Колыма

May 16, 2020 01:56





"А я. Прощаюсь с городом просоленным, куда
в любое время не доходят поезда
И губы часто здесь обветрены мои бывали..."

Отпечаток медвежих лап, вдоль дороги, на недавно выпавшем снеге. Мишка ищет берлогу.





2.

Конец сентября. Казалось бы? Окрашенные в красный сопки исчезли и мир стал черно- белым, даже не за одну ночь, за час. На перевалах федеральной трассы Колыма выпал снег...

*****



3.

Солнечный Магадан, с легкой руки Владимира Семеновича, город на краю карты и на краю земли. Это отчетливо понимаешь на берегу Охотского моря.  Еще и разница с Москвой 8 часов.



4.



5.

Город у моря. Морская тема навевает мысли о лете, пляже Алекса Гарленда, ровном загаре или приморских набережных, на худой конец. Да, иногда здесь купаются, когда, за много лет, вдруг, случится несколько неожиданно жарких летних дней и кто-нибудь из отчаянных северян рискнёт забежать в холодную воду.



6.



7.

Но море- это здорово, это красиво. Как минимум, импрессионистские пейзажи, простор, морское сообщение, в теплое время года. Зимой бухта замерзает и превращается в белое поле, между белыми сопками. Чудная планета. Двенадцать месяцев зима, остальное- лето (местный фольклор).



8.

Навигация не для туристов, она для грузов и завоза продуктов с материка. Материком называют большую землю, куда поезда доходят. А в годы репрессий суда привозили на Колыму заключённых.



Юрий Дудь вдруг сделал тему Колымы если не популярной, то известной. Миллионы просмотров. Две тысячи километров Колымской трассы, от Магадана до Якутска, в краях, где нет и никогда не было железной дороги.



Федеральная трасса Колыма начинается в Магадане, с нулевого километра- проспекта Ленина. Город симпатичный, как любой, построенный на холмах, где всегда есть точки, откуда он раскрывается перспективами. Только здесь не холмы, а сопки.



Колымская трасса, хоть и зовется федеральной, далеко не вся гладкая. «Пыль, да туман»- это про нее. Путешествовать спокойнее на подготовленном внедорожнике.



Тем более, что на перевалы зима приходит раньше.



Дорога хорошая, как минимум до поселка Палатка, примерно, в ста километрах от колымской столицы. Это оазис в пустыне  лесотундре, с немыслимыми для вечной мерзлоты фонтанами, с городскими скульптурами и ресторанами, куда не пустят, если вы плохо подумав, пришли в джинсах. Цветочный город из приключений Незнайки.





Удивить новой колымской архитектурой сложно, но дома выглядят аккуратно и , пожалуй, жизнерадостно, особенно, это ощущается на обратном пути, после того, как проехали мимо брошеных, пустых городов.



После Палатки сворачиваем на Тенькинскую трассу, гладкое шоссе заканчивается. Ехать долго. Колымские километры не эквивалентны привычным. К примеру, до Ярославля можно доехать из Москвы за 4 часа, если не будет пробок. На Колыме обошлось без пробок, но это же расстояние можно ехать почти день.



Омчак. В сороковые годы здесь нашли золото и построили поселок, а рядом, исправительно- трудовой лагерь и использовали труд заключенных, для работы на рудниках.  Сейчас лагерь закрыт, вернее, его оставили и он стал туристическим объектом. Нет, не музеем, просто страшным местом, напоминающим Сталкер или Пикник на Обочине, Стругацких.





Ощущения от посещения «зоны» тягостное, сюр какой-то, в окружении красивого антуража колымских сопок и понимания того, что вокруг, на сотни километров, лесотундра. Зимой, говорят, в этих местах очень холодно. Минус сорок и ветер. Жуть.



Через какое-то количество километров выезжаем снова на Колымскую трассу, едем в Якутию.





Усть- Нера, якутский поселок, с населением более 5 тысяч жителей, расположен в Оймяконском районе, известном своим полюсом холода. Красивый ландшафт, горы и слияние рек Нера и Индигирка.



Как вы думаете, зачем могут ехать сюда туристы? Горные хребты напоминают спящих драконов. Это кисиляхи, скальные образования, рассыпанные группами. Из поселка их хорошо видно, но добираться до них не так быстро, как кажется. Если, конечно, у вас нет вертолета.



Удивительные сочетания красивых природных антуражей и ощущения посапокалипсиса в старых брошеных кораблях или домах. Как будто, после того, как их оставили люди, они умирают, становясь частью ландшафта и природы.





Эстетика деконструктивизма?



Усть-Нера посередине федеральной трассы Колыма. Примерно 1000 километров от Магадана и столько же до Якутска.



Эх, дороги. Пыль да туман...



Едем назад, в Магадан, мимо колымских городов. Еще 1000 километров.





Сусуман. Здесь много домов на сваях, как на куриных ножках, будто эти  дома висят в воздухе, а под ними гуляет ветер. Вечная мерзлота диктует правила.



Кроме оставленных людьми городов, вдоль Колымской трассы, что действительно выглядит посапокалиптично и да, с какой-то чудовищной эстетикой деконструктивизма, когда разрушенные города становятся частью природы,

устья рек, вдоль которых, в значительной своей протяженности, проходит федеральная трасса Колыма, имеют множество отвалов пород. Так моют золото.  И такие ландшафты никак не назвать девственными.



Назад, к морю...

конкурс_TR

Previous post Next post
Up