Что такое деньги? Чего они стоят?

Nov 24, 2009 02:55

Люди не понимают, что такое деньги. По крайней мере, сколько-нибудь
общего мнения на этот счёт не существует.
Для кого-то деньги являются универсальным эквивалентом или единой мерой
стоимости, а для кого-то - пустышкой, никакой стоимости иметь не могущей.
Для кого-то - инструмент заработка, а для кого-то предмет влечения
(а еще для кого-то деньги - это бог, для кого-то - порождение дьявола).
Внесу и я свою лепту в эту неразбериху.

По инету ходит притча про Абрама, который ссудил некоей общине 100 золотых
монет, а через год, как положено, собирает деньги с процентами - 105 монет.
Поскольку община предположена замкнутой, без обмена со внешним миром, то
очевидно, что лишним пяти монетам взяться неоткуда, их не существует в природе.
Как результат - кабала.

Притча вроде бы как обличает паразитизм банкиров, но из неё непонятно главное:
во-первых, зачем вообще несчастной общине понадобились эти 100 монет, когда
она "простой продукт имеет" и зачем она добровольно согласилась на эти условия,
если очевидно, что расплатиться будет нечем (и как бы не сами ли
заёмщики-буратины виноваты в своей горькой судьбе).
Во-вторых, невозможно даже приблизительно предположить, какую ценность имеют
эти золотые монеты относительно производимых общиной продуктов и трудовых
усилий её населения.

Так что придется рассказать свою притчу. Возможно, она получится не столь
гладкой. Но уж как умею. В этой притче также будут фигурировать золотые монеты.
Не потому, что важен материал - а потому, что золотая монета, клеймленая
властями, символизирует некую вещь, не встречающуюся в природе и не
воспроизводимую внутри экономики никаким способом. Иным словом - знак.

Итак, есть община. Про эту общину известно, что в ней имеется 105 дворов, а на
руках у населения общины имеется 100 золотых монет.
И вот, некто, представляющий денежные власти (давайте назовём его не Абрамом -
во избежание ненужных аллюзий - а, скажем, Алексеем), объявляет, что по итогам
нынешнего года каждый двор обязан заплатить налог в размере одной золотой
монеты. Неуплатившие (естественно, по закону и с полнейшим соблюдением
процедуры) лишаются свободы.

Поскольку никому не хочется за неуплату налога сесть в тюрьму, оставив семью
без кормильца, каждый, в меру своих сил, умений и нравственных качеств пытается
либо раздобыть желанную монету, либо, если волею судьбы такая монета оказалась
у него в руках, как-то сохранить её.
То есть, по результатам года всё равно как минимум пять человек сядет за
неуплату налогов (поскольку дворов на пять штук больше, чем монет в наличии),
но каждому хотелось бы верить, что он не окажется среди неудачников.

Могу довольно отчётливо представить бурный расцвет хозяйственной жизни общины
в текущем году - ибо ко всякому, у кого завалялась лишняя монетка, мгновенно
выстраивается очередь желающих её заработать.
Каждый пытается хоть что-то продать - не важно, получая за это первую монету
или вторую, или десятую - ибо с каждой лишней монеткой он обретает всё бОльшую
власть над своими соседями, готовыми за монету на очень многое.
Точно так же могу представить и расцвет криминала - в семье не без урода -
непременно найдутся морально неустойчивые товарищи, решившие, что от долговой
тюрьмы можно избавиться не только трудом, но и кражей, грабежом или
душегубством (как бы тут пригодился Абрам со своими монетами! - он, может быть,
даже уберег кого-нибудь от тяжкого греха, хотя бы временно, дав золотую
монетку взаймы).

Вот такая вот притча.
Попытаемся извлечь из неё мораль.

Почему люди гоняются за монеткой? Не потому, что она блестит. Не потому, что
она звенит. И не потому, что она сделана из драгоценного золота.
А потому, что обладание монеткой даёт возможность расплатиться с властями
по налогам и, тем самым, избежать больших неприятностей.
Кстати, о неприятностях. Вся фабула притчи построена на том, что, во-первых,
денежные власти способны исполнить свою угрозу репрессировать недоимщиков
(- из истории мы знаем, что это для властей обычно не проблема).
Во-вторых, на том, что золотая монета - это уникальный ресурс, который внутри
общины произвести невозможно.
Тут следует заметить, что налогообложение в натуральной форме не привело
бы к столь драматическому эффекту. Натуральный продукт производится на каждом
дворе. Даже если сравнимый по ценности с золотой монеткой натуральный налог
не каждому двору по силам, есть какой-то выход: ужаться в собственном
потреблении, пойти за помощью к более удачливому соседу. А вот золотая
монетка сама по себе, от того, что ты стал недоедать, не появится.
И богатый сосед весьма ограничен в помощи: если он отдаёт свою монетку
бедняку, это попросту означает, что он пойдет за него в долговую тюрьму.

Теперь можно прикинуть стоимость монеты. Если рассуждать цинично-экономически,
то стоимость монеты (в замкнутой общине - вне зависимости от её золотого
содержания) - это объём усилий, которые способен приложить шестой из слабейших
членов общины для своего избавления от столкновения с законом.

Вот и выходит, что деньги - это неотъемлемая часть налоговой системы как
транслятора насилия в экономическую сферу из сферы внеэкономической.
Деньги - золотая это монета или кусок бумаги или вообще нечто неощущаемое,
как, например, набор битиков в памяти компьютера, не важно, - несомненно имеют
самостоятельную стоимость.
Вне налоговой системы деньги не существуют - по крайней мере, как знак, а
превращаются в простую вещь - в кусок золота или в кусок бумаги.
Свою собственную стоимость деньги имеют ровно в той степени, в которой
налоговая система функциональна и способна транслировать насилие.
И еще можно добавить: если налоговая система недейственна, Абраму-процентщику
со всем его золотишком законное место среди старьёвщиков; в лучшем случае -
среди продавцов бижутерии.

деньги, налоговая система

Previous post Next post
Up