Боевая пропаганда

May 17, 2015 15:36

Раз уж довелось жить во времена массированного применения пропаганды, а во время войны это обычное дело, то приходится пытаться распознать их приемы. Просто чтобы понимать - вот тут тебе вешают лапшу на уши, вот здесь из тебя делают тупое агрессивное быдло. В каких-то своих целях, к целям моим и необходимостям моей страны не имеющим никакого отношения.

Я, конечно, знаю уже целый ряд примитивных приемов. Например, делается вброс. Про фотографию с многокилометровым истребителем, например. Кто потом прочитает весь матан в комментах, кроме 5% интернетчиков? 86% видели истребитель. И на нем было крупными буквами написано, что он украинский, и смерть клятым москалям.

Или изготовляется "совершенно конфеденциальный" доклад. Про украинский Бук. Испарился истребитель прямо в полете. По давней традиции российских силовиков, "совершенно конфеденциальный" доклад публикуется в либеральной газете. Поскольку он "совершенно конфеденциальный", значит, типа правда.

Это простейший прием. Выдумка, вброс, или как они говорят - слив, желательно с каким-нибудь обоснованием, типа совершенной конфиденциальности. Важно, чтобы широко распространилось, потому что из 1000 человек, которые прочитают первое сообщение, только 200 (допустим) прочитают дальнейшие комменты с обсуждениями и опровержениями.

Картинка, это важно. Мозг реагирует на двигающееся, тем более - цветное, изображение гораздо лучше, чем на буковки. Именно поэтому плакатное искусство было важнее листовок. Именно поэтому, кино - важнейшее из искусств. Именно для этого Геббельс придумал телевизор. Можете потом в своих бложиках сотни страниц исписать, три клавиатуры истереть, картинка рулит.

Мнение экспертов. Лучше всего всяких випов. Если звезда футбола или попсы против укрофашистов, то это плюс, да. Человек не реагирует на факты, тем более, что они искажаются и выдумываются. А вот мнение випа - кто же лучше такой попы может разбираться в фашизме? Ну не Илларионов же. Еще бы попов сюда притянуть, но у них проблема - там куча приходов, потому русская педерастическая типа за мир во всем мире.

Что еще? Ах да, побольше опоры на уже завинченные в голову гвозди. Советский человек привык, что госдеп строит козни, вот и пусть строит. Без противостояния с Западом совку неуютно. Не в своей тарелке. Думать, разбираться придется. Авось еще надумает чего-то не того. А так - есть привычная система квадратно-гнездовых координат. Когда вокруг все привычно, то все просто. Сразу понятно, где фашисты. Заранее завинченная в голову идеология (мы хорошие, кругом враги, пятая колонна на деньги госдепа, советский союз был велик, кейджиби на страже интересов Родины и пр.) - это для пропагандонов как плацдарм для военных.

Ну и далее по списку. Все эти приемы настолько регулярно применяются, что даже неинтересно.

НО ГЛАВНЫЙ ПРИЕМ ЛЮБОЙ ПРОПАГАНДЫ - ложная связь между хорошим и пропагандируемым. Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст. Поскольку Родину продавать плохо, а не продавать хорошо, и с этим все согласны, следовательно, джаз - это зло. Ну и джинсы там же. Классика. Хотя какая связь между джазом и Родиной - одному Суслову известно.

Возьмем какую-нибудь абстрактную ситуацию. Допустим, мы решили пропагандить изучение математики. Что мы пишем на плакатах? Изумай математику - матерь всех наук? Фигушки. "Я люблю математику. Девушкам нравится!" Для своих целей пропаганда всегда использхует некий субстрат - некую идею, которую человек уже разделяет, и на нее сверху накручивает то, что собирается пропагандировать. Такова технология.

Все на борьбу с фашизмом! За величие германской нации! Кто будет против борьбы с фашизмом? Национал-предатели? Так вот, ради борьбы с фашизмом - нактиск на Запад! Кто против? Кто тут вякает против величия русского мира? Евреи? Пятая колонна!

