Эрик Аксл Сунд. «Голодное пламя» («Девочка-ворона-2»)

Mar 07, 2015 15:22


Эрик Аксл Сунд. «Голодное пламя» («Девочка-ворона-2»).
Вторая часть «Слабости Виктории Бергман» - «Голодное пламя» оказалась значительно хуже первой. Часть персонажей из нее пропали, некоторые темы не получили дальнейшего развития.
Так в первой части значительное место занимает личность женщины-комиссара полиции, Жаннет. Читатели прониклись ее проблемами: неверный и неблагодарный муж, сложности с сыном-подростком, нехватка денег, коллеги недостаточно уважают. С горя Жаннет заводит роман с женщиной-психологом, Софией, не догадываясь, что та - преступница.
Первая часть закончилась на драматической ноте: София села прокатиться на аттракционе с сыном Жаннет (они вместе выбрались на прогулку в парк), а мальчик пропал. Мы знаем, что когда София в последний раз каталась на аттракционе в парке, она убила мальчика Мартина, вообразив себя девочкой-вороной.
http://uborshizzza.livejournal.com/3227086.html
Я ожидала чего-то ужасного, но ничего не случилось. Сына комиссара нашли очень скоро, он был без сознания, так как ему в вену вкололи спирт, но никаких повреждений у него не нашли. Мальчик выспался - на этом все и закончилось. Изложено все это скороговоркой. В «Голодном пламени» Жаннет занимается расследованиями очередных загадочных убийств, а ее личная жизнь находится на втором плане.

Основная же часть романа посвящена главной героине - Виктории Бергман. Читатель узнает еще одну большую порцию сведений о ее биографии.
Например, выяснилось, как она из Виктории превратилась в Софию. Софией Цеттерлунд звали ее психолога. Какое-то время Виктория у нее наблюдалась и рассказала ей об отношениях с отцом. Та посоветовала ей обратиться в полицию. Виктория подала заявление, попросила защиту свидетеля, по которой ей изменили имя и фамилию. Она пожелала стать полной тезкой своего психолога. Подробные медицинские исследования подтвердили, что ее тело с детства подвергалось сексуальному насилию: были обнаружены соответствующие шрамы, разрывы и др. Но потом она передумала давать показания против отца, и он не был привлечен к ответственности. Далее София-Виктория выучилась на психолога, стала прилично зарабатывать, один раз выезжала с гуманитарной миссией в Африку, где подверглась насилию со стороны детей-солдат и еле выжила. 10 лет она прожила с мужчиной, а потом выяснила, что он все эти годы имел другую семью. Она имитировала его самоубийство, а после этого у нее ярко проявилось диссоциативное расстройство. София почти забыла, что была Викторией (т.е. она помнила то, что поменяла свою фамилию, помнила в общих чертах почему, но не ощущала себя Викторией), но потом эти 2 ее личности воссоединились.

Психическое расстройство началось у Виктории давно: так детская психика пыталась справиться с тем ужасом, что ей приходилось переживать дома. По наследству расстройство перешло к Софии.
Среди личностей Виктории были Помощник, Лунатик, Рептилия, а также Трудяга, Аналитик, Зануда - эти трое образовались из личностей 2-х подруг Виктории по гимназии Сигтуна - Ханны Эстлунд и Йессики Фриберг. Еще есть Девочка-Ворона - это объединение всех личностей Виктории, кроме Лунатика. А когда в 16 лет она с родителями прожила полгода в Африке, к ним добавилось их африканская горничная Солес (имя придумано). Виктория «забрала» ее с собой в Швецию. Следующей личностью Виктории стала София. Более того, мальчик-китаец Го, который будто бы жил у Софии в тайной комнате, тоже оказался частью личности Виктории - не было никакого мальчика.

Важными вехами в развитии психоза Виктории (из тех, что стали известны читателю в 2-х первых книгах) были: убийство маленького Мартина в 16 лет, «прописка» в гимназии Сигтуна, рождение дочери, пребывание в Дании.
После убийства Мартина Виктория посещала психолога Софию - старушка расположила ее к себе. Потом она училась в гимназии Сигтуна, где прошла унизительную «прописку», потом путешествовала с подругами по Европе, потом с родителями уехала в Африку, вернулась оттуда беременной от отца (ей было 18 лет), отец отправил ее в Данию к своему другу Вигго Дюреру. Там она родила девочку, которую отдали на удочерение. В Дании Виктории пришлось работать на свиноводческой ферме, она также подвергалась насилию со стороны Дюрера и его приятеля, фамилию которого она не знала и про себя называла «Шведом». В 20 лет она приняла решение порвать с прошлым. Она сбежала из Дании, прожила 2 месяца у психолога Софии. В это время она захотела найти свою удочеренную дочь. Ей сказали, что девочку назвали Мадлен, а удочерила ее семья Сильвербергов. Каков же был ее ужас, когда она обнаружила, что Сильверберг - это тот самый Швед, что насиловал ее на ферме.

