Мартин Штеглих: Дневник (октябрь 1941)

Jul 13, 2020 12:04

начало
[1941 год] июнь 1941
июль 1941
август 1941
сентябрь 1941




Перрон Псковского железнодорожного вокзала в период оккупации.

2 октября. Четверг. Мы по-прежнему в том же месте и занимаемся собой. Привел в порядок обмундирование, написал много писем и немного тянул службу. Позавчера были посиделки - к нам приезжал обер-казначей. Мы слегка выпили и предавались прекрасным мечтаниям.
Сегодня полк на марше, завтра занимаем новую передовую линию. Я верхом поехал вперед, чтобы осмотреть наш новый участок. Местность, похоже, полностью просматривается русскими, и на каждое наше передвижение они будут отвечать сумасшедшим артиллерийским огнем. Прекрасная перспектива!

Сегодня утром наши товарищи из группы армий «Центр» подошли к Москве. Так что вариантов два: либо русские будут усиленно атаковать нас тут, либо вообще уберутся отсюда.

Один из солдат моей роты вчера уехал в Германию, чтобы пройти колониальный курс. По профессии он лесник. Как же он радовался этому неожиданному отпуску. Я тоже был рад за него, тем более, что недавно пришло известие, что у него родился здоровый сын!

3 октября. Пятница. Сегодня вместе с командиром верхом объезжал местность перед нашими позициями, проводя инструктаж и рекогносцировку. В дороге нам сопутствовало невероятное везение: мы напоролись на минное заграждение русских, и замыкающий всадник взлетел на воздух. Его лошадь буквально разорвало на куски, а у наездника - только раны на ноге. Вот это и называется «повезло»! Уже три дня как мы тут, а наши саперы все еще находят эти проклятые корпусные мины.

2 октября полк продвинулся до Волговерховья. Здесь находится исток Волги. Река почти сразу впадает в озеро Волго, также именуемое Стерж, на западном берегу которого мы и расположились фронтом на юг. Слева примыкает 2-й батальон, справа же - большая дыра. 89-й полк временно находится еще дальше к югу и только в случае сильного сопротивления противника вернется на свою линию обороны справа от нас. Если не принимать в расчет постоянных артобстрелов (из тяжелых орудий) и того, что мы хорошо просматриваемся с фланга, на участке все спокойно. Но ведь и русские у нас как на ладони.

По ночам возводим боевые позиции, днем же все, включая наблюдателей, прячутся за тыльным склоном и заняты обустройством жилых блиндажей. Нелегкими выдались последние дни и ночи, но теперь все позади, и мы готовы к встрече с красными. Ширина озера у нашего участка примерно 800 -1000 метров. Русские обстреливают всякого, кого могут заметить. Стоит настоящая осенняя погода. Надеюсь, дождей не будет, и боевые операции пройдут без осложнений! Деревня, в которой мы стоим, называется Мосеевцы.

Немного о пополнении: молодые парни, самым младшим - 18, самым старшим - 21, слабые, вялые и болтливые. Ребятам придется еще порядком поработать над собой.

Позавчера командир дивизии и командующий корпусом были у меня на командном пункте. Вчера получили приказ фюрера добиться окончательной победы над Советами. Этот приказ добавил нам металла в жилы.

6 октября. Понедельник. Только что вымылся (впервые за три дня!). Блиндаж готов, печка греет, словом все «олрайт», включая «оформление интерьера».
Сегодня утром заходил мой «придворный цирюльник» Мёллер, чтобы подровнять мне бороду, остричь волосы и сделать зверский массаж головы. И это все у истока Волги в «СССР».

Затем я прогулялся по нашему расположению и устроил всем разнос, лично проверив сектора обстрела на каждой позиции. Собрав взводных, произвел «раздачу приказов».

Жилые блиндажи готовы, а обустраивать боевые позиции можно только ночью, потому что при ведении работ нарушается маскировка. Поэтому практикуем только «ночные смены».

Завтра снова привезут почту.

Сидов, этот мерзавец, расстрелян. Дезертирство! Ну, и поделом ему!

Обер-фельдфебель Гробе, командир отделения в моей роте, и обер-ефрейтор Нильсон едут в Росток за зимним обмундированием для офицеров.

