Музей Дальней Авиации, г. Энгельс

Nov 05, 2009 14:19



Идея посетить музей пришла довольно давно, но в Саратове я бываю теперь не часто и в последние пару раз как то совсем не было времени на музеи.  В октябре, планируя поездку, я решил исправить этот пробел и стал собирать сведения о музее. Информации о музее в сети оказалось крайне мало, было понятно, что попасть туда теоретически можно, но как именно это сделать, нигде не говорилось.

Вот что удалось выяснить: музей находится на территории военной авиабазы возле города Энгельс в Саратовской области. На территории этой военной базы находятся бомбардировщики Ту-95 и сверхзвуковые Ту-160, те самые, которые нашумели недавно своими полетами в Венесуэлу. Музей находится на закрытой территории, из-за чего попасть в него могут не все.

К сожалению, нигде в сети не была описана процедура посещения музея. Телефоны были указаны старые. На мои поиски тех, кто посещал музей, никто не откликнулся. Поэтому пришлось все выяснять самому на месте. Но сначала я хочу рассказать об увиденном и в конце отчета я напишу, как можно попасть в музей.

Публикация фотографий и информации о музее согласована с руководством музея и производится с их согласия.




Официальное название музея - Музей 22-й Гвардейской тяжелой бомбардировочной Донбасской краснознаменной авиационной дивизии.

История Энгельсской авиабазы уходит корнями в 30-е годы прошлого века, когда на этом месте была основана летная школа. В годы Великой Отечественной Войны авиашкола подготовила 14 авиационных полков, в том числе три женских авиаполка, сформированных Мариной Расковой. 190 человек из числа выпускников авиашколы за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза!

В 1954-м году летная школа была переведена в город Тамбов, а в Энгельсе была создана авиационная часть дальней авиации.  Первоначально на вооружении были переданы бомбардировщики М-4 конструкторского бюро Мясищева и вскоре модернизированные бомбардировщики ЗМ этого же КБ. Однако, постепенно, эти машины были переоборудованы в самолеты-заправщики, а оставшиеся были уничтожены после 1985-го года в соответствии с договором о сокращении вооружений. Самолеты-заправщики прослужили значительно дольше и были заменены самолетом Ил-78. Один из заправщиков ЗМС -2 находится в экспозиции музея.

Отдельная глава в истории авиабазы связана с первым космическим полетом. Весной 1960-го года здесь тренировался первый отряд космонавтов в составе Гагарина, Титова, Николаева и Комарова. Кроме того, после первого космического полета, Гагарин приземлился в нескольких десятках километров от авиабазы и после приземления его отвезли в расположение части.   В этот день авиабазу посетил С.П. Королев. В коллекции музея находятся части обшивки спускаемого аппарата первого космонавта.

После развала Советского Союза на авиабазу в Энгельс был переведен 203-й гвардейский авиационный полк, базировавшийся на территории Белоруссии. Вместе с ним прибыли сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане. Эти самолеты также представлены в музее дальней авиации.

Наконец, начиная с середины 1992-го года, на вооружение начали поступать сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160.  Кроме этого, в 1999-м году, в счет оплаты долгов за газ, Украина передала России еще 8 самолетов Ту-160 и 3 самолета Ту-95МС. Все эти самолеты были размещены на территории Энгельсской авиабазы. В настоящее время на авиабазе размещены 16 единиц Ту-160 и около 20 самолетов Ту-95МС (информация из Википедии).

В 2003-м году с аэродрома Энгельс в кресле командира экипажа Ту-160 взлетал министр обороны Сергей Иванов, в 2005-м году полет на Ту-160 совершил президент России Владимир Путин.  10-го сентября 2008-го года два бомбардировщика Ту-160 совершили перелет с места базирования на аэродром Либертадор в Венесуэле.

В 2000-м году на территории авиабазы скопилось большое количество списанных самолетов, дожидающихся отправки в металлолом. В связи с этим, у командира части родилась идея организовать музей дальней авиации под открытым небом. Сегодня в музее находятся 14 самолетов, а также экспозиция крылатых ракет, авиационного вооружения и боеприпасов. Кроме того, часть экспонатов находятся в крытом помещении.

Я посетил музей 5-го ноября 2009-го года. В этот день была солнечная морозная погода, что конечно же очень порадовало. Я был единственным посетителем и директор музея, Воронов Сергей Александрович согласился провести экскурсию для меня лично. Начали мы осмотр с экспозиции крытого музея.

На стендах музея по часовой стрелке представлена история авиабазы, начиная с 1936-го года.  Например, обломки первого фашистского самолета, сбитого женщинами из авиаполка Марины Расковой.



