Он пришел в хоспис

Feb 11, 2013 13:55

...и выглядит он как всегда: песец полярный обыкновенный.

В декабре прошлого года нас поставили в известность о реорганизации. Упразднили городское управление здравоохранения и теперь мы (как отделение ГБ № 2) переходим под юрисдикцию области. Так мы ж радовались. Осторожно, но радовались. А осторожно потому, что не привыкли ждать от наших чиновников доброго. А радовались потому, что нам в конце ноября -- начале декабря крышу поменяли. Нет. В прямом смысле. Крышу на здании. И даже хорошо поменяли. Новая/зеленая/красивая.
Перед НГ по городу и больничке заходили невнятные слухи, что нас вообще решено передать другой больнице. Из ГБ-2 перевести в раздербаненную чиновниками ГБ-6 им. В.В. Макущенко (бывшую БСМП). Но слухи были какие-то дикие, официально в управлении здравоохранение никто ничего не говорил, главный психовал. Мы ждали.
А в конце января накрыло.

1 февраля привезли приказ о ликвидации ГБ-2 с 1 апреля 2013 г. Перевод в ГБ-6 озвучили официально. Хоспис и ОСУ переводятся в 6 городскую, там, дескать будет паллиативный/реабилитационный/геронтологический центр. Мы как-то напряглись...
Здание ГБ-6 было построено до ВОВ. И строилось оно как райком партии. Т.е., для больницы не очень-то подходило. Но ничего, приспособили. И хорошая, надо сказать, была Больница Скорой медицинской помощи. Врачи замечательные (знаю, об чем говорю. Маму мою там спасали пару раз. Один раз с того света вытащили). Но решили ее порушить, койки сократить, персонал по другим больницам распихать. Но нельзя ж впихнуть невпихуемое... БСМП не единственная больница, которую сократили под ноль. Персонал и из других больниц мыкается по городу в поисках работы.
Нам озвучили, что наших больных переведут в лучшие условия, что весь персонал хосписа берут в ГБ-6 без рассуждений (обученные, знающие свое дело).
Мы все никак не могли взять в толк -- где ж нас там разместить хотят? Хоспис -- это ж не просто отделение больницы, это в известном смысле ДОМ, "дом вдали от дома". Не имея никакой внятной информации, пришли к единственно здравому умозаключению, что нам, видимо, отдадут 2-тажное здание рядом с основным, в котором когда-то был роддом, потом -- урология и терапия БСМП. Ну, ладно. Ничего так здание. Главное -- первый этаж отвоевать для хосписа.
Угу. Забыли с нами посоветоваться.
2 февраля зав.отделением и старшая сестра поехали знакомиться с новым главным и смотреть новое место дислокации. Съездили. Вернулись в полуобморочном состоянии.
Нам решили выделить 3 этаж 3-этажного здания. Без ремонта, узкие коридоры (не шире 2 м), двери 90 см (каталка и функциональная кровать не пройдет), 2 туалета на 4 кабинки на этаж, одна душевая. Да чё нам душевая... мы ж больного из палаты выкатить не сможем... В палатах нет воды и, само собой, нет туалетов.
На этом 3-м этаже решено разместить Отделение паллиативной помощи. Которое будет состоять из 25 коек хосписа и 30 (половины от нынешнего коечного фонда) коек сестринского ухода.
Хоспис перестает существовать.
7 февраля региональный менеджер фонда "Вера", специалист по социальной работе фонда и мну, региональный координатор, пришли в Управление здравоохранения Липецкой области. Пришли для того, чтоб узнать реакцию областного руководства, здравоохраненческого руководства на письмо Фонда, отправленное губернатору области. Привожу его полностью:

Главе Администрации Липецкой области
Королеву О.П.
Начальнику Управления здравоохранения
Липецкой области
Летниковой Л.И.

