Психотехнологии вербовки

Apr 26, 2012 01:00

     Будущий грандиозный успех старательно иллюстрируют на примере «успешных предпринимателей»
(Бриллиантовых и так далее), которые были «простыми учителями… врачами…», а теперь имеют дачи на Гавайях и личные яхты.

Отдельная песня - это гимны сетевых компаний. Гимн «Амвэй» даже как-то трогает за душу :), гимн Вижен прямо зомбирование какое-то в  припеве (см. подборку гимнов здесь). Эффект виден из того, что многие сотрудники этих сетевых компаний сами берутся сочинять гимны и песни про обожаемые компании (рекомендую «Нотр Дам де Амвэй» и песню о гордой и шумной пчеле из Тенториума).

4.  Создание искусственного ажиотажа.  «Только сегодня у нас, в честь праздника - 125,5-летия нашего генерального директора - скидки в 150%». Или «нас уже много, и скоро будет еще больше!» .

5. Создание магического ореола вокруг своей продукции.  То, что иногда рассказывают сотрудники «Амвэй», «Тянь-ши», Цептера и др. компаний о своей продукции иначе, чем рассказом о магических предметах назвать нельзя. Это снова то самое магическое мышление, замешанное на мифологических пластах нашего сознания.  Так, если верить одному «предпринимателю» от Амвэй, то жидкость для мытья посуды можно пить, использовать как лекарство для глаз, а зубная паста «Глистер» убивает все известные бактерии и всех микробов, и поэтому отлично обеззараживает гнойные раны. А уж на что способна жидкость для полоскания рта… Думаю, что такую… э… информацию… сотрудники порождают сами, уже уверовав в бесконечные истории о совершенстве и потрясающем качестве «родной продукции». Недавно вот замучил меня историями о меде человек из «Тенториума». Мед - это спасение Вселенной, не меньше. Даже рак лечили медом. Что уж там говорить о всякой чуме да оспе…

Мне это до боли напоминает карго-культ, существующий в Папуа-Новой Гвинее  и на некоторых островах Меланезии. Культ товаров, которые приносят предки своим потомкам, товаров, обладающих волшебной силой и которые достаются людям просто так. Мне трудно представить себе сотрудника какого-либо обычного магазина, который сочинял бы песни и гимны в честь продукции, которую он продает. Разумеется, есть фанатично преданные какой-либо компании покупатели, но чтобы петь гимны… Я не слышал, чтобы любитель фотоаппаратов Кэнон утверждал что-либо о том, что, сфотографировавшись из новой модели, вы очищаете себе карму :). Но что-то похожее происходит с теми, кто продает продукцию Амвэй, Вижн или Тенториума.

Кстати, вышеизложенное не означает, что эта продукция - плоха. Но карго-культ, созданный вокруг нее, уж точно в разумные рамки не укладывается

6. Создание порочного логического круга. Он крайне прост. «Если ты приложил достаточно усилий, много учился у нас и работал - тебя ждет неминуемый успех. Если этот успех не настал - ты приложил недостаточно усилий, и надо еще больше учиться и работать». Если уж совсем не получается - ну, значит, умом не вышел…  И тогда остается либо снова и снова пытаться взять вершины успеха от Амвэй или еще кого-нибудь, либо придумывать истории о своем сногсшибательном успехе, либо признавать, что ума-то у тебя маловато, чтобы стать Бриллиантовым… Третий вариант самый непривлекательный. Есть четвертый путь - в конце концов устать и тихонько забросить все это дело. Так оно нередко и происходит. Хорошо, что сетевые компании - не тоталитарные организации, и их это не сильно беспокоит. Всегда можно объявить ушедшего неудачником - и забыть о нем.

Спустя год мне позвонили из кадрового агентства, в которое я в незапамятные времена отправлял резюме, и менеджер с загадочным голосом сказала, что есть вакансия для психолога в одну известнейшую международную компанию. Зарплата была по тем временам  объявлена высокой, оплачивалось обучение за рубежом, работа заключалась в обучении персонала и в его психологическом сопровождении.

- Что это за компания? - спросил я, разрываясь между  радостным предвкушением грядущего успеха и интуитивным ощущением, что здесь «явно что-то не то».

- Это знаменитая компания «Амвэй»!

- Что?! Я не собираюсь продавать их продукцию!

- Никаких продаж! В задачу психологов входит работа с персоналом и «независимыми предпринимателями Амвэй».

- То есть мозги им промывать про будущий успех?

- Что? - жизнерадостный голос впервые погрустнел и осекся. - Какая промывка мозгов?

Да вот такая вот…

Прим.: изложенное выше вовсе не означает, что ВСЕ, работающие на названные компании, поддаются психологической обработке. Есть и такие, кто продает их продукцию, но не впадает в указанные крайности.

Previous post Next post
Up