Берлин: Потсдамер-плац

Nov 17, 2012 23:31




01. Район Потсдамер-плац - новый торговый и деловой центр Берлина. К слову, не единственный, так как эти функции он делит с Курфюрстендамм на западе и Александер-плац на востоке, которые играли (и продолжают играть) эту роль для каждой половины разделённого города. Поэтому и с политической, и с градостроительной точек зрения требовался третий, общий для обеих половин центр, который бы располагался посредине - желательно на месте Стены. В пользу Потсдамской площади говорила и близость Культурного форума - обширного комплекса, включающего здания Новой национальной галереи, филармонии и городской библиотеки.



фото: Anton Poiss

02. Сегодняшний статус района - результат восстановления исторической справедливости. Ведь до войны Потсдамер-плац была едва ли не самой оживлённой площадью германской столицы, где жизнь не замирала ни на минуту. Так площадь выглядела в конце 1920-х, когда было начато строительство Columbus-Haus по проекту Эриха Мендельсона


03. Columbus-Haus был выстроен в 1929-1932 гг. Как ни странно, здание практически не пострадало ни от бомбёжек, ни от уличных боёв, однако в 1953 г. оно сгорело в пожаре, и его остатки были снесены.


04. Район на границе исторического центра и Тиргартена был очень плотно застроен. Здесь сходились многочисленные линиии метро и городской железной дороги, не говоря уж о двух вокзалах: Потсдамском и Анхальтском. Протяжённое здание к северу от восьмиугольника Лейпцигер-плац (под №27) - Рейхсканцелярия Альберта Шпеера. Южнее, под №33 - Потсдамский вокзал


05. Второй вокзал, Анхальтский, до войны был крупнейшим в Берлине


06. Всё, что от него осталось, - это фрагмент входного портала.


07. После тяжёлых уличных боёв уцелело немного. Прямо через Потсдамскую площадь прошла граница, а потом и Стена. В те годы на месте Потсдамской площади был огромный пустырь с пограничным КПП.


08. В 1991 году, вскоре после объединения Берлина, был проведён конкурс. Большинство участников предлагало застроить район небоскрёбами, а самый радикальный проект представил Даниэль Либескинд.


09. Однако победила гораздо более консервативная концепция мюнхенцев Хайнца Хильмера и Кристофа Заттлера, которая предусматривала более-менее точное восстановление исторической сетки улиц.


10. Когда дело дошло до проработки отдельных участков, первоначальная схема была скорректирована, так как пришлось учитывать интересы двух крупнейших инвесторов - Sony и Daimler-Benz, воспользовавшихся неразберихой, царившей в первое время после объединения, и приобретших наиболее крупные лоты ещё до объявления конкурса.


11. Макет буквально воспроизводит существующую ситуацию, или...


12. ...или же наоборот, всё было построено в точном соответствии с проектом 


фото: Anton Poiss

13. Пучок улиц, разбегающихся от Потсдамской площади, фиксируют три башни: та, что слева, построена по проекту Ренцо Пиано, в центре - Хансом Колльхоффом, а справа - Хельмутом Яном.


14. Практически каждое здание спроектировано каким-то одним бюро. Благодаря этому удалось создать не только цельный, но и сложный архитектурный ансамбль, сочетающий разнообразие форм, стилей и пространств с ясностью общего планировочного решения.


15. До войны на месте этого луга стоял Потсдамский вокзал


16. Всем участникам проекта пришлось следовать строгим градостроительным регламентам, хотя и в этих рамках архитекторам была предоставлена определённая свобода действий. Три этих здания были спроектированы в бюро Ричарда Роджерса.


photo: Dirk Verwoerd

17. Вряд ли встреча Роджерса и Пиано в одном проекте случайна, хотя кто знает...


photo: Dirk Verwoerd

18. Комплекс Park-Kolonnaden, "седлающий" линию метро, построен по проекту миланца Джорджио Грасси


photo: Dirk Verwoerd

19. Сохранившийся фрагмент Стены у башни Колльхоффа


20. В городе всегда найдётся место современному искусству: скульптура американского скульптора Марка ди Суверо "Галилей (посвящается Бартоку)"


21. Немного Нью-Йорка посреди Берлина?


22. Справедливо, что авторы планировочной концепции получают право застроить один из участков. Отель "Ритц-Карлтон", занимающий левую из башен-близнецов, сооружён по проекту Хильмера и Заттлера.


23. Плоские крыши покрыты грунтом и озеленены.  


24. Архитектурным оформлением Потсдамер-плац дело не ограничилось. Была создана ещё одна, более камерная площадь Марлен Дитрих, на которую выходят кинотеатр IMAX (слева), Debis-Haus (в центре) и Театр на Потсдамер-плац (справа)


25.  Крупнейшее здание комплекса - Debis-Haus - построено по проекту Ренцо Пиано (1997 г.). 


26. Башня Debis-Haus, выходящая на Ландвер-канал, обозначает южную точку Потсдамер-плац


27. Внутри Debis-Haus просторный атриум


28. Строгость интерьера несколько "разбавлена" скульптурой швейцарца Жана Тингели "Мета-Макси"


29. Экскурсовод Феликс Айзенхардт подробно рассказывает о технологических деталях проекта Пиано


30.


31. Архитектура Sony-центра заметно отличается от соседей. Возможно, дело в том, что автор проекта - Хельмут Ян - хотя и немец, но почти всю жизнь проработал в Штатах. Именно здесь проходит знаменитый Берлинский кинофестиваль


32. Башни Колльхоффа и Яна со стороны Лейпцигер-плац


31. Debis-Haus


33.


Hommage à Hsu-Jen Huang

Германия, Берлин, градостроительство, архитектура

Previous post Next post
Up