Среди вещей и документов времен Великой Отечественной Войны попался экземпляр приказа с правками, сделанными лично рукой Верховного главнокомандующего И.В.Сталина. В приказе говорится об объявлении благодарности и награждении денежной премией экипажей самолетов Балтийского флота (81-й авиадивизии дальней авиации), бомбивших Берлин в ночь с 7 на 8-е августа 1941-го года. Сталин своей рукой вносит мелкие исправления и отдает указание объявить приказ об этом всему личному составу авиадивизии. Исправления сделаны карандашом синего цвета, внизу личная подпись Верховного главнокомандующего, сделана карандашом красного цвета.



Кроме документов в музее представлено большое количество авиационного вооружения, в том числе авиационные пушки, а также крылатые ракеты и их части. К сожалению, я совсем не интересуюсь темой вооружений, поэтому оценить редкость экспонатов я не могу.





Отдельным экспонатом музея можно считать журнал благодарностей посетителей музея. Мы потратили почти полчаса на чтения записей в нем. Несмотря, на закрытость музея, его посещают большое количество людей и довольно часто. Парадокс же закрытости музея при этом объясняется довольно просто - основные посетители музея военные делегации всех стран мира. Перечисление только языков, на которых сделаны записи в журнале займет некоторое время. Страницы пестрят записями на английском, немецком, французском языках, а также на индийском, арабском, японском и китайском и других. Среди подписей посетителей подписи многих военных и гражданских руководителей всех стран и всех рангов. Наконец, можно долго перечислять записи, оставленные съемочными группами мировых телекомпаний, таких как CNN и BBC.





Теперь, самое время перейти к экспозиции музея под открытым небом. Основным и самым заметным экспонатом является, по-видимому, самолет-танкер ЗМС-2.



Размеры этого мастодонта поражают воображение. Не зря на авиабазе его называли «царь-самолет», для своих лет он был необыкновенно большой.



У самолета очень необычная конструкция шасси - основная стойка велосипедного типа в середине и маленькие шасси под крыльями. Говорят, что такая компоновка позволяла заметно снизить собственный вес самолета.





Как и полагается - рядом с «царь-самолетом» стоит «царь-ракета».



Говоря другими словами - это и есть ядерная бомба. Крылатая ракета первого поколения Х-20М предназначалась для доставки ядерных боеголовок большой мощности. По внешнему виду и строению напоминает тяжелый реактивный истребитель тех лет, да это и понятно, т.к. ракету проектировал М.Гуревич из ОКБ МиГ. Крылатая ракета запускалась в воздухе с самолета Ту-95К и могла преодолевать до 600 км до цели.



Следующий экспонат -стратегический ракетоносец Ту-95К-22 «Кама».



Американцы называли эти самолеты «убийцами авианосцев» за мощное вооружение. Самолет имел две ракеты типа Х-22, одна из которых установлена на музейном самолете.



Мощность каждого из четырех двигателей самолета составляет 15 000 лошадиных сил!!!



Большой интерес у меня вызвала четверка самолетов Ту-22, прибывших в составе 203-го авиаполка из Белоруссии. Справа налево: сверхзвуковой самолет-разведчик Ту-22РДМ, учебно-тренировочный самолет Ту-22У, ракетоносец Ту-22КД и самолет-постановщик помех Ту-22ПД.



Учебно-тренировочный самолет Ту-22У имеет дополнительную кабину для инструктора. Для сверхзвукового самолета сделать такую кабину было довольно непростой задачей.



Боевой ракетоносец Ту-22КД.



Стоит остановиться на самолете-постановщике помех. Если с остальными все было более-менее ясно, то этот самолет заставил задуматься о его задачах. Оказалось, что самолет оборудован настолько мощной радиопередающей станцией, что при его использовании в радиусе 350 км от летящего самолета не работают не только радарные установки, но даже перестают ловиться теле и радиопередачи. Именно этот самолет принимал участие в боевых действиях в Афганистане.



Кстати штанга на носу самолетов предназначена для дозаправки в воздухе.



Интересна раскраска самолетов. Боевые самолеты несут на себе символику своих воинских частей.



Кроме того, в момент передачи из Белоруссии в Россию их тогдашние владельцы на самолетах написали прощальные слова.





Все военные самолеты стоят с одной стороны бетонки, с другой стороны установлены вспомогательные самолеты - транспортные и учебные.

Ан-24Т - промежуточный вариант между пассажирским Ан-24 и транспортным Ан-26, имеет в  хвостовой части небольшой люк для выброски грузов и парашютистов. Данный экземпляр использовался для обучения пилотов и стрелков-радистов.



