Уникальность одной культуры

Jul 14, 2011 13:32



Меня всегда поражала одна уникальная особенность древней минойской (критской) цивилизации, существовавшей в III-II тыс. до н.э. на о.Крит и сопредельных островах. Чтобы понять, что это за особенность, сначала взгляните на эти дворцовые фрески с о.Крит и о.Санторин, на котором тоже были поселения минойцев. Яркие цвета, мирные сюжеты: женщины, мужчины, религиозные церемонии, животные, растения…

 




Даже в тронном зале Кносса, сосредоточии могущества и власти царя, только  грифоны и растения… В соседнем - дельфины и рыбы...


 


Так вот, уникальность минойской цивилизации заключается в том, что в настенных росписях вы не найдете сцен охоты, убийств, кровавых жертвоприношений, сражений - всего того, что украшало стены дворцов и храмов всех без исключения остальных цивилизаций тогдашнего мира.

Во всех дворцах и поселениях минойской культуры известно, насколько я знаю, только два изображения, хоть как-то относящиеся к насилию: это щиты (?) и идущий куда-то воин совсем не воинственной наружности:

 


А дальше - снова женщины, животные, птички, цветочки...


 
 



  


А теперь взгляните на тогдашний окружающий мир...

Нармер, один из первых фараонов, объединивших Египет примерно в 3100 г.. до н.э. Как нормальный правитель, он считает своим долгом навалить гору трупов, разбить палицей головы врагам и сообщить об  этом в специальной табличке:




Нарам-Син, из Аккада (территория нынешнего Ирака) , ок. 2254-2218 г. до н.э. думает примерно так же, как и его коллега из Египта тысячу лет назад, шагая по головам и трупам:




Немного ранее, примерно в 2600-2300 г. до н.э., Шумер:




Один из любимейших сюжетов фараонов Нового Царства Египта, современному минойской цивилизации - великий Царь, крошащий в капусту презренных и ничтожных  ливийцев, нубийцев, азиатов...:




Ассирийцы на протяжении долгой истории своего царства любили изображать настоящих мужиков с бугрящимися мышцами, а также жертвы, человеческие и не очень:




Вот, он, кстати, один из этих настоящих мачо (царь Ашшурбанипал, 669-633 г.до н.э.). Сравните с изображением юноши из минойского дворца. Сама стилистика - прямо противоположна, грубая жесткость против мягкой пластичности:


     


Древние майя, как и другие американские цивилизации, шли в том же ключе. Перед вами древнейшая из известных на данный момент фреска майя. Обильное кровопускание присутствует...




Даже художники греческой микенской цивилизации (той самой, которая Трою брала), испытавшей огромное влияние со стороны критской минойской цивилизации (Зевс родился на Крите, кстати), первым делом изображали все те же излюбленные сюжеты. Стилистика очень похожа на минойскую, но вот содержание... Сражения, воины и так далее...

  





Речь не идет о том, что минойцы были сплошь мирными и исключительно культурными людьми. Человеческие жертвы, например, как показывают данные археологии, они иногда все же приносили… Но то, что минойцы, судя по всему, не стремились повсюду изображать сцены насилия - по тем временам дело удивительное.

«Странность» (на фоне остальных цивилизаций) изобразительного искусства минойцев привела некоторых исследователей к мысли, что в этой цивилизации доминировали женщины и именно женское начало считалось главным. Даже мужчин изображали очень мягкими, пластичными (взгляните на приведенное выше сравнение!. Еще одним признаком возможного доминирования женского начала является тот факт, что женщины Крита грудь не скрывали. Тогда как патриархальные культуры стремились и стремятся как можно плотнее замотать женщину , скрыв все ее половые признаки:


         


Может быть и так...  В любом случае, контраст - налицо. Как предполагала М.Гимбутас, видный археолог, в древности, в VII-V тыс. до н.э.  на территории всей Европы существовали земледельческие культуры, в которых женское начало не принижалось, а почиталось наравне или даже выше, чем мужское. Так как,скорее всего, именно женщины открыли земледелие, и в ранние эпохи они работали на поле, а земля, дающая урожай, ассоциировалась с Богиней-Матерью. В захоронениях той эпохи крайне мало оружия, оно почти отсутствует; очень мало человеческих жертвоприношений. Но где-то в V тыс. до н.э. из восточноевропейских степей в Европу ворвались скотоводы, носители мужского, патриархального начала (наши предки, кстати), т.к. скотоводами были мужчины и именно они доминировали в своих культурах. Слабые земледельческие сообщества противостоять им не смогли. И вот теперь в захоронениях появляются оружие и рабы, убитые вслед за своими хозяевами... А до Крита эта волна не добралась, и люди древней культуры развивались дальше. До тех пор, пока извержение вулкана на острове Тира (ныне - Санторин), землетрясение и вторжение микенских греков с материка не уничтожили эту культуру. Может быть, так оно и было...

А нам остались только эти яркие и добрые изображения, совершенно чуждые той эпохе... В которой... "подобно урагану, я напал на него, и, подобно буре, я сокрушил его... Его жителей, юных и старых, я не пощадил, и их телами я завалил улицы города... Сам город и его дома, от фундаментов до крыши, я опустошил, я разрушил их, я уничтожил огнем... Для того, чтобы в будущем даже почва под их храмами была забыта, я водой уничтожил ее, я превратил ее в пастбище..." (ассирийский царь Синаххериб о взятии Вавилона, 689 г.до н.э.)



история, заметки на полях

Previous post Next post
Up