Это главный прием. Как только мы видим, что нам связывают логической связью нечто хорошее (или предположительно хорошее) с чем-то не имеющим с ним никакой связи, - все, перед нами пропаганда. Сюда же символика. Сегодня мы все с георгиевскими ленточками идем помнить Победу! Слава Путину! Не колорад - значит против Победы и Путина. А против Путина могут быть только фашисты, это же ясно.

В соседней стране фашизм, надо спасать. Ужасный правый сектор. Вы ведь не против борьбы с фашизмом? Значит, надо аннексировать чужие территории, превратить в ад жизнь десятка миллионов людей, а то там будут бандеровцы со своими двумя процентами. И будут мариновать сало в крови русских младенцев. А ничего, что из неприятия фашизма никак не следует необходимость войны с братским народом? А ничего. Пропаганда так работает. Главное внушить, что эти явления связаны. Если ты против фашизма - должен ненавидлеть укров, развязывать войны и видеть в своем окружении толпы врагов России (которые на деньги Госдепа). Кто тут не хочет войны развязывать? Ты - фашист? Ты - против величия такой-то нации?

И последний вопрос. Где скачать тот самый учебник? Неужели в госдеповском интернете нет?

Оригинал взят у pamjaty в Боевая пропаганда

Интересно, разглашаю ли я сейчас государственную тайну? Я ведь хорошо помню этот учебник с синим смазанным штампом спецчасти и тетради для конспектов с пронумерованными страницами, для верности прошитые насквозь толстой вощеной нитью.

Совершенно секретно.

Я учился на журфаке МГУ, у нас была военная кафедра. В обстановке секретности нас учили боевой спецпропаганде - искусству сеять раздор в рядах противника с помощью дезинформации и манипуляции сознанием.

Страшное, доложу вам, дело. Без шуток.

Боевая, или «черная», пропаганда допускает любое искажение реальных фактов ради решения пропагандистских задач. Это эффективное оружие, используемое с единственной целью вышибания мозгов противнику.

Метод «гнилой селедки». Метод «перевернутой пирамиды». Метод «большой лжи». Принцип «40 на 60». Метод «абсолютной очевидности».

Все эти методы и техники вы тоже знаете. Просто не осознаете этого. Как вам и полагается.

Нас учили использовать техники боевой спецпропаганды против солдат армии противника. Сегодня они используются против мирного населения нашей собственной страны. Уже два года, читая российские газеты или просматривая телевизионные шоу, я с интересом отмечаю, что люди, координирующие в России вброс и интерпретацию новостей, явно учились по тому же учебнику, у того же бодрого полковника или его коллег.

Вот например метод «гнилой селедки». Работает так. Подбирается ложное обвинение. Важно, чтобы оно было максимально грязным и скандальным. Хорошо работает, например, мелкое воровство, или, скажем, растление детей, или убийство, желательно из жадности.

Цель «гнилой селедки» вовсе не в том, чтобы обвинение доказать. А в том, чтобы вызвать широкое, публичное обсуждение его… НЕсправедливости и НЕоправданности.

Человеческая психика устроена так, что, как только обвинение становится предметом публичного обсуждения, неизбежно возникают его «сторонники» и «противники», «знатоки» и «эксперты», оголтелые «обвинители» и ярые «защитники» обвиняемого.

Но вне зависимости от своих взглядов все участники дискуссии снова и снова произносят имя обвиняемого в связке с грязным и скандальным обвинением, втирая таким образом все больше «гнилой селедки» в его «одежду», пока наконец этот «запах» не начинает следовать за ним везде. А вопрос «убил-украл-совратил или все-таки нет» становится главным при упоминании его имени.

Или, например, метод «40 на 60», придуманный еще Геббельсом. Он заключается в создании СМИ, которые 60 процентов своей информации дают в интересах противника. Зато, заработав таким образом его доверие, оставшиеся 40 процентов используют для чрезвычайно эффективной, благодаря этому доверию, дезинформации. Во время Второй мировой войны существовала радиостанция, которую слушал антифашистский мир. Считалось, что она британская. И только после войны выяснилось, что на самом деле это была радиостанция Геббельса, работавшая по разработанному им принципу «40 на 60».