7 октября. Вторник. На часах 21:00. Соседний корпус начал операцию по преследованию противника! Экстренные донесения поступают одно за другим. Но пока это только информация по армии, дома еще ничего не знают! Из-за этих событий русские к югу от нас, кажется, начинают смываться.
Пришло донесение с нашего наблюдательного пункта: «Сильные пожары к югу от наших позиций». И на мои дополнительные вопросы: «В 1 км к югу от 89-го полка красные подожгли деревни». Полагаю, они убираются и с участка перед нами. Думаю, теперь и нам тут недолго оставаться. Эти свиньи сворачиваются. А, может, их уже там и нет? Хочется в это верить! На северном участке слышна мощная артиллерийская канонада.

Сидим в блиндаже вместе с унтер-офицерами Йостом, Венером и Кунке, травим байки про походы в Польшу и на Запад. Сейчас будем расходиться. Надеюсь хоть немного вздремнуть.

9 октября. Четверг. На часах 9:35. В 12:00 должно начаться наступление. Вначале силами только 1-го батальона. Дальше определимся, смотря по поведению противника. В полосе наступления полка, начиная с 7:00, насчитали уже не менее 32 подрывов! Эти сволочи, похоже, нашпиговали минами все вокруг. Нашу атаку поддержат огнем восемь батарей.
Под Вязьмой замкнут очередной «котел». Поэтому они здесь и отходят. Соседняя дивизия также начала двигаться вперед, как и еще одна, следующая за ней. Пока без соприкосновения с противником.

О положении дел на юге: целью танкового прорыва является захват Ростова-на Дону!

Русские открыли по нам огонь из артиллерии, но все пока прилетает в озеро.

Уберутся ли они подальше отсюда? Или просто займут новые, подготовленные в тылу позиции? Думаю, скорее, второй вариант. Дороги красные в любом случае сделают непригодными. Что ж, посмотрим.

10 октября. Пятница. Сейчас полдень, стоим в Городке(?) на озере Волго. 1-й батальон вчера успешно продвинулся вперед. Мы же со вчерашнего дня на оставленных ими позициях. Ну и «славные» у них норы - в них жутко холодно, но стоит затопить блиндажную печку - невозможно находиться из-за дыма.
Проснулись сегодня, а кругом белым-бело. И снег не тает!

Когда мы вчера обходили озеро Волго, красные на «Кёртисах» безуспешно пытались атаковать нас с малой высоты. Вся наша боевая техника по-прежнему в лесу. Надеюсь, еще сегодня она доберется до нас, иначе останемся без горячей пищи.

12 октября. Воскресенье. Да уж, по воскресеньям вечно случается что-нибудь особенное, и сегодняшний день не стал исключением.
Всю субботу мы провели в Городке. Затем нашему полку поступил приказ собраться в районе Молвотиц. За ним последовал аналогичный приказ и всей 12-й дивизии. По слухам - нам снова следует через Демянск выдвинуться на север, чтобы сменить СС на ее позициях.

В центре образованы гигантские «котлы», Донбасс полностью очищен от противника и открыт. Думаю, Красная армия будет окончательно разбита еще до наступления настоящей зимы. Интересно, что будет потом. Какая задача выпадет на нашу долю?

Дороги сегодня отвратительны для передвижения автотранспорта абсолютно непригодны. Мы прихватили с собой только полевую кухню. Наш обоз двинулся другим маршрутом и прибудет к нам только завтра. Выходит, сидеть нам сегодня без продовольствия в жалкой дыре под названием Липуха.

Связной из батальона привез приказ - 13 октября мне надлежит отправиться в командировку в Финляндию. Обер-лейтенант Маттенклотт будет замещать меня в должности командира роты.

21 октября. Вторник. Я в Канкаанпяа в Финляндии, прохожу курс в финской армии. Вышло это следующим образом: в день, когда я последний раз вел записи (я уже даже заснул), батальонный связной вдруг принес приказ о командировании меня в Финляндию с 13 октября. Обер-лейтанту Маттенклотту надлежит замещать меня в моей роте. Продолжительность учебного курса - четыре недели. В понедельник я отправился верхом в полк, быстро упаковал там все самое необходимое и попрощался со всеми. Командир полка упомянул еще, что «это Вам поощрение и награда».
Пообедал в полку, затем выехал в корпус в Молвотицы, переночевал там и следующим утром с еще шестью коллегами из дивизии, командированными вместе со мной, на грузовике направился в Старую Руссу. Дорогой пришлось миновать местность, занятую партизанами. Дорога просто отвратительная - всего пришлось преодолеть на грузовике 140 км! Вечером в Старой Руссе сел в поезд на Псков. Дорогой дремал. Следующим днем, 15 октября прибыл в Псков. Пообедал там и выпил свое первое пиво!

