Тропами Байкала

Jun 16, 2020 18:46

Давным-давно, когда я работал литредактором научно-популярного журнала, у меня была идея написать о Большой Байкальской тропе, которую строят волонтёры со всего мира, но тогда мне это не удалось. Я уже не работаю в той редакции, но желание осталось. Решил поехать сам.
В феврале 2012 года я ознакомился со списком проектов, выбрал подходящий и заполнил заявку. Через три дня пришёл положительный ответ, и началась подготовка...
Первым делом был куплен рюкзак. Сразу оговорюсь - с объёмом я промахнулся - взял на 60 л, а надо было бы на 80, а то и больше. Далее покупки продолжились - коврик-пенка, спальный мешок, армейский котелок, походные столовые приборы, заводной фонарик, фотоаппарат, ну и так, по мелочи. Остальные вещи было подобраны путём перетряхивания платяного шкафа - старые джинсы и несколько футболок для работы, тельняшка, тёплые куртка и шапочка (к счастью, не пригодились). Туда же отправились и старые ботинки "Камелот" с мощным протектором и не зря - в условиях предгорья они оказались очень кстати.
С билетами до Иркутска произошла некоторая заминка - авиакомпания, которой я собирался лететь, перенесла рейс с 21 июня на 19. Пришлось поменять на нужное мне число и другую компанию. Последний раз я пользовался самолётом почти 30 лет назад, с тех пор ооочень многое изменилось...
Летел компанией, чьи самолёты похожи цветом на огурцы, ну или на недозрелые бананы - кому что ближе. Была бы тусовка подходящая - поездом поехал. Фигня, что четверо суток тащиться, хоть страну посмотреть можно. Такси до хостела предусмотрительно заказал из Москвы.
Это был мой самый длинный день. Мало того, что я летел в ночь с 21 на 22 июня, так ещё из-за 5-часовой разницы во времени сбились биологические ритмы. На часах 3 ночи, за окном светает, а сна ни в одном глазу - по моим ощущениям 10 вечера, я с работы иногда так уходил. Не спал в итоге почти 40 часов - бродил по кухне хостела, читал местные газеты, пил чай и глазел с балкона на рассветный Иркутск.

Утром отправился в офис, где познакомился с остальными участниками волонтёрской экспедиции. Мы подписали необходимые бумаги, и начали погрузку в микроавтобус. Вещей было много - с собой везли всё, даже так - ВСЁ!!!, от спичек до бензопилы. Столики, табуретки, тент от дождя, канистры для воды и ещё масса мелочей, без которых двухнедельное пребывание вдали от города было бы немыслимо. Ну и свои рюкзаки, естественно. Еды оказалось в два раза больше - её закупали с расчётом на 15 человек, а в назначенное время приехали только восемь. Это порадовало - если нас не заберут вовремя, с голоду не помрём. На автобусе доехали до Листвянки, сели ждать катера.

Через пару часов хода по воде прибыли на место. Из-за ветра и волн пришлось высаживаться в трёх километрах от запланированной стоянки, в Большой Кадильной пади, у кордона государственного инспектора. Пришлось лезть в холодную воду, ловить мешки и коробки, но ветер и волны усиливались, так что вариантов не было. Дальше путь был пешим, но припасы и часть вещей перевёз инспектор на УАЗе с прицепом, а то бы мы целый день таскали.
Началось обустройство лагеря. Выдали палатки, мне досталась индивидуальная, что очень обрадовало - не люблю обитать с соседями. Ещё по одной палатке отвели для продуктов и инструмента.
Приключения не закончились - поле, где мы разворачивали лагерь, служило для выпаса коров и лошадей инспектора, а посему кое-кто вляпался. Мне, например, пришлось перед входом выложить картонный коврик.

Малая Кадильная падь стала нашим пристанищем на две недели - вот в этой долине мы и жили.
На следующий день продолжилось обустройство лагеря, приготовление еды, поиск дров для костра, экскурсия к пещере под названием Часовня, где нам предстояло работать.

