Подсела я на железяки))). Есть ведь еще фотки достаточно распространенных, надо будет общий пост сделать. А сегодня мне попался рельс с двусторонним клеймением, - с одной стороны вышеозначенные Катавские заводы князя Белосельского, а с другой аббревиатура «К.Ж.Д.»
Примерное место обитания этого обрезка рельса, - ул. Буянова 72. Снимать было неудобно поскольку рельс обсажен цветочками, поэтому прошу прощения за качество снимка. А теперь немного о самих клеймах. Согласно страницы из каталога выставки в Нижнем Новгороде от 1896 года, рельсы производились на Катав-Ивановском чугуно-плавильном, железоделательном, сталерельсовом заводе. Завод этот находился в Уфимской губернии. Основали завод в 1758 году купцы Твердышев и Мясников и по линии наследства он перешел к генерал-майору князю Белозерскому-Белосельскому. Оснащение завода: 24 паровых двигателя в 1400 сил, 15 водяных до 440 сил, 4 домны с тремя воздухонагревательными аппаратами Витвель Каупера, две воздуходувных машины, 1 мартен с четырьмя генераторами, 2 бессемеровских реторты на 600 пудов каждая и оборудование для прокатки рельсов. Обслуживалось все это 1250 постоянными и 880 временными рабочими. Завод выдавал в год 1 млн.пудов чугуна, 900000 пудов рельсов и 50000 пудов литого железа и стали.
Скан страницы каталога любезно предоставил
leonovvaleri .
А теперь вторая сторона рельса «К.Ж.Д.» вот тут начинаются загадки... Список состава железных дорог Российской империи на дату создания этого рельса (сентябрь 1901 года) предлагает нам только дороги с двойными названиями, что, соответственно влияет на аббревиатуру и Константиновскую железную дорогу, которая работала исключительно на направлении Константиновка - Мариуполь для Юзовских и, возможно, попутных заводов. В комментариях одного блогера я прочла версию, озвученную как мнение музейных работников, что это аббревиатура казенных железных дорог. Пока вопрос о К.Ж.Д. остается открытым.