Несмотря на то, что в реальности один только корпус Барклая-де-Толли насчитывал до 13 000 штыков и сабель и, соответственно, со стороны союзников в Бауценском деле участвовало до 65 000 русских, 28 000 пруссаков и 610 орудий, я рискну, то, что происходило на столе, назвать "Бауценом".
Потому что расставились мы, как при Бауцене - Гвардия Горчакова 2го слева, мои пруссаки в центре и еще один русский корпус ("Барклай"), справа, за рекой.
Собственно, силы Императора составили 72 батальона и 36 эскадронов, 12 батарей в трех корпусах (Богарнэ, Даву, Ней) под общим командованием Князя Московского.
Диспозиция: на правом фланге французы выставили итальянский корпус Е. Богарнэ в долине перед Эйквицем, Даву занял оборону непосредственно в Бауцене, а Ней готовится отбить атаку русского корпуса через Шпее и, если понадобится, помочь Даву или Богарнэ резервными кав.дивизиями.
Русско-прусская армия:
Корпус Барклая-де-Толли: 20 батальонов, 12 эскадронов, 6 батарей.
Корпус Блюхера: 24 батальона, 8 эскадронов, 3 батареи.
Корпус Горчакова: 28 батальонов, 16 эскадронов, 4 батареи.
Развертывание: Горчаков на левом фланге с русской Гвардией занимает Эйквиц, Блюхер разветывается в центре, Барклаю на правом фланге нужно форсировать Шпрее перед лицом неприятеля.
Все это называется "тестирование правил на наполеонику Art of Maneuvre (А. Калинина), я пробую правила на зубок в первый раз и немного нервничаю, так как лихих кавалерийских корпусов у меня нет (прусская кавалерия подчинена пехотным бригадам) и особого пространства для маневра тоже нет - предстоит лобовая атака.
Активация, как в жизни, случайная, если сторона двигалась два раза подряд, то потом ход автоматически переходит к противнику, на корпус, по усмотрению ГК.
Мы начинаем первыми и первые русские ядра устремляются в ряды итальянцев Богарнэ. Затем корпус Горчакова 2го выходит вперед, к сожалению, русские батареи быстро израсходовали все пороховые заряды, видно смятение в порядках неприятеля, но этого недостаточно, чтобы атака опрокинула вражеские ряды.
Справа от меня выходит русский корпус Барклая и тоже начинает обстрел синиях рядов Нея:
Мои синие ряды тоже пришли в движение, в ответ прямо из пригорода Бауцена рявкунли французские пушки:
Эпицентр боя все равно слева - там меткими выстрелами итальянцы подбили две наши батареи: два чудовищных взрыва прогремели один за другим, мимо прусского кавалерийского резерва быстрым аллюром вылетают русские конногвардейцы:
Через несколько минут из-за домов появляется целая дивизия легкой французской кавалерии и галопом устремляется в дерзкую атаку прямо на штыки русских полков! Чудо-богатыри едва успевают свернуться в каре, слева от них начинается другая кавалерийская рубка, белые колеты кавалергардов устремляются наперерез вражеской коннице:
Справа от нас горны трубят еще одну атаку - это Ней посылает через брод своих гусар, чтобы русские дивизии свернулись в каре и стали легкой мишенью для тяжелых батарей с того берега Шпрее. В контратаку устремляются русские уланы - и французы, не дожидаясь, когда их сомнут, отступают..
В центре становится жарко! ...Ядра выкашивают целые просеки в бригаде Карла Мекленбургского, он сам, в белом мундире конногвардейца, явственно заметный отовсюду машет с коня стеком и кричит, чтобы удвоили шаг! Рокот барабанов, и на кручу через овраг взбираются первые охотники со штуцерами из бригады Горна:
Конногвардейцам удалось отбить атаку, но, изрядно потрепанные, они возвращаются в Эйквиц, чтобы перестроиться и перевести дух. В долине видно, что русские каре поредели - их атаковали в штыки, но тут приходит подмога, русская конница - и уже итальянцы сворачиваются спешно в батальонные каре:
Видно, как орудия неприятеля ставятся на передки и уходят в тыл - ободренная этим зрелищем, русская пехота, не боясь теперь получить картечью, яростно вцепляется в неровные каре супостата и разваливает их.
Барклай медлит и никак не начнет переправу, вслед за ним и Блюхер не может атаковать в лоб Даву, опасаясь, что атака залебнется и он не сможет придти на помощь ни Горчакову, ни Барклаю. Прусские уланы и гусары отбили атаку врага и возвратились к конногвардейцам, привести себя в порядок.
На левом фланге показалась дивизия французских драгун:
Опрокинув русскую конницу, драгуны завязли в пехоте, чудо-богатыри даже не стали сворачиваться в каре и залпами разметали дерзкую атаку неприятеля!
Горчаков вводит в бой вторую линию и лично останавливает бегущих. Сейчас или никогда! - решает Блюхер и в тот момент Даву выводит свои дивизии во встречную атаку:
Храбрый Компан хватает знамя и устремляется в гущу вражеских синих мундиров - его решимость вдохновляет французов, если бы не этот поступок, дивизия Компана могла дрогнуть. Компан сражен штыками в грудь, но и Карл Мекленбургский оседает на землю со своего коня, багровое пятно расползается на его груди, его уносят. Каким-то чудом резервной пехоте и ландверу удается удержаться. Блюхер скачет сзади, останавливая бегущих и что-то страшное кричит!
Егеря Горна предерзко вскаивают на изгородь и стену и в упор всаживают свои заряды, без промаха выкашивая вражеских офицеров, но вся бригада слишком вырвалась вперед и теперь атакована с фронта и фланга:
Сзади напирают ряды пехоты ландвера, ожесточенные, они отбивают атаку за атакой и сами...переходят в наступление!
Две дивизии французов, не в силах противостоять безумцам, оступают!
У Даву больше нет резервов, прусская конница и русские конногвадейцы разворачиваются, чтобы смять бегущих:
Видя это, Ней приказывает своему корпусу отступать...Бауцен наш и последние лучи этого знаменательного весеннего дня озаряют ряды русской гвардейской пехоты, заполнившей Бауцен:
Мы заплатили кровавую дань за взятие этой позиции, но у супостата разбиты два корпуса. Историки сохранили реплику Наполеона по поводу этого боя: "Как! Такая бойня и никаких результатов!"
Колонны союзников неудержимо маршируют вперед!
Эпилог: правила очень красивые и очень точно отображают тактику того времени. Особенной славой покрыли себя (посмертно) прусские егеря, сильно ослабившие атакующие порядки французских дивизий, исход боя, конечно, решило Божественное Провидение (против 7 вражеских кубов, не попавших ни разу, я бросил два - и оба ПОПАЛИ!), но без тщательного планирования, без смены приказов и без резервов невозможны никакие победы и маневры.
Некоторые нарекания есть по поводу активации, так как и Ней и Барклай всю битву простояли друг против друга, но общая картина боя очень реалистична.
Тестирование продолжится - на новых сценариях и армиях (австрийцы и британцы).