Я думаю механизм формирования жертвы - перекладывание своей ответственности на других и взваливание чужой ответственности на себя. А инструментом является у детей не умение отличать чужую и свою ответственность, а у взрослых - не желание отличать.
Типа так. Я всю жизнь верила, что отвечаю за выборы, например, мамы. И уже став взрослой обвиняла её, например, в...трудностях МОЕЙ жизни. А ведь, на самом деле, трудности в Не МОЕЙ жизни - это результат выборов других людей. Например мамы. Даже если они внушают мне что это всё из-за меня. Трудности в моей жизни - мой выбор. Ведь могла выбрать не так как меня научили, а как лучше, например. И я носилась по кругу как психованный хомяк : другие виноваты в моих косяках - я виновата в чужих. В общем СВОЕЙ жизнью заняться было недосуг. Первый шаг для выхода сделала по совету психологически подкованного человека. Она просто предложила : скажи вслух: "Я испортила жизнь своих родителей" и послушай - ты действительно так считаешь или это не твоё? Верни у кого взяла лишнее. Потом честно осознала, что, канешна, учили-то меня плохому, но зачем я до сих пор этим пользуюсь? С какой целью. Честный ответ стал началом МОЕЙ жизни. Хотя частенько регрессирую. Но это другая история. Сумбурно?
Нет, как раз все очень понятно. Мне эта проблема знакома очень. Размытые границы - не понятно, где свое, а где чужое. Я думаю, это вообще характерная черта российского воспитания детей, все эти идеи об индивидуальности - это все западное, сравнительно новое.
Сама проблема очень непростая, потому что дело не только в путанице свое/чужое. "Нести мамин чемодан" - это иногда единственный способ чувствовать с мамой связь, и отдать ей ее чемодан - это потерять связь, которая очень важна. Параллельно надо осваивать другие способы эту связь чувствовать, но вот так сразу от нее отказаться - мне до сих пор непросто.
Comments 17
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Reply
Первый шаг для выхода сделала по совету психологически подкованного человека. Она просто предложила : скажи вслух: "Я испортила жизнь своих родителей" и послушай - ты действительно так считаешь или это не твоё? Верни у кого взяла лишнее. Потом честно осознала, что, канешна, учили-то меня плохому, но зачем я до сих пор этим пользуюсь? С какой целью. Честный ответ стал началом МОЕЙ жизни. Хотя частенько регрессирую. Но это другая история. Сумбурно?
Reply
Сама проблема очень непростая, потому что дело не только в путанице свое/чужое. "Нести мамин чемодан" - это иногда единственный способ чувствовать с мамой связь, и отдать ей ее чемодан - это потерять связь, которая очень важна. Параллельно надо осваивать другие способы эту связь чувствовать, но вот так сразу от нее отказаться - мне до сих пор непросто.
Reply
Reply
Leave a comment