В тот же день Виктория вернулась в Стокгольм, ушла от старушки-психолога и стала жить самостоятельно - окончила университет, сделалась преуспевающим психологом. Дочерью она больше не интересовалась.
У Софии (теперь Виктория звалась так) были провалы в памяти. Часто по вечерами она напивалась, отправлялась в какой-нибудь бар, выбирала мужчин для секса, возвращалась домой, а по утрам ничего не помнила. Потом она нашла постоянного мужчину. После того, как убила его за измену, София вновь стала по ночам ходить по барам.
И это то, что касается темы с диссоциативным расстройством.

Но трилогия посвящена другой теме - насилию над детьми. Психическая болезнь Виктории-Софии - только следствие такого насилия.

В первой книге кто-то убивал мальчиков, жестоко истязая их перед смертью. Комиссар Жаннет подозревала, что это связано с педофилами. Ей были известны 2 педофила: Карл Лундстрём и отец Виктории Берд Бергман. У Лундстрема был адвокат - Витто Дюрер. На момент начала 2-го романа «Слабости Виктории Бергман» Берд Бергман мертв (его и его жену убила дочь Виктория, подстроив пожар в бане), а Лундстрем впал в кому после попытки повешения. Лунстрем подозревался в 2-х вещах: в развращении дочери и в жестоком изнасиловании проститутки Ульрики, совершенном в группе неизвестных.

И вот произошло кровавое убийство Сильверберга - он расчленен, как свинья. Мы знаем, что Сильверберг - педофил, что он насиловал Викторию Бергман и удочерил ее дочь Мадлен. Но об этом не знает комиссар Жаннет. Однако исследуя прошлое убитого, она выясняет, что он 13 лет назад перебрался из Дании в Швецию после того, как был обвинен в растлении своей приемной дочери Мадлен. Девочке было 7 лет. Сильверберга защищал уже известный нам Витто Дюрер. Дело закрыли, а приемная дочь Мадлен была передана в социальную опеку и помещена в психиатрическую больницу.

Одновременно в больнице убивают Карла Лунстрема.

Таким образом, Жаннет устанавливает связь между Сильвербергом, Лунстремом и Дюрером. Далее она обнаруживает, что все они, а также покойный Берд Бергман были членами загадочного фонда Sihtunum i Diaspora. Название означает по-древнегречески «Сигтуна в изгнании» и является фондом, жертвователи которого - те, кто когда-то жил в Сигтуне, а потом переехал. А в целом название, кажется, указывает на связь членов фонда с тамошней школой-интернатом..Это старая королевская школа. Гуманитарное учебное заведение Сигтуны - самая крупная и известная школа-интернат. В нее ходили Улоф Пальме, Повель Рамель, Петер и Маркус Валленберги.

Дела по педофилии, в которых участвовал адвокат Дюрер, вели прокурор Кеннет фон Квист и бывший начальник Жаннет. При этом прокурор просто не вникал в дело. Но сейчас, когда Жаннет подобралась так близко, он понял, что помогал педофилам. Поэтому он связался с Дюрером, а тот решил изолировать единственного свидетеля - Ульрику. В этой книге ее судьба до конца неизвестна.
Вторая свидетельница - дочь Карла Лунстрема - повесилась. Перед смертью она вспоминала, как отец читал специальную длинную молитву во время того, как ее насиловал. В молитве говорилось что-то про истинное познание и истинную любовь к своему чаду.

Кроме убийств педофилов, происходит убийство одной бездомной женщины - Фредрики Грюневальд. Убийцу этой женщины запомнил еще один бездомный: это была стройная блондинка, на правой руке которой не хватало безымянного пальца. Рядом с трупом лежал снимок - выпускная фотография гимназии в Сигтуне, где рядом с Федерикой сняты еще несколько выпускниц. При выяснении их личностей обнаружилось, что это были Шарлотта Сильверберг, Аннета Лундстрём, Генриетта Дюрер, Регина Седер.

