Корабли-легенды US NAVY - 3.

Jan 30, 2007 09:28

Первый пост на эту тему см. тут.
Второй пост на эту тему см. тут.

Старый эскадренный миноносец DD-224 Stewart умудрился заслужить у американских моряков целых два прозвища. Одно романтическое: Flying Dutchman - "Летучий Голландец". Второе - трагическое: RAMP - Recovered Allied Military Personnel - "вернувшийся из плена военослужащий".

Эскадренный миноносец "Стюарт" был заложен 9 сентября 1919 г. на заводе Крампа в Филадельфии. Он относился к заказанной в рамках программы наращивания флота в ходе первой мировой войны очень многочисленной серии эсминцев, получивших за свой характерный силуэт название "гладкопалубников" и "четырехтрубников". Эсминец был спущен на воду 4 марта 1920 г., а 15 сентября того же года он вступил в строй. После годичного пребывания в резервном дивизионе и нескольких месяцев в эскадре эсминцев Атлантического флота летом 1922 г. "Стюарт" персек Атлантику, Средиземное море, Индийский океан, прибыл на Филиппины и вошел в состав американского Азиатского флота. В последующие годы он нес весьма неспокойную службу в Китае, выполняя по сути роль стационера, последний визит в китайские порты Желтого моря он совершил летом и осенью 1940 г. Весь 1941 год, по мере ухудшения обстановки, эсминец находился на Филиппинах, а 27 ноября вместе с остальными кораблями Азиатского флота получил приказание направиться в голландскую Ист-Индию.


К началу войны "Стюарт" под командованием капитана 3 ранга Гарольда П. Смита являлся флагманом 58-го дивизиона эсминцев, которым командовал капитан 2 ранга Т.Г. Бинфорд, дивизион входил в 29-ю эскадру эсминцев. Первые два месяца войны "Стюарт" сопровождал конвои в районе голландской Индии, затем 4 февраля в составе объединенных сил адмирала Доормана участвовал в неудачной попытке перехватить в Макассарском проливе японский конвой с десантом.

На рассвете 19 февраля японские войска высадились на о. Бали. Адмирал Доорман решил в ночь с 19 на 20 февраля атаковать находившееся в проливе Бадунг японское соединение тремя группами кораблей: в первую вошли голландские легкие крейсера "Де Рейтер" и "Ява", эсминец "Пит Хейн" и американские эсминцы "Поуп" и "Джон Д. Форд", во вторую - голландский легкий крейсер "Тромп" и четыре американских эсминца 58-го дивизиона: "Стюарт", "Пэррот", "Пиллсбюри" и "Эдвардс", в третью - 8 голландских торпедных катеров.

Атака первой группы закончилась неудачно: японские эсминцы "Асасио" и "Осио" заставили выйти из боя голландские легкие крейсера, а эсминец "Пит Хейн" был торпедирован и погиб. Вторая группа союзников столкнулась с той же парой японских эсминцев. В ходе короткого боя на "Стюарте" рикошетом были повреждены шлюпки и торпедные аппараты, а потом 127-мм снаряд попал в корму, затопив отделение рулевой машины. Затем японские эсминцы открыли огонь по концевому "Тромпу", голландский крейсер получил более 10 попаданий, добившись лишь одного в носовую часть "Осио". Японцы вернулись к своему транспорту из состава сил вторжения, а корабли союзников направились к северному выходу из пролива, где столкнулись с другой парой японских эсминцев, "Арасио" и "Митисио". "Митисио" попал под сосредоточенный огонь крейсера "Тромп" и эсминцев "Стюарт", "Эдвардс" и "Пиллсбюри", получил тяжелые повреждения и лишился хода. Противники быстро разошлись на контркурсах, после боя соединение союзников отошло в Сурабаю, "Митисио" был отбуксирован в Макассар для ремонта, а японцы практически без помех заняли о. Бали.

Осмотр кораблей, проведенный в Сурабае, показал, что "Стюарт" из-за повреждений отделения рулевой машины нуждался в доковом ремонте. 22 февраля его ввели в плавучий док, однако установка кильблоков была выполнена не лучшим образом, и когда док вместе с эсминцем начал всплывать, кильблоки не выдержали нагрузки, и "Стюарт" на 12 футах воды завалился на левый борт с креном примерно 45°, повредив корпус и погнув гребные валы.


