешней угрозы (в пору обороны от монгольского нашествия). Во второй половине XIX в. за школой Хоккэ закрепилось название 日蓮宗 Нитирэн-сю:, «Школа Нитирэна». Её приверженцы разрабатывали буддийскую версию националистической идеологии обновлённой Японской империи; их стараниями и сам Нитирэн в японских и западных исследованиях стал выглядеть как ультра-националист, и лишь в последние десятилетия XX в. этот подход к его учению был преодолён.

В конце XIX и в XX в. школа Нитирэн дала начало многочисленным новым религиозным объединениям. Такие из них, как монашеский орден Ниппондзан Мё:хо:дзи 日本山妙法寺, организация Риссё: ко:сэй-кай 立正佼成会 или общество мирян Со:ка гаккай 創価学会, и в наши дни проповедуют учение Нитирэн не только в Японии, но и по всему миру.

Годы ученья

Самые ранние жизнеописания Нитирэна относятся к началу XIV в. Первым из них, вероятно, был составлен «Земной век высочайшего предания» 御伝土代, «Годэн додай» - сочинение Нитидо: 日道 (1283-1341). В дальнейшем и до сих пор приверженцы школы Нитирэн создают множество жизнеописаний своего наставника, где он предстает как святой подвижник «Лотосовой сутры». И эти жития, и научные биографии во многом опираются на сведения о жизни Нитирэна, которые тот сам приводил в своих трактатах и посланиях. Трудность для биографов состоит в том, что при обращении к разным читателям Нитирэн часто очень по-разному излагал одни и те же события, и не ясно, какую из версий он сам считал основной.

Нитирэн родился в провинции Ава 安房 в восточной части острова Хонсю: (не путать с провинцией Ава 阿波 на острове Сикоку). Вокруг его происхождения есть множество преданий. В день его рождения на море вдруг будто бы появились лотосы, а солнце сияло необычайно ярко.

В своих сочинениях Нитирэн по-разному указывает своё происхождение. Нередко он называет себя сыном рыбака, говорит, что родом он - «неприкасаемый», сэндара (旃陀羅, санскр. чандала), принадлежит к самому презренному слою общества. На его примере можно видеть, что в XIII в. в Японии проповедник, обращаясь к тем или другим слушателям, мог «менять» даже свой род и семью: прежде такие вольности в родословных были немыслимы. В школьной традиции позже была принята версия, по которой отец Нитирэна происходил из воинского рода, а мать - из столичной чиновной знати. В Ава эта семья находилась в ссылке, и отцу действительно приходилось заниматься рыбной ловлей. Место своего рождения Нитирэн считал обиталищем солнечной богини Аматэрасу. Связь с солнцем и с «Лотосовой сутрой» подчеркивает и позднейшее монашеское имя «Нитирэн» - «Солнце-Лотос».


Нитирэн с учеником молятся за рыбака и его ловчих птиц на реке Исава. Гравюра Цукиока Ёситоси.

По воспоминаниям Нитирэна, в детстве он рано решился подвижничать ради освобождения. Вслед за взрослыми он истово повторял слова «памятования о будде», но уже тогда начал сомневаться в полезности этого дела. В двенадцать лет он поступил на обучение в местный храм Киёсуми-дэра 清澄寺 (иначе читается как Сэйтё:дзи) - один из многочисленных на востоке Японии храмов школы Тэндай. Там он получил послушническое имя Якуо:маро - в честь бодхисаттвы по имени Царь Врачевания, Якуо: 薬王. О суровом подвижничестве этого бодхисаттвы идет речь в главе XXIII «Лотосовой сутры»: на протяжении нескольких рождений Якуо: сжигал свои руки как подношение будде.

Храм Киёсуми относился к тому направлению школы Тэндай, которое восходит к «пагоде Ёкава» - то есть к традиции Гэнсина и его учеников. Как и в Ёкава на горе Хиэй, в Киёсуми сильна была приверженность «памятованию о будде» - ведь именно Гэнсин первым в Японии разработал целостное учение об этом виде подвижничества. Вероятно, здесь, как и в Ёкава, уделяли особенное внимание ученым занятиям, освоению трактатов китайских и японских мыслителей школы Тэндай. В храме Киёсуми были сильны и «таинства» в версии Какубан; к концу эпохи Камакура этот храм перешел к школе Синги-Сингон.

