День рождения - подземный праздник.

Apr 08, 2019 14:16



Написано в прошлом году. 
  Вчера вернулись из Дидинского тоннеля. Там мы отмечали день рождения нашей Жени jennifer_hot Отмечать день рождения под землёй - это конечно затея людей не очень уравновешенных, если не сказать больше, но вряд ли кто ещё в нашем  городе сможет похвастаться чем-то подобным.
    Сам же Дидинский тоннель - это такое место, в котором раньше "бывал",  чуть ли не каждый житель Свердловской области и не только. Многие ведь ездили в Москву на поезде, а дорога туда проходила как раз через этот тоннель. В детстве, я помню, всё ждал, когда же будет тоннель. И вот - за окнами поезда вместо привычного леса и неба сплошная тьма, в которой искорками мелькают редкие фонари. Они высвечивают кусочек щербатой древней стены странного подземного царства. Или вдруг - кучку рабочих в оранжевых касках, которые, прижавшись друг к другу, стоят в специальной нише и ждут, пока проедет поезд. А через несколько секунд опять лес, свет воздух. И конечно, самого тоннеля мы не видели. Внутрь же никого не пускали, точно также, как и сейчас не пускают никого внутрь действующих железнодорожных тоннелей.







История Дидинского тоннеля сейчас в общих чертах известна каждому. Строился он во время великих войн, сотрясавших Россию и мир - Первой Мировой и Гражданской. Именно тогда строили и саму дорогу Казань - Екатеринбург, как тогда говорили - Казанбургскую дорогу. Это было странное время, когда с одной стороны дорогу строили красные, с другой - белые. Строили эту дорогу и австрийские пленные, и китайцы. Говорят, что именно китайцы облицовывали камнем стены тоннелей на участке от Красноуфимска до Екатеринбурга. Может быть, и стены Дидинского тоннеля сложены китайскими руками.



70 с лишним лет тоннель исправно служил людям, пропуская поезда. А потом стал разрушаться от воды. И в 1995-м году его закрыли. Рельсы из тоннеля убрали, провода сняли. А сейчас даже говорят, что тоннель в этом месте был не нужен вовсе. Ибо такие сооружени дорого строить и дорого эксплуатировать. И легче вырыть выемку под железную дорогу, чем долбить гору насквозь. Особенно если эта гора невысокая. Гора, сквозь которую проходит Дидинский тоннель, как раз невысокая. И когда стали строить второй путь, то гору долбить уже не стали. А потом и для того пути, что раньше проходил через тоннель, вырыли "канавку". Так тоннель превратился в грандиозную, величественную заброшку.
    Женя двно собиралась съездить в Дидинский тоннель. А идея поехать туда именно сейчас принадлежала Павлу Анатольевичу. На эту идею живо откликнулись все наши блогеры и туристы. Нас набралась полная маршрутка. Мы едем довольно привычным путём к Пермскому тракту. А вот дальше... Дальше нужно свернуть с тракта налево и ехать километров пять по раскисшей грязной дороге. Ехать всё в горку.
    "Газель" нашу качало и швыряло на промоинах дороги, как корабль в бурю. А потом вдруг под машиной что-то со страшным треском лопнуло. Ну всё, приехали - подумал я. Оказалось, сломался один лист рессоры. Не выдержал суровой дороги. Если сломается ещё один, то нам придётся тащить машину на себе. Мы вылезаем и хлюпаем по грязи пешком, а машина налегке едет рядом с нами. Развернуться и уехать назад машина не может, потому что на этой дороге просто негде разворачиваться.