В обстановке постоянных воздушных налетов и неминуемого вторжения противника решено было эсминец уничтожить, ответственность за что была возложена на командование базы, экипаж "Стюарта" покинул корабль вечером 22 марта. В ходе одного из последовавших налетов в среднюю часть корабля попала авиабомба, причинившая дополнительные повреждения. 24 февраля Сурабая подверглась очередному налету, в ходе которого были разрушены доки и потоплены стоявшие в гавани суда. Оставшийся без торпед и нуждавшийся в доковом ремонте 58-й дивизион эсминцев капитана 2 ранга Бинфорда отошел в Чилачап. 2 марта, незадолго до того, как порт был оставлен союзниками, эсминец "Стюарт" затопили вместе с доком.

На этом история старого "Стюарта", казалось бы, должна была завершиться. Бинфорд сообщил о затоплении корабля, 25 марта 1942 года он был исключен из списков американского флота, а позже его имя было присвоено новому эскортному эсминцу DE-238.

Дальше началось нечто непонятное. Начиная с осени 1943-го пилоты американских разведывательных самолётов стали замечать корабль, быстро окрещёный ими "Летучим Голландцем"...

Лётчики видели его лишь мельком. Корабль был трёхтрубным с треногой фок-мачтой - характерный японский профиль. Особенно треногая мачта и изогнутая передняя труба. Но вертикальный форштевень, гладкая палуба и две задние трубы...
"Парни, смотрите! Этот корабль построен в Америке!"
Первым, увидевшим его, не поверили. Но другие лётчики тоже видели этот корабль и постарались рассмотреть повнимательнее. Это был совершенно американский силуэт!
Его видели здесь. Его видели там. Его видели снизу и сверху. И всегда его встречали в глубоком японском тылу.
Так родилась легенда. Призрачный, но вещественный американский эсминец, ожившее приведение, действовал в японском тылу. (с)

Совершенно же чуждая всякой мистике предыстория этих событий была такова. В затопленном состоянии "Стюарт" находился почти год, но к этому времени на фронтах произошли значительные перемены. Япония стала ощущать недостаток транспортных судов, а в связи с возрастающей активностью подводных лодок противника крайне необходимы были эскортные корабли. Частично эту проблему пытались решить за счет подъема и ввода в строй потопленных в первые месяцы войны кораблей и судов союзников. Начались судоподъемные работы и на бывшем "Стюарте", успешно завершившиеся в феврале 1943 г. Несмотря на значительные повреждения старый корабль было решено восстановить, и это стало своего рода частным проектом работавшего на нем подразделения японского флота.

С бывшего эсминца сняли все американское вооружение, он получил два голландских 76-мм орудия и два 7,7-мм пулемета, а также большой запас глубинных бомб. Несколько изменился и его силуэт: первые две трубы были объединены в одну, чтобы не спутать его с однотипными кораблями американского флота. Механизмы находились в очень плохом состоянии, из четырех котлов работали только два (из-за чего скорость ограничивалась 20 узлами), и это требовало терпения и высокой квалификации от его экипажа, особенно от машинной команды. Старый эсминец был несколько понижен в статусе - переклассифицирован в патрульный корабль (ПКР) с номерным обозначением 102.

20 сентября 1943 года в Сурабае он был введен в строй японского императорского флота и вошел в состав флота юго-западного района. Первоначально основным районом его деятельности было Яванское море и воды к западу от Новой Гвинеи, где он заработал хорошую боевую репутацию. В начале июля 1944 г. штаб и управление флота юго-западного района были переведены в Манилу, и в августе 1944 г. ПКР-102 действовал уже в районе Филиппин, и здесь он достиг своего главного успеха в военной карьере.