Далее, вечером железной дорогой выехал в Ревель. Прибыл в Ревель (Таллинн) вечером, в 23:30, 16 октября.

Общий ужин в «Эстонии». Здорово выспался! А перед этим еще и вымылся! Следующим утром все участники курса собрались в «Алконен».
Днем с первой партией на «Юнкерсах-52» под прикрытием истребителей вылетели через Балтику в направлении Хельсинки. Приземлились там в 13:00. Разместились в «Карелии». С комфортом! Вечером устроили с товарищами небольшую пирушку. Необычно, все как будто не с нами! Словно это сон! И никакой светомаскировки.

Следующий день был посвящен осмотру Хельсинки. Вечером были приглашены на званый ужин, организованный финской армией. Милая обстановка и фантастически вкусная еда.

Следующим утром, в воскресенье, просмотр кинофильма «Финляндия зовет», затем сауна, за ней обед и четырехчасовая экскурсия по Хельсинки. Осмотр города и примечательных зданий, окончившийся посещением «выставки трофеев». Затем поход в кино…

Следующим утром, т.е. вчера, выезд в Канкаанпяа через Тампере. Званый обед в «Ауланко». Весьма приятный. По прибытии в Канкаанпяа общий ужин. Финские кандидаты в офицеры дали концерт - пели и играли на музыкальных инструментах. Было здорово. Сегодня началось обучение. Как там интересно у наших товарищей?

Только что поступило специальное донесение, что сегодня вечером ожидается оперативная сводка по Северному фронту. Это как-раз про наших.

23 октября. Четверг. Вчера вечером немного выпили с финскими офицерами. Какое же чудо - шампанское, да при том настоящее, французское! Сегодня я даже слегка не в форме. В 7:00 у нас подъем, потом занятия до полудня, затем обед и сразу за ним снова учеба до 16:00. В 18:00 подают ужин. Сегодня был в кино. Финский национальный фильм «Февральский манифест».

29 октября. Среда. В прошедшее воскресенье ездил в Пори. Это портовый городок в 60 км отсюда. В воскресенье после обеда я спал, а вечером мы отправились в кабачок «Линнум-Лаула». В среду посетил сауну, и с тех пор моя простуда почти прошла. Мы посмотрели еще два фильма - «Зеленое золото» и «Бегун Ивор». Оба финские и довольно скучные по нашим понятиям. Вероятно, все от того, что мы не понимаем по-фински.Служба наша тут тоже временами довольно скучна. Финны все о себе очень высокого мнения. Что ж, имеют право, но они так часто намекают на 39-й год, когда мы не смогли им помочь, но в целом как дети: не хотят понять, что у нас тогда были другие задачи.

_________
PS: Штеглих пишет, что КА продолжает отступать, применяя метод выженной земли - сжигая деревни на своём пути и минируя местность. О местном населении в дневнике за этот период не упоминается вообще, словно его и не существовало, но есть упоминание о партизанах.

У немцев первый случай дезертирства. Штеглих называет фамилию, скорей славянскую, чем немецкую.

Немецкий офицер довольно реально смотрит на вещи, он научился уже просчитывать дальнейшие действия русских и понимает, что те, хоть и отступают, но не уйдут только потому, что немцы подошли к Москве. И в то же время Штеглих надеется, что война таки закончится к зиме.

Интересен рассказ о командировке в Финляндию, куда Штеглиха направили на курсы повышения квалификации обучение. Быстро же немцы наладили железнодорожное сообщение на захваченных ими землях. Поражает, как в принципе легко и просто немец на поезде из Старой Руссы доехал до Пскова, а оттуда до Ревеля, ныне Таллин. И уже из Ревеля вылетел на самолёте в Хельсинки...

Ну а в Финляндии Штеглих учится, ходит на экскурсии, смотрит кино, пьёт пиво и шампанское... Одним словом отдыхает.

Продолжение следует...

XX век, история, судьбы, войны, книги

Previous post Next post
Up