И вот, наконец где-то внизу показываются мощные каменные стены входа в тоннель. Старинные железнодорожные строения наших краёв всегда выглядят монументально, даже самые незначительные. Везде тёсаный камень, везде чувствуется рука архитектора. Вот и вход в Дидинский тоннель оформлен как ворота рыцарского замка.
    И здесь уже не кажутся правдоподобными разные прозаические истории о постройке тоннеля какой-то акционерной компанией. Это место требует историй более романтических. Типа таких, что Демидов, которому надоела земля и люди  на ней, решил удалиться в свои подземные владения. И выстроил он вот такой вход-портал в царство Хозяйки Медной горы. Или ещё. Встретил Демидов в Париже Толкиена, и тот рассказал ему о замысле своей повести о королях Под Горой. И решил Демидов устроить себе тоже вход Под Гору. И самой тёмной ночью ездил он туда на своём личном чёрном-пречёрном паровозе. Заедет в тоннель, и откроется перед ним потайная дверца в подземные владения. А там  - малахитовые стены, ящерки, резная медная трава и среди неё качаются на тонких каменных стебельках цветы зла (Демидов же злой был). И звенят те цветы печально.

Красивая арка яйцевидной формы. Наверное, эта форма самая устойчивая к давлению пластов земли. На этом снимке хорошо видно, что  гора невысокая.



А у нас, ещё на земле происходит предварительная раздача слонов. Слоны сегодня достаются мне и Александру Жданову. А Владимир Валентинович зачитал нам брошюрку об истории тоннеля.

В руках у Жени - "слон". Это значок "Пост месяца".



В брошюрке есть слова, что Дидинский тоннель был построен для отмывания денег. Типа тоннель был не особо и нужен, но его построили. И в той же брошюрке это мнение оспаривается. Потому что строила его частная компания, которой владел то ли фон Мекк, то ли ещё кто-то. А частники сами у себя воровать не будут.

Сходство с рыцарским замком подчёркивают зубцы на верхней стене и закруглённые "башенки" в углах с фальшивыми бойницами.



И наконец мы выдвигаемся в тоннель. Входим под красиво выгнутые своды. Идти хорошо и удобно, под ногами мелкий гравий, а впереди, где-то очень далеко, светится противоположный выход. Длина тоннеля более километра, поэтому выход видится отсюда еле заметным светлым пятнышком.




Здесь, в темноте, теряется привычное представление о расстояниях. Отойдёшь всего-то на двести метров от входа, и кажется, что попал в совершенно другой мир, что всё земное осталось неизвестно где. И свет фонаря беспомощно трепыхается во всеобъемлющей тьме.


 
   А мы находим нишу в стене. Здесь и будет наша "база". Женя зажгла в нише множество свечей, и наше пристанище стало тёплым и торжественным.




Хотя теплота тут - это понтие совершенно условное. Нам холодно. Здесь всегда холодно, даже если на улице очень жаркий день, а лёд не тает всё лето.




Фотографировать в темноте трудно. Часто света наших фонарей не хватает. А фотографии получаются какими-то таинственно-расплывчатыми. Впрочем, в таком месте всё должно быть немного другим, не таким, как на свету. Ниши, в которых люди пережидали проход поезда, встречаются довольно часто. Раньше ведь не было радио, и ремонтники должны были добежать до ближайшей ниши, только услышав гудок паровоза. Есть ниши полностью старинные, выложенные камнем, есть те, которые забетонировали в новые времена.




Фактура потолка. Кое-где края камней обработаны, кое-где нет. Здесь видно, что свод идёт участками. В глубине потолок более гладкий, чем ближе к нам. Наверное, на нём ещё осталась копоть паровозов, ездивших тут во времена Гражданской войны. С потолка кое-где свисают сосульки. То ли настоящие ледяные, то ли сталактиты. А ещё в потолке встречаются выходы вентиляционных шахт, ведуших на поверхность.




А у нас пир идёт своим чередом. Светят фонарики, звучит музыка и стихи Надежды Фёдоровны, продолжается раздача слонов.




Жене достался сертификат на покупку необходимого туристического снаряжения в неограниченном количестве и флейта дождя, сделанная В.В. Семёновым. Раньше такие флейты использовали для того, чтобы вызвать дождь. Помогло. Вызвали на свою голову. Если вчерашний день был ясный и тёплый, то сегодняшний - пасмурный и дождливый.

image Click to view






Ещё несколько фоток нашего подземного праздничного быта.







Праздничный тортик для Жени от Александра Жданова.