Очень эффективен метод «большой лжи», который немного похож на «гнилую селедку», но на самом деле работает иначе. Его суть заключается в том, чтобы с максимальной степенью уверенности предложить аудитории настолько глобальную и ужасную ложь, что практически невозможно поверить, что можно врать о таком.

Трюк здесь в том, что правильно скомпонованная и хорошо придуманная «большая ложь» вызывает у слушателя или зрителя глубокую эмоциональную травму, которая затем надолго определяет его взгляды вопреки любым доводам логики и рассудка.

Особенно хорошо работают в этом смысле ложные описания жестоких издевательств над детьми или женщинами.

Допустим, сообщение о распятом ребенке за счет глубокой эмоциональной травмы, которую оно вызывает, надолго определит взгляды получившего эту информацию человека, сколько бы его потом ни пытались переубедить, используя обычные логические доводы.

Но особенно почитал наш бодрый полковник метод «абсолютной очевидности», дающий хоть и не быстрый, но зато надежный результат.

Вместо того чтобы что-то доказывать, вы подаете то, в чем хотите убедить аудиторию, как нечто очевидное, само собой разумеющееся и потому безусловно поддерживаемое преобладающим большинством населения.

Несмотря на свою внешнюю простоту, этот метод невероятно эффективен, поскольку человеческая психика автоматически реагирует на мнение большинства, стремясь присоединиться к нему.

Важно только помнить, что большинство обязательно должно быть преобладающем, а его поддержка абсолютной и безусловной - в ином случае эффекта присоединения не возникает.

Однако если эти условия соблюдаются, то число сторонников «позиции большинства» начинает постепенно, но верно расти, а с течением времени увеличивается уже в геометрической прогрессии - в основном за счет представителей низких социальных слоев, которые наиболее подвержены «эффекту присоединения». Одним из классических способов поддержки метода «абсолютной очевидности» является, например, публикация результатов разного рода социологических опросов, демонстрирующих абсолютное общественное единство по тому или иному вопросу. Методики «черной» пропаганды, естественно, не требуют, чтобы эти отчеты имели хоть какое-то отношение к реальности.

Я могу продолжать. Учили нас вообще-то целый год, и список методов довольно велик. Важно, однако, не это. А вот что. Методы «черной» пропаганды воздействуют на аудиторию на уровне глубоких психологических механизмов таким образом, что последствия этого воздействия невозможно снять обычными логическими доводами. «Большая ложь» достигает этого эффекта с помощью эмоциональной травмы. Метод очевидности - через «эффект присоединения». «Гнилая селедка» - за счет внедрения в сознание аудитории прямой ассоциации между объектом атаки и грязным, скандальным обвинением.

Проще говоря, боевая спецпропаганда превращает человека в зомби, который не только активно поддерживает внедренные в его сознание установки, но и агрессивно противостоит тем, кто придерживается иных взглядов или пытается его переубедить, пользуясь логическими доводами. Иначе, собственно, и быть не может. Все методы боевой спецпропаганды объединяет единая цель. Она заключается в том, чтобы ослабить армию противника за счет внесения в ее ряды внутренней розни, взаимной ненависти и недоверия друг другу.

И сегодня эти методы применяются против нас самих. И результат, к которому они приводят, ровно тот, для достижения которого они и были созданы. Только взаимная ненависть и внутренняя рознь возникают не в армии противника, а в наших домах и семьях.

Просто выйдите на улицу и посмотрите, как изменилась страна за последние три года. Мне кажется, против собственного населения боевая спецпропаганда работает даже эффективнее, чем против солдат противника.

Наверное, потому, что в отличие от солдат противника мирное население не может себя защитить.

Владимир Яковлев

Фото The Moscow Times

пропагандизм, гумности, перепост, политура

Previous post Next post
Up