С третьего дня началось обустройство тропы. Собственно, тропа уже была, но шла она «в лоб» по горе. Нашими же задачами были прокладка серпантина и завал старого маршрута, чтобы туристы могли безопасно пройти к пещере.
Было неудобно стоять на крутом склоне, размахивая киркой, но потом все приноровились. Сначала вперёд пускали девушку, которая выстригала растительность секатором, затем двое ребят кирками рыхлили грунт, а в конце кто-нибудь лопатой выравнивал ложе тропы, делая её удобной для ходьбы. Ничего сложного. Да и такой труд на свежем воздухе идёт только на пользу.
Работали немного - часа три с утра и примерно столько же после обеда. Еду готовили по очереди - двое (мальчик и девочка) оставались в лагере, вставали раньше, готовили завтрак, мыли посуду... Ну в общем, обычное такое дежурство. Я один раз варил суп - всем понравилось )))

В один из дней мы отправились в посёлок с названием Большое Голоустное, который отстоял от нас на 20 километров. Идти было несложно - относительно ровный рельеф побережья давал нам такую возможность. По дороге встречались огромные вывороченные пни, обглоданные байкальскими штормами, лодочные сараи, украшенные таёжными артефактами, пирамидки-обо и мандалы, выложенные из разноцветных камней.

Погуляв по селу, отправились в позную. Но не принимать позы, а есть их... Позы - эдакие гипертрофированные пельмени. Аналоги - хинкали, равиоли, манты... Думаю, принцип ясен. Дорвались до омуля, знаменитой байкальской рыбы! Взяли его разного вида копчения - холодного, горячего, и ещё там какое-то было. Всем советую попробовать, но упаси вас везти его с собой в качестве сувенира - рыба настолько ароматная, что вам придётся дорожную сумку выбросить.

"Очень байкальское фото"

Сельский двор

На обратном пути искупались, если можно так назвать окунание в воду с температурой +7С. Кстати, в первый день капитан катера пригасил мой энтузиазм при виде спасательных жилетов словами «Это чтобы ваши тела поскорее нашли, в такой воде человек живёт полчаса самое большее».

Ничего необычного, просто предупреждение

Так и потекли дни нашего пребывания на проекте - работа, дежурства, вечерняя переписка по СМС с друзьями, оставшимися за Уралом, баня, шахматы, покер, другие игры типа «Кто я?», ну и рассказы обо всём на свете. В силу своего возраста я много мог поведать. Рассказы о лихих 90-х годах всегда пользовались успехом.
И вот в один из дней, окрылённые успехом похода в Большое Голоустное, мы отправились в село Большие Коты, которое лежало в противоположной стороне... Коты - ударение на первый слог, так называлась деревянная обувь каторжников, но это не точно.

Я и идол. Идол справа )))

Дорога до Больших Котов сначала показалась нам лёгкой. Я сфотографировался с деревянным идолом на кордоне у инспектора, народ бросился фотографировать сусликов, потом двинулись дальше. Вскоре оказалось, что путь будет не совсем прогулочным. Несмотря на то, что по карте нам предстояло пройти 13 км (всего-то!), дорога сузилась до метра. Вверх поднималась скала, а внизу, метрах в тридцати, волны Байкала разбивались о валуны. Вверх никак, вниз - смертельно опасно, оставался одно - только вперёд. Тропа постепенно поднималась всё выше, как оказалось - впереди нас ждал перевал с жутковатым названием Скрипер. Уклон в какой-то момент достиг практически 60 градусов, но нас спасали ступени, когда-то проложенные такими же волонтёрами, как мы. Мне, городскому жителю, приходилось нелегко, но перед девушками нельзя было ударить в грязь лицом, и я карабкался.
На вершине перевала нам открылся прекрасный вид. Скала нависала над озером, с одной стороны вдалеке виднелся кордон инспектора, а с другой - домики села, в которое мы направлялись. Правда, толпы туристов несколько мешали галдежом. После перевала тропа свернула в лес, стали попадаться места туристских стоянок, ручьи, бегущие с гор, пару раз встречались пасущиеся лошади. Собаки с ошейниками, дети, туристы, палатки, скалолазы...