Уважаемый Олег Петрович!
Уважаемая Людмила Ивановна!
Развитие паллиативной медицины является на сегодняшний день одной из приоритетных государственных задач в области здравоохранения. Понятие паллиативной помощи населению зафиксировано в федеральном законе "Об охране здоровья граждан" а подпрограммы развития паллиативной помощи и помощи инвалидам как одни из основных вошли в программу развития здравоохранения в Российской Федерации. Но пока еще учреждений, оказывающих качественную паллиативную помощь населению, в нашей стране крайне мало. Одним из таких островов гуманизма, милосердия и профессионализма является Липецкий хоспис - отделение на базе ЛГБ №2, где только за последние 2 года была оказана помощь более 1000 неизлечимых онкологических больных из г. Липецка и Липецкой области.
Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» является единственной в стране организацией, ставящей помощь хосписам главной целью своей деятельности. Проект помощи хосписному отделению больницы № 2 г. Липецка является одной из важнейших региональных благотворительных программ фонда. Почти за четыре года реализации программы, благодаря коллективу учреждения, добровольцам, вниманию администрации области и города, на базе ЛГБ-2 создан один из основных российских паллиативных центров, где успешно реализуется главный принцип хосписного движения - бескорыстная помощь пациентам и их близким.
За годы нашего сотрудничества с Липецким хосписом удалось решить целый ряд проблем, жизненно важных для функционирования отделения. Общая сумма нашей финансовой помощи составила на данный момент более 2 000 000 рублей. Основная часть этих средств была выделена в 2012 г., притом, что государственное финансирование за 2012 год составило примерно 6 500 000 рублей. Фонд "Вера" закупил для хосписа более 50 ед. мебели (шкафы, диваны, столы, стулья и т.д.), специальные устройства (тележки, машины для пищеблока и сушильная), 9 холодильников, оргтехнику, вентиляторы, пледы и одеяла, процедурные принадлежности, расходные материалы и многое другое. Налажено дополнительное питание пациентов (молочные продукты, соки, из расчета в среднем 75 тыс. руб. в кв.).
Отделение «хоспис» в Липецке существует уже 20 лет, это единственное в городе учреждение такого профиля, но его возможностей в связи с нехваткой мест, старением населения, ростом онкологических заболеваний просто не хватает. И вот сейчас принято решение о переводе этого отделения в ЛГБ № 6, что влечет за собой как уменьшение на 35% коечного фонда (всего 25 коек в новом отделении и 30, вместо 60 имеющихся в ЛГБ-2 сейчас, коек сестринского ухода), так и создает серьезные проблемы для нормального функционирования. ЛГБ-6, где запланировано отделение паллиативной помощи вместо отделения «хоспис» в ЛГБ-2, не соответствует целому ряду параметров, с учетом особенностей паллиативной медицины и состояния больных:
-слишком узкие коридоры (1,5 м) и двери палат, что делает невозможным перемещение пациентов;
-отсутствие помещения для общения пациентов с близкими, которое так важно в последние дни и часы жизни;
-отсутствие молельной комнаты и площадей для ее создания (умирающим людям такое помещение необходимо);
-ветхое состояние здания в ЛГБ-6.
Недопустимо и то, что все имущество с баланса ЛГБ-2 планируется переместить в другие больницы города. Большая часть имущества отделения «хоспис» приобретено для него фондом «Вера», и если оно не будет передано и поставлено на баланс нового отделения, возникнет правовая коллизия, связанная с соблюдением законных прав жертвователей.
Мы давно уже убедились в том, что в Липецке очень много людей готовых искренне и бескорыстно помогать неизлечимо больным людям. Поэтому недопустимо, чтобы проделанная всеми огромная работа была бы перечеркнута одним неверным решением. Мы собираемся и дальше поддерживать хосписное движение в Липецке, но это возможно только при соблюдении следующих условий: сохранение за отделением названия «хоспис»; выделение государственных средств на ремонт здания; сохранение уже обученного (в том числе по методикам и на средства Фонда «Вера») и опытного персонала (естественно, с адекватной заработной платой), передача всего имущества отделения «хоспис» со старого на новое место, создание в учреждении условий, необходимых для хранения сильнодействующих и наркотических препаратов в соответствии с нормами для хосписов, где более 90% пациентов страдают хроническим болевым синдромом, создание выездной службы, для хотя бы частичной компенсации общего уменьшения коечного фонда.
С учетом вышесказанного, представляется, что хосписное отделение в ЛГБ-6 необходимо существенно переоборудовать и отремонтировать. Очень рассчитываем на Ваше содействие как в разрешении данной ситуации, так и в необходимой оперативной помощи по другим вопросам. Просим о проведении личной встречи с целью совместного поиска выхода из создавшегося положения. Надеемся, что проблему можно решить и без дополнительных обращений к Правительству РФ, к прессе и общественности.
С уважением,
Президент фонда «Вера» А. Федермессер

Письмо было переадресовано по цепочке: заму по медицине Д. Молчанову, он -- Летниковой, та, в свою очередь, первому заму, чУдной г-же Шмитковой.
Вот на Шмиткову-то мы и нарвались. Я, к сожалению, лица не сохранила. Пришлось оттаскивать и бить тапкой по голове, ибо кидалась с первых же ее слов.
Но слушать внимательно я могла. Разговор строился таким образом:

