Берлин: Штимманн и Фридрихштадт

Dec 05, 2012 15:06




Когда в 1989 году Стена рухнула и две части города воссоединились, перед властями и планировщиками были поставлены совершенно беспрецедентные задачи. Было необходимо «сшить» две половинки города, сорок лет развивавшихся в изоляции друг от друга, причём преимущественно различным образом. В интеграции и коренной модернизации нуждалась транспортная и инженерная инфраструктура. Уровень обустройства районов Восточного Берлина, часть которых (Марцан и Хеллерсдорф) была заполнена унылыми типовыми многоэтажками, нужно было подтянуть до западногерманского.

01. Наследие ГДР: общежитие Университета им. Гумбольдта расположено в двух шагах от Музейного острова



Особого внимания требовала территория центра, который несмотря на плачевное состояние оставался главным носителем исторической памяти города и был призван стать лицом столицы объединённой Германии. Эта задача не могла быть сведена к решению чисто утилитарных вопросов, поскольку история Берлина в ХХ веке была буквально соткана из противоречий. Поэтому властям и проектировщикам приходилось проявлять особую изобретательность и деликатность, вложив новый смысл в понятие «критическая реконструкция».

02. Якоб-Кайзер-хаус на набережной Шпрее


Ключевой фигурой в процессе берлинских преобразований был Ханс Штимманн, планировщик-практик из Любека, в 1991 г. возглавивший управление по строительству городского Сената. Свою миссию он видел в возвращении Берлина к утраченным традициям европейского (домодернистского) города - плотной среднеэтажной квартальной застройке, выходящей на улицы и площади.

03. Ханс Штимманн, великий и ужасный



Прежде всего, требовалось оперативно разработать новый генеральный план, общий для двух частей. Его создание, естественно, заняло время и было завершено лишь несколькими годами позже, однако ждать так долго, держа землю «под паром», было невозможно, поэтому проектирование велось одновременно с проведением конкурсов на отдельные фрагменты города и строительством первых объектов.

На первом этапе основное внимание профессионалов вполне естественно было обращено на самую проблемную территорию города - ту часть исторического центра, через которую проходила Стена и которая за годы разделения превратилась в мёртвую зону.

04. Фридрихштадт в конце 1960-х годов



05. Фридрихштрассе в 1990 г. Стена всё ещё стоит, хотя погранконтроля больше нет



06. Застройка, уцелевшая к 1953 г.



07. Берлин в 1953 г.



Штимманн предложил план реконструкции, основанный на идее «критической реконструкции» Йозефа-Пауля Кляйхуса, апробированной в ходе IBA-87. Только теперь эти принципы предлагалось распространить на всё историческое ядро.

08. "Дом-коллаж" Альдо Росси



Однако к 1992 году, когда публике были предъявлены первые планы, настроения профессионального цеха уже изменились, став причиной острых дискуссий о методах реконструкции города. Штимманна и его коллег обвиняли в узости взгляда и стремлении повернуть часы вспять, вернувшись к довоенному состоянию (притом, что от того Берлина осталось немного). Жёсткую критику вызывало также стремление «обрезать крылья» архитекторам, загнав их в жёсткие градостроительные рамки.
Напротив, сторонники концепции Штимманна указывали на существование коллективной памяти города, связанной с типологией и масштабом застройки и общей структурой городской ткани, которые более значимы, нежели индивидуальные особенности отдельных зданий.

В конце концов, Штимманну всё же удалось убедить берлинский Сенат утвердить основные принципы своего плана, который виделся единственным способом обуздать девелоперскую активность первой половины 1990-х. Именно они и определили характер реконструкции столичного центра на протяжении последних двадцати лет.

Наиболее подходящей площадкой для реализации принятой концепции был район Фридрихштадт, лежащий к западу от средневекового ядра. Планировка этой части исторического центра относилась к эпохе барокко, для которой характерны прямые улицы (как Фридрихштрассе и Унтер-ден-Линден) и площади правильной формы (наподобие восьмиугольной Лейпцигер-плац, квадратной Паризер-плац и круглой Мейринг-плац). Несмотря на множество пустырей, оставленных войной, послевоенными реконструкциями и Стеной, район в основном сохранил свою градостроительную структуру, поэтому его задача его реконструкции представлялась наименее сложной.

09. Фридрихштадт: старое (белое) и новое (бежевое)

10. Берлин в 1940 году: сверхплотная ткань застройки. Оранжевым показаны планы Альберта Шпеера

11. Берлин в 1943 г.



12. Разрушения и снос застройки между 1945 и 1989 гг. (выделено коричневым)



13. Снос, осуществлённый после воссоединения (1990-2001 гг.)



14. Новое строительство (включая неосуществлённое, но запланированное) в 1991-2012 гг.


