В древнегреческой мифологии Ехидна (др.-греч. Ἔχιδνα, буквально «гадюка») - исполинская полуженщина-полузмея (дракайна). О происхождении скифов рассказывают такую легенду. Когда Геракл прибыл в страну, называемую ныне Скифией, кони из его колесницы были таинственным образом похищены. Геракл отправился на поиски, и в пещере неподалёку он нашёл некое существо двойной природы - наполовину ехидну, наполовину деву, которая выше ягодиц была женщиной, а ниже - змеёй. Увидев её и изумившись, Геракл спросил, не видела ли она его коней. Она же сказала ему, что лошади у неё и что она их ему не отдаст, пока он с ней не совокупится. Геракл вступил с ней в связь за такую цену. Ехидна родила от Геракла трёх сыновей: Агафирса, Гелона и Скифа. Уходя, Геракл оставил ей свой лук и посоветовал передать царство тому из сыновей, который, достигнув совершеннолетия, сможет этот лук натянуть. Достаточно силён оказался лишь младший сын - Скиф. Он и стал царём. И от него якобы и произошли скифы
[1].
Легенда говорит, что общество было полиэтническим. Победили потомки саков во главе с младшим сыном Скифом. Кем были гелоны и агафирсы? Славянами, кельтами, греками, иллирийцами, балтами, финно-уграми? Вопрос остается открытым.
А вот все три названия (сак, скиф, сколот) означают одно понятие, но на разных языках.
Шум. sag - ‛бить; плести’, sa ‛сухожилие’. Греч. σάκος - ‛щит (больших размеров), защита, прибежище’. Саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности, в битве при Марафоне. «Из оборонительного оружия и персы и саки применяли огромные плетеные щиты из прутьев фигового дерева. Щиты эти устанавливались на поле боя, на деревянных подпорках. Они имели размеры 150 на 60 см, жердяной каркас, плетеную прутяную основу и кожаное покрытие». Стефан Византийский писал: «Саки - народ; так называют скифов от доспехов (щит), потому что они изобрели его».
Саки - это изобретатели и обладатели больших щитов. А теперь правильно с исторической точки зрения процитирем Стефана Византийского: Скифы - народ; так греки называют саков (перешедших Волгу) от доспехов (щит) их.
Скиф ~ лат. scutum ‛большой щит (в форме выгнутого прямоугольника, 120 × 80 см)’ (< лат. cutis ‛кожа’), ирл. sciath ‛щит’. Греки могли заимствовать название от своих ближайших соседей иллирийцев-агафирсов, чей язык наиболее близок к латыни. Сравните румынский язык и латынь. Да и сами предки латин спустились на Апеннины с Балкан.
По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты, авхаты (занимали верховья Гипаниса), траспии и катиары. «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши».
В.Абаев, вслед за Ю.Марром, возводил этноним skuta к *skul-ta, где *skul (*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России». Но К.Т.Витчак и С.В.Кулланда объясняют скифское самоназвание так: Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (т.е. "лучники", с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н.э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов - оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н.э. - времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход *δ > *l".
[2] Необходимо строго придерживаться терминологии Геродота, который назвал племена сколотами (др.-греч. Σκόλοτοι) или царскими:
«По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший - Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами».
Таргитай ~ лат. tergum ‛шкура, кожа; кожаный щит’, пол. tarcza ‛щит, защита, оплот’, татар. тире ‛шкура, кожа’.
Сколоты ~ норв. skjold ‛щит; защита, прикрытие’, лат. celtium ‛щит рогатой черепахи’. Оld English scield ‛щит; защита’ (related to Old Norse skjöldr, Gothic skildus, Old High German scilt). Сходство между римским скутумом и кельтским щитом настолько велико, что они, должно быть, имели общие корни. Впервые кельтский щит появляется на рисунке с ножен гальштаттского периода, около 400 г. до н.э., в то время как скутум становится известен на 300 лет раньше. Диодор говорит, что кельтский щит был высотой с человека. На известных скульптурных изображениях кельтов щиты достают чуть выше пояса, если стоят на земле. Щиты этого типа находили также в Дании и Ирландии. Они были покрыты шкурой. Похожие, ничем не обтянутые деревянные щиты, находят в корабельных погребениях в Норвегии.
Почему скифы называли себя царскими? Видимо, в древности щитоносцы были особым воинским сословием - охраной царя. Косвенно об этом свидетельствует традиция в македонской армии.
Корпус гипаспистов (др.-греч. ὑπασπισταί - «щитоносцы») присутствовал в армии Александра Македонского. Гипасписты возникли из пешей свиты македонских царей. Их непосредственной обязанностью была охрана царя на поле боя и в мирное время. Ко времени Александра Великого (336-323 гг. до н.э.) гипасписты представляли собой особое вооруженное формирование элитной македонской пехоты (3000 чел.). Гипасписты делились на три подразделения, хилиархии (по 1000 чел. в каждой). В их число входила «царская хилиархия», так называемая агема гипаспистов, которая являлась пешей лейб-гвардией царя Македонии. Часто их называли basilikoi hypaspistai - “царские гипасписты”.
Лат. scutarius - ‛мастер, делающий щиты; солдат-щитоносец, т.е. царский телохранитель’.
Считается, что скандинавское название Гардарика переводится как Страна Городов. А по-моему это в точности перевод др.-русск. названия Скуфь (Скифия). Норв. gardere ‛защищать, беречь, охранять’. В древности арабы именовали славян сакалибами, а страну булгары звали Саклан. Татар. саклау ‛ограждать, защищать, беречь, ограждение, защита’.
© TrueView