Спускаться было легче, но в какой-то момент нас встретила табличка «Опасная тропа». Пришлось обходить по берегу. В деревне мы немедленно кинулись за пивом и омулем - после похода мучили голод и жажда. Перевал нам дался нелегко.
После отдыха группа разделилась - я и ещё двое участников решили остаться в деревне, чтобы вернуться утром, а остальная группа ушла в лагерь. Ночевали в душевой студенческого лагеря «Гаммарус» - было холодно и неуютно. Утром позавтракали пирожками и стали решать, как двигаться обратно. Поскольку у всех троих были стёрты ноги, то попытались арендовать лодку. Искали довольно долго, наконец, нашли. Это оказалось самым большим приключением...

Полудохлый мотор еле справлялся со встречными волнами, и каждая, разбиваясь о нос лодки, обеспечивала нас холодным душем. Через полчаса стало ясно, что я сижу в луже, и промокаю всё сильнее. К счастью, фотоаппарат и телефон не пострадали.
В лагере нашу лодку услышали издалека, и вышли встречать. Я представлял собой жалкое зрелище - промокший до нитки, трясущийся от холода, но не выпустивший из рук рюкзак с припасами. Немедленно нас переодели, напоили чаем с бальзамом, и разогнали по палаткам, велев не выходить до ужина. Что мы и сделали...

Через пару дней выяснилось, что мы идём с опережением графика, поэтому постройка тропы закончилась на два дня раньше запланированного срока. Её открытие было обставлено с максимально возможной в условиях тайги торжественностью - красная ленточка, несколько фото на память, посещение пещеры. Внутри пещеры обнаружилась гора мелких денег, оставленных туристами на память и надписи, сделанные, к сожалению, ими же. Вечером устроили прощальный ужин с тортом и стали неспешно собираться.

Последнее утро в лагере прошло сумбурно. Нас посетило стадо коров с кордона государственного инспектора. Пришлось спасать сушившиеся на верёвке футболки и полотенца, и внимательно смотреть под ноги, чтобы не вляпаться. Катер пришёл после обеда, началась погрузка. Ещё два часа хода по воде - и мы в Листвянке, на пристани. Быстро перегрузив экспедиционный инвентарь в микроавтобус, мы отправились в Иркутск, договорившись о вечерней встрече.
Когда встретились, то долго веселились - вместо горных ботинок и рабочей одежды девушки встали на каблуки и нарядились в платья. Парни тоже приобрели менее дикий вид, я, например, сбрил двухнедельную щетину.
Посетили несколько заведений, выпили пива, потанцевали в клубе и под утро распрощались. Вылет самолёта задержали из-за тумана, пришлось некоторое время побродить по терминалу.
В самолёте я сразу же заснул - сказалась бессонная ночь в клубе.
И вот - Москва! Дом! Душ!
После того, как я привёл себя в нормальный вид, стал разбирать рюкзак. Из сувениров привёз несколько камней интересной формы, пресноводную губку, найденную после шторма на побережье, да и всё, пожалуй.
Но самое главное, что я оттуда привёз - впечатления, которые останутся со мной навсегда, уж в этом можно не сомневаться.

Эпилог
Озеро Байкал - одно из уникальных мест нашей планеты. Его красота вне времени, его ценность невозможно переоценить.
Байкал у каждого свой. Шаман и эзотерик видят духов и сгустки энергии, геолог - озеро тектонического происхождения, эколог - природу, загаженную туристами и сточными водами целлюлозно-бумажного комбината, турист - омуля, экзотическую кухню, ну и всякие сувениры.
Есть ли в Байкале своя Несси? Этим вопросом интересуются очень многие ученые, особенно британские (кто бы сомневался). Увы... Пока никто байкальскую Несси не видел. Зато найдены останки травоядных динозавров мезозойской эры. Их длина достигала 26-27 м а вес - 50 т.
Беглый бродяга в омулевой бочке пересек Байкал, скорее всего, в районе южнее Баргузинского залива с восточного берега на западный. Здесь северо-восточный ветер баргузин дует почти поперек котловины озера.
Но Большая Байкальская тропа - это не только тропа. Это путь к экономически и экологически благополучному будущему региона, четкой, отлаженной работе людей, работающих, чтобы защитить нетронутые байкальские экосистемы и сохранить их для будущих поколений. Давайте все вместе сделаем этот мир чуточку лучше!