По собственному признанию в одном из писем, Нитирэн в пору ученья совершал обряды, обращённые к бодхисаттве по имени Чрево Пустого Неба, Коку:дзо: 虚空蔵, чтобы стать «великим мудрецом». Почитание этого бодхисаттвы, помощника в освоении книг, было принято в «таинствах», особенно знаменитыми его приверженцами были Ку:кай и Какубан. В 1237 г. послушник получил местное (не полное) монашеское посвящение и отправился в Камакура. Там он познакомился с учением дзэн в изложении последователей Эйсай. Вероятно, он готовился продолжить обучение в школе Тэндай - в ее главных храмах на горе Хиэй. Сохранилась рукопись «Собрания многочисленных значений совершенного» (円多羅義集, «Эн тара ги-сю:»), переписанного рукой Нитирэна в 1238 г. Этот текст начала XII в. приписывали Эннин, наставнику Тэндай IX в.; сюда вошли устные наставления школы Тэндай об «исконной просветленности». Знание наиболее влиятельного направления в учении Тэндай той поры могло потребоваться монаху, если он собирался дальше учиться в этой школе.

В 1242 г. Нитирэн прибыл на гору Хиэй. Его определили в ученики к Сюмпану 俊範 (ум. 1262) - одному из глав тогдашней школы Тэндай, наставнику, ведавшему всем обучением монахов. Сюмпан принадлежал к традиции «исконной просветленности». Вероятно, высокая должность в школе мешало ему уделять много времени урокам как таковым, так что в основном Нитирэн осваивал теорию Тэндай самостоятельно, по книгам. Возможно также, что Сюмпан по обыкновению школы Тэндай в главные свои ученики выбирал монахов из знатных семей (он и сам принадлежал к роду Фудзивара), а менее родовитыми пренебрегал. Общение с наставником для Нитирэн было трудным еще и потому, что молодой монах говорил на восточном диалекте - и не смог либо не захотел переучиться на столичное произношение. Работу с письменными текстами диалектные различия не затрудняли, а на устное обучение влияли заметно. В дальнейшем Нитирэн никого из своих современников не чтил как единственного Учителя - в отличие от Синрана, чьим Учителем был Хо:нэн, и от До:гэна, ученика Жуцзина.

Из двух главных традиций Тэндай той поры - книжной и устной - Нитирэн предпочитал первую, то есть сочинения Тянь-тая Чжи-и, Мяо-лэ Чжань-жаня и Сайтё:, а не учение об «исконной просветленности», основанное на устном предании. «Таинства» школы Тэндай, прикладные знания об обряде, также не привлекали его - ведь в этой области «Сутра о Великом Солнце» считалась главной, более важной, чем «Лотосовая». Основы теории Тэндай, изложенные у Чжи-и и Сайтё:, как и их подходы к толкованию «Лотосовой сутры», Нитирэн в дальнейшем принимал и не пытался дополнять - однако строил на них новую проповедь об обряде, о государстве и о роли общины в нем.

В 1240-е гг. Нитирэн, кроме буддийских источников, изучал еще конфуцианские и даосские книги. Возрожденный интерес к китайской мысли в Японии XIII в. прослеживается и у Нитирэна. Особенно заметно у него влияние конфуцианских взглядов на роль служилого человека в государстве. В этом смысле Нитирэн следует за Сайтё: - для основателя школы Тэндай задачи буддийского общинника и задачи подданного державы тоже были связаны неразрывно.

Нитирэн побывал на обучении в храме Ситэнно:дзи в Нанива, где получил наставления по учениям школ города Нара. «Таинствами» он всё же занимался: в 1251 г. он переписал «Тайное толкование мантр пяти кругов и девяти знаков» (五輪九字明秘密釋, «Горин кудзи-мё: химицу-сяку»), главное сочинение Какубана. Передача этого текста невозможна была без посвящения, так что, скорее всего, Нитирэн прошел обряд посвящения в «таинства» школы Сингон. В школе Тэндай или вне ее Нитирэн освоил «Законы Цветка Дхармы», 法華法, хоккэ-хо: - «тайные» обряды по «Лотосовой сутре». В «таинствах» они не относились к числу самых значимых, а Нитирэн позже задействовал их при разработке обрядности своей школы.

Еще в годы ученья молодой монах составил сочинение с жесткими нападками на сторонников «исключительного памятования о будде». Такой критикой в школе Тэндай в ту пору занимался и Сюмпан. В 1253 г. Нитирэн вернулся в родные места, в храм Киёсуми. Исследователи называют несколько причин его ухода с горы Хиэй. Это и засилье «таинств» в школе Тэндай, и общая ее консервативность, и прочная связь школьного начальства со столичной знатью - той частью общества, чье влияние явно шло на убыль. Как отмечает А.Н. Игнатович - главный наш отечественный исследователь Нитирэна - Нитирэн не видел возможности обновить школу на горе Хиэй, хотя, видимо, и желал бы этого. Восстановить учение Чжи-и и Сайтё: для него означало - начать собственную проповедь вне рамок тогдашней школы Тэндай.

