В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Окончание. Начало в
http://uborshizzza.livejournal.com/500844.html,
http://uborshizzza.livejournal.com/505725.html и
http://uborshizzza.livejournal.com/521005.html http://uborshizzza.livejournal.com/530258.html http://uborshizzza.livejournal.com/574175.html http://uborshizzza.livejournal.com/595764.html В главе седьмой Докинз делает то, что обещал не делать в первых главах: рассматривает библейские мифы с критической точки зрения. Как я уже неоднократно писала, возможно, это ново для американцев, но не для бывшего жителя СССР. У нас это входило в предмет «научный атеизм», кроме того, ознакомиться хоть как-то с содержанием Библии можно было только на примерах ее разоблачения. Единственное, что задержало мое внимание, это описание эксперимента с 1000 еврейских школьников, которым давали известный библейский текст о разрушении Иерихона в оригинале и просили оценить: правы ли были евреи (А), в чем-то правы (В), неправы (С). В итоге А выбрали 66%, В - 8%, С - 26%. Контрольная группа в 168 человек слушали этот текст, но в предположении, что так поступали древние китайцы. Только 7% одобрили китайцев, а 75% их осудила. Дети оправдывали евреев на том основании, что те выполняли волю Бога, что жителей Иерихона надо было убить, потому что они были нечестивы, что они могли осквернить евреев своим присутствием. Некоторые, не одобрявшие поведения предков, считали, что не надо было убивать животных и рушить дома, они могли бы пригодиться, но остальные считали здания и животных нечестивцев нечистыми и не годящимися к употреблению. А вот то, что китайцы убивали во имя своего бога, было сразу признано геноцидом.
Докинз в этой главе вспоминает жертвы религиозных войн. Например, при разделе Индии погибло более 1 млн.человек, а 15 млн. остались бездомными. Вместе с тем автор находит, что в последнее время нравы стали мягче. Люди стали беречь окружающую среду, стараются прекратить расовую ненависть и рознь, тактично относятся к меньшинствам. Так как это происходит на фоне уменьшения роли религии в мировоззрении, он считает это доказательством вреда религии.
В восьмой главе Докинз отвечает на вопрос, что плохого в религии. Кажется, что он уже это говорил прежде, но, видимо, он считает, что повторение - мать учения. В данном случае он обличает террористов, которые руководствуются религиозными идеями. Это не только исламские фундаменталисты, но и те, кто преследует гомосексуалистов, и те, кто угрожает врачам, делающим медицинские аборты. Отражая аргументы противников абортов, он поминает легенду о Бетховене, которая представляет собой диалог:
- Хочу узнать ваше мнение о прерывании беременности. У отца - сифилис, у матери - туберкулез. Из четырех уже родившихся их детей один - слепой, второй умер, третий- идиот, у четвертого - чахотка.
- Эту беременность надо прервать!
- Поздравляю: вы только что убили Бетховена!
Байка эта долго гуляла по свету, пока кто-то не удосужился посмотреть биографию композитора. Бетховен был вторым ребенком в семье, его старший брат, действительно, умер в младенчестве (что было обычным явлением в то время), мать болела туберкулезом, но нет никаких данных о сифилисе отца.
В девятой главе Докинз останавливается на вреде религии для детей. В частности, ему не нравится католическое воспитание, потому что там много внимания уделяют описанию ада, запугивая им детей. Довольно оригинально, что Докинз считает такое психологическое насилие хуже педофилии некоторых священников. Он сам обучался в католических интернатах, и видел педофилов среди учителей (один даже приставал к нему), но особого зла к ним не питает, а вот то, что его пугали адом и чистилищем, простить не может. Его очень порадовало письмо одной женщины, которая пишет, что если сравнивать ту психологическую травму, которую ей нанес священник, пытающийся ее тискать и тот страх, который возник у нее после смерти некрещеной подруги, то второе был значительно вреднее. Ей несколько лет снилось, что ее подруга горит в аду, как гласит официальная версия католицизма. Что до преследования педофилов, то Докинз считает, что здесь много злоупотреблений, так в Великобритании разгромили дом врача -педиатра, перепутав его с педофилом в результате компании «Найди и пристыди».
В десятой и последней главе Докинз рассматривает вопрос то том, что религия полезна для утешения, что она помогает справляться со страхом смерти. В данном случае он считает, что во-первых, религия плохо справляется с этой функцией, во -вторых, что у некоторых к страху смерти еще добавляется страх загробных мук, в-третьих, что тут могут быть полезны психологи и лекарственные препараты, в-четвертых, что нормальному человеку такие утешения не нужны.
Наконец, Докинз допускает, что наши знания о мире слишком примитивны, и что возможно самое необычное. Вот с этого бы и начал.