15. Фридрихштрассе в начале ХХ века



16. Стена разделила Фридрихштрассе на два отрезка. Знаменитый КПП "Чекпойнт-Чарли" ("Чарли" - обозначение латинской буквы "С", т.е. КПП №3)



17. "Чекпойнт-Чарли" вскоре после падения Стены


фото: Johan van Elk

18. Фридрихштрассе в 1968 г.


Сотрудниками Штиммана был сформулирован набор чётких правил и ограничений застройки каждого участка территории, практически повторявший статьи Берлинского строительного устава («регулятива») 1929 г.:
- все здания должны иметь как минимум один фасад, выходящий на красную линию;
- высота здания вдоль красной линии не должна превышать 22 м, а общая максимальная высота - 30 м (5-6 этажей);
- максимальный наклон крыши - 60% (крыша может идти уступами, но внутри этого общего габарита);
- заказы на расположенные на участке сооружения должны распределяться между разными архитекторами в соответствии с мелкоячеистой структурой довоенных домовладений;
- в каждом здании должно быть не менее 20% жилья.
19. Фридрихштрассе в 2012 г. Чтобы отличить новое от старого, надо всматриваться



20. Galeries Lafayettes Жана Нувеля: архитектура в "корсете" градостроительных правил


21. Galeries Lafayettes



22. Лейпцигерштрассе: две системы лицом к лицу (слева - "народная демократия", справа - капитализм)



23. В центре сохранилось немало панельных домов (если бы окраины Москвы застраивались зданиями подобного качества, то жить в них, глядишь, было бы не так ужасно). Кстати, дом справа построен на месте Рейхсканцелярии



24. Сразу видно немецкое качество



25. Оригинальное использование панельной технологии



Таким образом, архитектура оказалась скована жёстким «корсетом» градостроительных регламентов. С одной стороны, это позволило избежать неприятных сюрпризов, которых в послевоенной истории города было предостаточно, и воссоздать среду домодернистского города, не прибегая к новоделу. С другой же, реконструированный Фридрихштадт получился пресноватым, поскольку большинство архитектурных решений оказалось лишено интриги, «стерилизовано», и это притом, что в его застройке участвовали десятки именитых зодчих со всего мира.

26. Даже такому "экспрессионисту", как Фрэнк Гери, пришлось следовать строгим правилам застройки: DG-Bank на Бэрен-штрассе



Александр Хомяков, долгое время работавший в Берлине, довольно точно охарактеризовал современный архитектурный стиль немецкой столицы как «прусский пуризм», усмотрев в постройках последних десятилетий ориентацию на традиционную прусскую школу (творчество К.Ф.Шинкеля, Ф.А.Штюлера, Х.Штрака и др.) с поправкой на современные технологии.

27. Rosmarin Karree на углу Фридрих- и Бэренштрассе - яркий пример "прусского пуризма"



28. "Дом-коллаж": чтобы избежать монотонности при решении крупного объектоа, Альдо Росси расчленил его на отдельные блоки



29. Одно из уцелевших старых зданий Фридрихштадта: штаб-квартира Германской конфедерации квалифицированных работников (1908 г., арх. Георг Ратенау), а прежде - бюро СЕПГ



30. Мауэрштрассе: здание с изогнутым фасадом спроектировано Филипом Джонсоном



31. Памятник, обозначающий место разрушенной Вифлеемской кирхи на Мауэрштрассе



32. Молодым архитекторам, как и всем приходится следовать общим правилам застройки, однако и в жёстких условиях они ухитряются создавать оригинальные произведения, отступающие от господствующего стиля "прусского ригоризма". Жилой дом JOH 3 в двух шагах от Музейного острова и Фридрихштрассе спроектирован в бюро Юргена Майера



33.



34. Один из немногих проектов, получивший своеобразную индульгенцию, т.е. санкционированно обходящий правила застройки, - офис GSW (Маттиас Зауэрбрух и Луиза Хаттон), который представляет собой реконструкцию модернистской башни 1960-х гг.



35. Прелесть объекта в том, что он со всех сторон разный



36.



37.



38. Американский культурный центр, Фридрихсвердер



39.



40. Остатки знаменитого КПП "Чекпойнт-Чарли" на пересечении Фридрихштрассе и Циммерштрассе



41.



42.



Деятельность Штимманна, ушедшего в отставку в 2006 г., естественно, была удостоена неоднозначной оценки. По мнению одних, он уберёг Берлин от худшего, по мнению же других, лишил его лучшего. Истина, по всей видимости, где-то посредине, хотя, на мой взгляд, главным критерием оценки результатов его работы должно служить качество городской среды, и то, что с этим у немецкой столицы всё в порядке, я склонен видеть заслугу бывшего главного архитектора Берлина.

Германия, Берлин, градостроительство, архитектура

Previous post Next post
Up