Начало проповеди Нитирэна  
28-й день 4-го месяца 1253 г. в школе Нитирэн считается днем «открытия учения» 開教, кайкё:. На рассвете этого дня Нитирэн взошел на вершину холма недалеко от храма Киёсуми, и, глядя на рассветное солнце, воскликнул: «Слава Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы!», Наму Мё:хо: Рэнгэ-кё:. В тот же день он произнес проповедь, в которой опровергал учения Дзё:до и Дзэн и утверждал, что в век «конца Закона» спасительно только почитание «Лотосовой сутры». Проповедь встретила неприятие у представителя воинской Ставки в том краю - «поземельного начальника» 地頭, дзито, по имени То:дзё: Кагэнобу 東条景信. Этот воин был истовым приверженцем «памятования о будде», - то есть, по Нитирэну, врагом Дхармы. По преданию, он приказал казнить проповедника, но двое монахов из Киёсуми помогли Нитирэну тайно бежать из храма.

Исследователи обсуждают и другую версию тех же событий. По ней Нитирэн после своей первой проповеди не сразу покинул храм, а оставался в Киёсуми еще несколько месяцев, постепенно приобретая всё большее влияние на монахов и мирян. В то время шла распря между То:дзё: Кагэнобу и некой госпожой из местной знати, имевшей наследственные права на земли в краю Ава. Руководство храма Киёсуми поддерживало представителя воинской ставки, а Нитирэн занял сторону госпожи - в том числе и потому, что его родители были многим обязаны ее семье (возможно, отец Нитирэн какое-то время служил в ее имении). Нитирэн не только вел речи в поддержку госпожи, но и совершал моления ради ее победы, и в итоге местные храмовые и военные власти вынудили его уехать.

Считается, что первыми последователями Нитирэна стали его родители. Отцу он дал имя Мё:нити 妙日, «Чудесное Солнце», а матери - Мё:рэн 妙蓮, «Чудесный Лотос», себе же взял имя Нитирэн. В том же 1253 г. Нитирэн начал проповедовать в Камакура, поселившись на ее южной окраине в месте под названием Мацуба-га Яцу 松葉ケ谷, и у него появились ученики. Первым из них стал монах школы Тэндай, принявший новое имя Ниссё: 日昭 (1221-1323). Он и до встречи с Нитирэном не мог примириться с тем, что «Сутру о Великом Солнце» в школе Тэндай ценили выше «Лотосовой сутры». Проповедь Нитирэна была близка к его собственным взглядам. Затем учеником Нитирэна стал и племянник Ниссё:, он получил имя Нитиро: 日朗 (1245-1320). С 1256 г. в Камакура уже проходили съезды последователей нового учения. В промежутках между съездами монахи, ставшие учениками Нитирэна, или странствовали, или жили в своих прежних храмах (в основном это были храмы школы Тэндай в восточных провинциях). Странствующие ученики Нитирэна проповедовали его учение о верховенстве «Лотосовой сутры» в провинциях Ава, Суруга, Каи, Сагами, Идзу, Мусаси, Кадзуса, Симо:са, то есть также в основном на востоке страны.

Признавал ли Нитирэн важность монашества? По оценке А.Н. Игнатовича, заповедей в целом Нитирэн не отрицал, но и не придавал им большого значения: главным мерилом в его кругу была верность «Лотосовой сутре». У него появилось немало приверженцев-мирян 檀越, данноцу. Нитирэн не делал различия между ними и учениками-монахами.

Почти все ученики-миряне были служилыми людьми, занимали при воинской ставке ответственные, но не высокие должности. Провинциальные незнатные воины и в дальнейшем составляли основу школы. Это видно, в частности, по стилю посланий Нитирэна - почти все они написаны на том же языке, на каком писали образованные воины в восточных землях. Проповедовать для простолюдинов Нитирэн тоже старался, но у них широкой поддержки не встретил.

Среди учеников Нитирэна было много «вступивших на Путь» 入道, ню:до:. Такие люди принимали монашество в зрелые годы, не проходили храмового обучения и оставались жить вместе с семьей как «монахи в миру». В основном это были отставные воины. К Нитирэну обратилось немалое число «монахинь в миру», тоже из воинских родов.

В окружении Нитирэна вообще заметную роль играли женщины, монахини и мирянки. Возможно, это было связано с тем, что «Лотосовая сутра» в Японии еще с древности воспринималась как «женская», ведь именно в ней на примере Дочери царя драконов показано, как женщина может стать буддой. Часто именно женщины первыми приходили слушать проповеди Нитирэна, а уже вслед за ними - их родичи-мужчины.

Долгое время школа Хоккэ не имела собственных храмов; Нитирэн и его преемники жили и давали свои наставления в домах мирян.

(Продолжение будет)

буддизм, Япония, Камакура

Previous post Next post
Up