Утром 21 августа из Такао вышел маленький конвой - танкеры "Хакко Мару N2" (10023 т) и "Нийо Мару" (10022 т) в охранении эсминцев "Юнаги" и "Асакадзэ". Командовал конвоем командир "Юнаги" капитан 3 ранга Ивабути Горо. Эсминцы входили в 6-е эскортное соединение контр-адмирала Кадзиока Садамити, представлявшее собой силы охранения конвоя HI-71, и вернулись в Такао с поврежденным 18 августа танкером "Эйо Мару" (8672 т). Теперь они с двумя новыми танкерами спешили присоединиться к своему конвою HI-71, пришедшему 21 августа в Манилу, и вместе продолжить путь в Сингапур - адмирал Кадзиока получил приказ перед выходом в море дождаться прибытия этих кораблей.

В 14.55 22 августа, находясь у мыса Бохеадор, конвой был атакован американской подводной лодкой "Спэдфиш" (SS-411), две торпеды попали в правый борт танкера "Хакко Мару N2" в средней части и в носу. Капитан 3 ранга Ивабути приказал поврежденному танкеру вместе с "Нийо Мару" и "Асакадзэ" следовать в расположенный поблизости залив Бесаранг, а сам с "Юнаги" остался прикрыть отход своих кораблей. Присоединившись к ним, Ивабути приказал "Асакадзэ" и "Нийо Мару" идти в Манилу, тогда как "Юнаги" должен был охранять посаженный на мель поврежденный "Хакко Мару N2".

Попытка ПЛ "Спэдфиш" проникнуть в залив Бесаранг и уничтожить находившиеся там корабли не удалась, но в 08.00 23 августа в районе залива Лингаен "Асакадзэ" был торпедирован ПЛ "Хэддо" (SS-255). У эсминца был оторван нос, и его командир капитан-лейтенант Ямагути Осаму запросил помощь. Танкер "Нийо Мару" повел поврежденный эсминец на буксире к бухте Дасоль, но затопление усиливалось, и в конце концов капитан-лейтенант Ямагути и его команда перешли на танкер, а "Асакадзэ" перевернулся и затонул в 20 милях юго-западнее мыса Болинао. "Нийо Мару" вошел в бухту Дасоль, а место на позиции оставшейся без торпед "Хэддо" заняли лодки "Хардер" (SS-257) и "Хейк" (SS-256). Американцы решили, что на следующее утро "Хейк" с приливом войдет в бухту, а "Хардер" останется охранять вход.

Утром 24 августа к бухте Дасоль подходили не только две американские ПЛ, но и вызванная Ямагути помощь - наш герой, патрульный корабль ПКР-102, и еще один номерной сторожевик СКР-22, над которыми кружил вооруженный глубинными бомбами самолет, их задачей было найти и уничтожить лодку, атаковавшую "Асакадзэ". Американцы обнаружили противника, но на "Хейк" корабли были опознаны как японский тральщик и старый тайландский трехтрубный эсминец. Когда СКР-22 направился в сторону "Хейк", та отвернула и поспешила ретироваться, а "Хардер" упрямо пошла ко входу в бухту.

Находившийся на борту ПКР-102 капитан-лейтенант Ёсима Томоёси наблюдал за подготовкой к атаке и ожидал сигнала с противолодочного самолета, когда тот обнаружит ПЛ противника. Тем временем "Хардер" сама вышла в атаку - согласно японским донесениям, она выпустила три торпеды по СКР-22, но все три прошли мимо, а сброшенная с самолета глубинная бомба вынудила "Хардер" уйти на глубину и прекрасно обозначила ее место. В 07.28 ПКР-102 сбросил в указанной точке серию глубинных бомб, каждая из которых должна была взорваться на большей глубине, чем предыдущая. От такой вилки американская лодка уйти не могла, и на патрульном корабле отметили, что после пятого взрыва на поверхность была выброшена нефть, деревянные обломки и куски пробки, шумы подводной лодки больше не прослушивались - американский флот лишился одной из самых известных своих субмарин.