Иногда мимо нашего стола проходят призрачные люди. Они возникают крошечными тенями на фоне светлого неба и вдруг оказываются рядо с нами. Здороваются, поздравляют нашу именинницу. Какое же здесь всё же популярное место. Идут и взрослые, и дети.




И естественно, нам захотелось пройти весь тоннель до конца, увидеть свет с противоположной его стороны. Ни в ботинках, ни в обычных сапогах сделать это невозможно. Дальше в тоннеле будет довольно много воды. Поэтому заходим по очереди двумя группами.




Передаём друг другу бродни. В глубине тоннеля становится ещё темнее. Под ногами уже лёд. Он серый, гладкий и волнистый. Чтобы не упасть, опираемся на палки и держимся друг за друга. Лёд сначала поднимается под ногами, потом опускается.




Мы проходим длинную ледяную горку, которая намёрзла тут за зиму.  Метров через сто уже не слышно ни музыки, ни возгласов наших товарищей, оставшихся за праздничным столом. Только слабые искорки далёких фонариков показывают нам, что мы не одни в этой тьме. Огромная сосулька вырастает прямо из стены.




Чуть не доходя  до воды стоит вот такой трон ледяного короля.




Стены всё такие же серые и фактурные. Потом  под ногами становится всё больше воды. Сначала чуть-чуть хлюпает под подошвами, потом по щиколотку, а потом всё глубже и глубже. Мы идём в воде уже по колено, расталкивая ногами довольно толстые льдины. Иногда они больно бьют нам по ногам. Лёд и вода сменяются три раза.

image Click to view



Ниши в стенах встречаются так же часто. В некоторых из них видны отверстия, ведущие в дренажные каналы. Каналы прорублены  в скале выше и ниже основного тоннеля. Люди в них лазили, они хоть и узкие, но там можно стоять в полный рост. Мы не полезли. Там много льда, обледенелые каменные ступеньки, темно и жутко. Гораздо более темно и более жутко, чем в основном тоннеле. Мы решили не испытывать судьбу, а идти на свет, до которого становится всё ближе. Перед выходом из тоннеля самое глубокое место. Хорошо, хоть льдин нет. На том конце тоннеля - машины и люди. Они радостно приветствуют нас, прошедших всю километровую его длину.




Теперь уже "наш" конец тоннеля видится маленьким светлым пятнышком.




Фото на выходе. Алексей Ращупкин, Аля, именинница Женя и я.




Радуемся, что дошли, готовимся возвращаться.




Возвращаемся. Наши товарищи наконец могут услышать плеск воды и не совсем приличные выражения, которые изредка вырываются у нас, когда мы оступаемся на льду.




Ну, вроде и всё. Переполненные впечатлениями, возвращаемся на свет солнца.




Здесь уже тепло. Какое же это счастье - вернуться в свет и тепло после подземелья.




Нам ещё предстоит пять километров иди по грязной дороге до нашей машины. Наш водитель Сергей  проявив чудеса смекалки, укрепил как-то разрушенный лист рессоры и мы смогли доехать до города без происшествий. За что спасибо ему огромное.
Ну, наконец-то добрались!








Мы устали и спим на пути к дому.




Я хочу поблагодарить всех за совместное и такое яркое путешествие. Может быть, мы ещё вернёмся сюда. Очень бы хотелось. А под конец - фото смельчака, проехавшего весь тоннель на мотоцикле. Мы-то медленно шли там по льду и воде своими ногами, опираясь на палки, и то спотыкались и падали. А он быстро ехал на своих  узеньких колёсах. Как это вообще возможно - я не знаю.




Я таки отломил от потолка нашей ниши кусочек сталактита. Это в пещерах их нельзя ломать, а здесь можно. Крошечный, ничем не примечательный столбик известковых отложений, полый внутри. Знаете, на что он похож? То ли на гнилой зуб, то ли на "зубной камень". "Зубной камень" - это твёрдый налёт который иногда образуется между зубами.

Свердловская область

Previous post Next post
Up