А) Условия, в которые решено перевести пациентов отделения хоспис и половины отделения сестринского ухода из ЛГБ-2, по мнению г-жи Ш. являются лучшими, чем те, в которых находятся они сейчас.
Б) Причина ликвидации ЛГБ-2 состоит, по словам г-жи Ш., в том, что здание больницы просрочило все сроки по капремонту. (Насколько мы понимаем, здание больницы не может быть капитально отремонтировано без бюджетного финансирования, до недавнего времени городского, ныне - федерального. Каким образом мог случиться ремонт в ЛГБ-2 без финансирования, как это представляет себе г-жа Ш., почему она ставит в вину руководству больницы отсутствие капремонта из-за отсутствия финансирования, мы не поняли).
В) Г-жа Ш. утверждает, что вся ЛГБ-6 будет больницей паллиативной помощи (паллиативная урология, паллиативная травматология и т.п.) и на каком этаже будет располагаться наше отделение еще не решено и решить это в любой момент может главврач ЛГБ-6 О. В. Жилин.
На наше уточнение, что состояние 3-го этажа ЛГБ-6 является невозможным и недопустимым для размещения там инкурабельных больных и пациентов требующих специального ухода, г-жа Ш. ответила: «Ну так размещайте на первом этаже». Мы пояснили, что на первом этаже, в отремонтированном помещении, находится отделение травматологии, в котором и сейчас находятся больные. «Ну а почему они на третьем этаже не могут лежать-то?» - Потому что по строительным нормам и правилам здание хосписа не может быть выше 2 этажей. - А это не хоспис. Хосписов больше не существует. - Хорошо, отделение паллиативной помощи не может быть размещено выше второго этажа. - Так размещайтесь на втором. - На втором этаже нам никто не разрешит расширять дверные проемы. - А чего их расширять? Послеоперационные больные как-то попадали в палаты. И ваши попадут. - Второй этаж ничем не отличается от третьего этажа - так же непригоден для размещения паллиативных больных, там не было ремонта. Ходячим больным будет сложно попасть на улицу, погулять. - А чего им гулять? Те, кто ходит, пусть домой идут. - В отделениях нет холлов. - А зачем там холлы? - С родственниками встретится, опять же - погулять хоть немного. - С родственниками пусть дома встречаются. Что ж им тут холлы делать с нанятыми оркестрами?! (Надо заметить, что мифические холлы с «нанятыми» оркестрами вызвали неподдельное возбуждение г-жи Ш. В своей речи она трижды возмущенно возвращалась к теме оркестров в холлах) - Послушайте, но ведь существуют в том числе и строительные нормы для помещений паллиативных отделений / хосписов. - Кто вам сказал? - Это мы Вам говорим. По этим нормам построен Первый московский хоспис… -- Хосписов не существует. И никаких норм для паллиативных отделений не существует. Мы в своей работе опираемся на неподписанный приказ Минздравсоцразвития. - Татьяна Ивановна, в комплекс ЛГБ-6 входит отдельно стоящее двухэтажное здание, в котором сначала располагался родильный дом, потом отделение урологии и терапии. Сейчас туда планируется перевести детскую поликлинику. Вам не кажется странным такое соседство? Может быть имеет смысл разместить в этом здании как раз отделение сестринского ухода и хоспис? - Как нам вас тут не хватало полгода назад! Нет! Там будет детская поликлиника с выходом на другую сторону. Мы все много раз промерили, все посчитали. Вы что думаете, мы просто так принимаем решения?! - Но в том помещении условия куда более подходящие для отделения паллиативной помощи… -- Кто вам сказал?! Там будет детская поликлиника. То, что сейчас она располагается рядом с туберкулезными, венерическими, онкологическими больными вас не волнует? Это вы считаете правильным?! - Нет, это не правильно. Но и рядом с умирающими располагать детскую поликлинику на правильным не кажется. - Ой, вот только не надо нам советовать! - В этом двухэтажном помещении мы сможем создать для наших пациентов достойные условия… -- Да никто не будет создавать им домашние условия! - Но это же одно из основных условий мирового хосписного движения, это философия хосписа. - У нас нет хосписа!

Весь разговор далее продолжался в том же ключе.

Тот факт, что г-жа Шмиткова никогда не видела наших отделений (ОСУ и Хоспис) не вызывает сомнения. Тот факт, что г-жу Шмиткову не волнует устройство, удобство, качество жизни тяжело больных, умирающих людей, не вызывает сомнения.
И еще один факт. В том самом неутвержденном Минюстом приказе, на который ссылается, как на основу своей трудовой деятельности на данный момент, г-жа Ш. есть Приложение № 7 «Положение об организации деятельности хосписа» и Приложение № 8 «Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала хосписа».
Но существование этих приложений г-жу Ш. явно не устраивает.

У нас война. Дорогие мои, я не знаю, победим мы или проиграем...
Мне очень страшно (да, я трусливая). Самое мерзкое, что коллектив хосписа начал было рассыпаться. Быстро нашла работу и свалила старшая медсестра отделения. На прощанье она еще и коллектив "встрепала" на тему "надо валить, всем работу помогу найти"... Ну да ладно. Это вопрос ее совести...
А проиграть нам нельзя. На 3 узкий этаж нельзя запихивать наших больных. Они люди. Они такие же люди, каким себя считают г-жа Шмиткова, г-жа Летникова и пр. И они заслуживают человеческого отношения...

«Завалите меня вместе с ними» ©

Previous post Next post
Up