Самолет Ан-12А - военно-транспортный самолет, использовался для перевозки личного состава авиабазы на аэродромы подскока (промежуточные аэродромы). На установленном в музее самолете в 1974 году везли гроб с телом В.М.Шукшина.



Рядом с транспортными самолетами КБ Антонова установлены два варианты учебных Ту-134. Первый из них, Ту-134 УШС, использовался при обучении штурманов самолетов дальней авиации и поэтому имел прозвище «летающая парта».



Интересной особенностью этого самолета являются установленные под фюзеляжем пилоны с небольшими бомбами П-50Т, с их помощью штурманы отрабатывали практические навыки бомбометания. Такой, пассажирский самолет - бомбардировщик.



Рядом установлен второй самолет Ту-134 УБ-Л, по внешнему виду которого не сразу определишь в нем пассажирскую тушку.

Самолет, получивший за свой длинный нос прозвище «Буратино», выпускался серийно и использовался для обучения и поддержания летных навыков пилотов Ту-22. Специальная форма носового обтекателя была сделана для имитации полета на боевом самолете, кроме того, внутри длинного носа находится радио-локационная станция, похожая на установленную на Ту-22. По информации от директора, несколько таких самолетов до сих пор используются в качестве пассажирских.



Завершают экспозицию вспомогательных самолетов чешские Л-29 «Дельфин» и Л-39 «Альбатрос».





Эти самолеты использовались зачастую не только как учебные, но и как боевые. На представленном Л-39 имеются две установки для запуска неуправляемых ракет (НУРС) УБ-16М.



Отдельно представлена коллекция авиационных боеприпасов - бомб и крылатых ракет. Всего представлено 19 штук авиабомб разного назначения.



Впечатляют размеры авиационной фугасной бомбы калибра 9000 кг - «матери всех бомб» ФАБ-9000 М-54.



К сожалению, на этом экскурсию пришлось завершать. Остался неосмотренным самолет Ил-62, принадлежавший до 1980-го года Первому Секретарю ЦК ПОРП (коммунистической партии Польши) Эдварду Гереку.

В завершении экскурсии Сергей Александрович пригласил меня посидеть сфотографироваться в кабине той самой «Аннушки», Ан-2, с которой весной 1960-го года совершали парашютные прыжки будущие космонавты, в том числе Ю.А.Гагарин!



Там же, в кабинете легендарного самолета, я сделал фотографию самого Сергея Александровича.

Искренне хочу поблагодарить этого человека за интереснейшую экскурсию и пожелать ему и его музею дальнейшего развития!



Теперь о том, как попасть в музей. К сожалению, это может быть не совсем просто. Со слов директора музея процедура такая: для того, чтобы попасть в музей необходимо согласовать свой визит с руководством авиабазы. Сделать это можно только лично, по телефону индивидуальную экскурсию согласовать нельзя. Кроме того, для того чтобы посетить музей без организованной группы обязательно иметь российское гражданство (объект режимный).
Процедура следующая - Вы приезжаете в летный городок и на КПП выясняете, где находится штаб авиационной дивизии. Затем идете в штаб и на входе дежурному говорите, что хотели бы посетить музей. Дежурный по внутренней связи выяснит, когда Вы сможете посетить музей и скажет когда приехать и к кому обратиться. Вполне вероятно, что можно будет посетить музей сразу, но нужно понимать, что у военных бывают свои мероприятия, когда посетителей не пускают, либо кого-то из нужных людей может просто не быть на месте (музей открыт только в рабочие дни, примерно с 9 до 16 часов). С собой обязательно необходимо иметь паспорт! На самом деле, бояться ничего не надо, к посетителям на авиабазе относятся очень хорошо и даже если что-то непонятно, то объяснят.
Как только разрешение получено, нужно через КПП пройти на территорию части, в какую сторону идти Вам там подскажут. Имейте в виду, что идти до музея довольно далеко (порядка километра) и на попутный транспорт рассчитывать не стоит. На втором КПП покажут, куда идти дальше и где именно находится музей.
Авиабаза находится в городе Энгельс, Саратовской области, ехать нужно до улицы Марины Расковой и у самолета-памятника свернуть на дорогу, ведущую вглубь Летного поселка к КПП. Как добраться в музей на общественном транспорте, я к сожалению, не знаю, но уверен, что добраться можно.



Подробная статья об экспозиции музея, написанная Вороновым С.А. напечатана в журнале "Авиация и Космонавтика", №12 за 2004-й год.

Саратов

Previous post
Up