Таким образом, три ученицы школы в Сигтуне - Шарлотта, Аннета и Генриетта - вышли замуж за педофилов, причем Шарлотта и ее муж Карл были кузенами. Отцы Карла и Аннет жили в Лапландии, в городке Польсиркельн. А адвокат Вигго Дюрер жил в Вуоллериме. Это всего три-четыре мили от Польсиркельна. В восьмидесятые годы в газетах всплыла одна история. Речь шла о некой секте с ответвлениями по всей Северной Лапландии, а угнездилась она в Польсиркельне. Все началось с заявления в полицию на движение, которое так и называло себя - Псалмы Агнца. В заявлении говорилось о сексуальных посягательствах на детей, но проблема в том, что заявитель остался анонимным и никто конкретно не был обвинен. В газетных статьях, писали, что восемьдесят процентов жителей поселков вокруг Польсиркельна, вероятно, являются активными членами секты. Назывались имена Аннет и Карла Лундстрёмов, а также их родителей, но доказать ничего не удалось. Полицейское расследование закрыли.
Похожая секта - Секта Судного дня - существовала в тридцатые годы. Пророчества о конце света и серебряном корабле, который заберет тех, кто крепок в вере. Члены секты предавались оргиям, то есть, согласно цитате из Библии, были как дети: прыгали по-вороньи на дорогах, раздевались догола и так далее. Игры назывались - Псалмы Агнца. Имели место прелюбодеяния с детьми. Было допрошено сто восемьдесят человек и сорок пять оштрафованы, некоторые - за сексуальные действия с несовершеннолетними. В Польсиркельне было нечто подобное. Сектанты отдавали детей учиться в школу в Сигтуне. Они образовали фонд с названием этой школы и предпочитали браки в своем кругу. Их дети сексуально использовались членами этого сообщества с самого детства, и продолжалось это не одно поколение.
Вероятно, и отец Виктории был членом секты «Псалмы Агнца». Дочь Виктории Мадлен с рождения оказалась в этой среде, но в отличие от матери, она не стала молчать, и еще в 7 лет рассказала о происходившем с ней в школе. Но ей не поверили и поместили в психушку. Когда она вышла из нее, то принялась мстить. Она убила своего приемного отца. Не менее виновными она считала и жен педофилов - они приезжали на ферму, где она воспитывалась, и принимали участие в оргиях с детьми.
Мадлен убила Генриетту (сбила ее автомобилем), Федерику, сына Регины (утопила в бассейне), а потом саму Регину.
Большинство убийств Мадлен подстраивает под несчастные случаи. Так смерть Генриетты, Карла Лундстрёма и сына Регины не вызвала подозрений, да и про Регину догадались, потому что поняли, на кого идет охота.
Когда женщины были на ферме, маленькая Мадлен подслушала их рассказ о том, как они, учась в школе, издевались над Викторией Бергман и ее подругами - Ханной Эстлунд и Йессикой Фриберг. У Ханны была особая примета - отсутствовал безымянный палец на правой руке. Мадлен отрубила себе тот же палец, чтобы убийства сочли местью за давний случай унижения в школе.
Мадлен знала, чья она дочь, и хотела убить Берда Бергмана, но не успела - мать ее опередила. Она же похитила сына Жаннет, думая, что он сын ее матери, но потом разобралась в чем дело, и отпустила его восвояси.
Вторая часть заканчивается на том, что Мадлен готовится убить Шарлотту и Аннету.

Наверное, надо объяснить, что такое «голодное пламя». Это слова из одного псалма и означают они память о пережитых страданиях, жажду мести, желание искупить грехи - то, что делает человека живым.

С первого взгляда содержание романа кажется каким-то бредом. Я даже не хотела о нем писать. Но на самом деле в психиатрии описаны множественные расстройства личностей, а в скандинавских странах наблюдается более, чем странное отношение к педофилии и особенно, к инцесту. До 1984 года оно называлось прелюбодеяние с потомком, и закон изменился только в 1984 году. Теперь это считается преступлением и наказывается заключением от четырех до пяти лет. Также выплачивается возмещение ущерба, где-то с полмиллиона шведских крон.
В девяностых годах проводили большое исследование среди семнадцатилетних. Оно показало, что каждая восьмая девочка и один из 25 мальчиков подвергалась посягательствам.
Сегодня делается упор на то, что преступления такого рода влияют на жертву. «Саморазрушительное поведение и попытки самоубийства не так уж редки. Во взрослом возрасте все подвергшиеся насилию без исключения страдают от тревожности и бессонницы, постоянного напряжения, которое затрудняет нормальные отношения с противоположным полом - пожтому насильников заставляют выплачивать жертвам изрядные суммы. Действия взрослого попросту накладывают слишком большой отпечаток на жизнь ребенка» - объясняется в книге.
Для меня такое объяснение - дикость само по себе. У нас считается, что подобные вещи - немыслимая мерзость, и наказываются они очень строго, а большинство требуют для них смертной казни. А сроки-то у них какие мизерные! Если не по воспоминаниям ребенка, а по его травмам видно, что он подвергался насилию, то какие 4 года? Пожизненное!
И это интересное отличие нас от скандинавов. Насилие над собственными детьми они умудряются обставлять какими-то религиозными соображениями, собираясь для этого в секты. Поэтому книга кажется мне познавательной. Похоже, что при ее написании авторы опирались на реальные случаи.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)

пересказы, Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up