Не смотря на тяжелую конвойную службу, команда ПКР-102 старалась поддерживать свой корабль в приличном состоянии, однако его решено было направить для ремонта на военно-морскую верфь Куре. Вместе с одним из конвоев патрульный корабль вышел в Японию. 8 ноября 1944 г. в Южно-Китайском море западнее о. Миндоро конвой вошел в зону действия группы из трех американских лодок - "Граулер" (SS-215), "Хейк" и "Хардхед" (SS-365). Американцы обнаружили конвой перед рассветом по показаниям радара. Командовавший группой командир "Граулера" капитан 3 ранга Оукли назначил лодкам секторы атак - "Граулер" находилась по одну сторону от конвоя, а "Хейк" и "Хардхед" по другую - и пошел на сближение с конвоем. После этого с двух американских лодок лодок слышали несколько подводных взрывов в секторе "Граулера" - эскортные корабли обнаружили и атаковали ПЛ, конвой резко изменил курс и покинул опасный район, а другая группа кораблей тем временем атаковала "Хейк" и "Хардхед". Преследование "Хейк" продолжалось 16 часов, на лодку было сброшено около 150 глубинных бомб, и она получила значительные повреждения. Японский конвой проследовал дальше, но двум американским лодкам так и не удалось установить контакт с "Граулером".

В середине ноября 1944 г. ПКР-102 прибыл в Куре, и на нем начались ремонтные работы.

Целый ряд мер был предпринят для повышения недостаточной по нормам японского флота остойчивости и увеличения периода качки. В трюм был уложен дополнительный балласт, бортовые кили были увеличены по длине и ширине, для понижения центра тяжести была уменьшены высота всех труб. Фок-мачта была заменена более типичной для японского флота треногой, а вместо грот-мачты установили уменьшенное ее подобие. Мостик также был немного изменен и принял более "японский" вид. В котельных удалось ввести в строй третий котел, это позволило иметь на валах мощность 28500 л.с., так что даже при возросшем в результате модернизации водоизмещении (с 1190 до 1539 т) корабль мог развить максимальную скорость в 26 узлов.

После прибытия в Куре голладское вооружение с ПКР-102 было снято. Вместо него корабль получил два японских 76-мм зенитных орудия (официальное обозначение - 8-см/40-калиб. тип 3), 15 25-мм зенитных автоматов (4x2 и 7x1) и 72 глубинные бомбы. Один спаренный 25-мм автомат был установлен на площадке перед мостиком, а три других - на возвышенной позиции в средней части корабля, на четвертом месте, по левому борту ближе к носу, вероятно из-за недостатка спаренных 25-мм установок стоял одноорудийный автомат. Корабль получил и радиоэлектронное вооружение - радары обнаружения воздушных целей тип 13 и обнаружения надводных целей тип 22, антенны которых были установлены на фок-мачте и наверху мостика соотвественно, также был установлен гидролокатор.

Улучшенные мореходные качества, новое вооружение - все это значительно повысило боевые возможности корабля. ПКР-102 по-прежнему находился в составе флота юго-западного района и после выхода из ремонта должен был вернуться на Яву, но вторжение противника на Филиппины сделало это невозможным. Корабль был оставлен в водах метрополии и выполнял эскортные задачи. 28 апреля 1945 г., все еще числясь в составе флота юго-западного района, он получил повреждения в результате налета американских бомбардировщиков на порт Мокпо в Корее, а 30 апреля был передан военно-морскому району Куре.


После окончания войны корабль был обнаружен американскими оккупационными властями, снова введен в строй американского флота под обозначением DD-224 (имя "Стюарт" по понятным причинам кораблю так и не вернули, зато дали прозвище RAMP)и направлен в Сан-Франциско, однако около Гуама у него произошла авария в машинах, и к конечному пункту он прибыл на буксире в начале марта 1946 г. 17 апреля того же года он был исключен из списков флота, а 24 мая около Сан-Франциско потоплен авиацией как корабль-цель.


В заключение стоит отметить, что история этого удивительного корабля в японском флоте оказалась не менее интересной и, к несчастью для противника, гораздо более результативной, чем в родном ему флоте американском...

Материал позаимствован из книги Theodore Roscoe UNITED STATES DESTROYER OPERATIONS IN WORD WAR II и статьи "Чужой против чужих. Американский эсминец DD-224 "Стюарт" в японском флоте".
Previous post Next post
Up