Мосты Преображенского

Jan 22, 2013 02:13



Мосты Преображенского - два моста над Днепром, соединяющие левый и правый берег Запорожья через о-в Хортица. Построены в 1949-1952 гг. и названы в честь автора проекта - инженера Бориса Николаевича Преображенского. Мосты являются памятником культурного наследия Украины, а также памятником градостроения местного значения. Два изящных арочных моста легко и красиво вписались в пейзаж днепровских берегов и заслуживают отдельного поста, в котором помимо современных фото также будет и небольшой исторический обзор этих замечательных сооружений.

История мостов Преображенского неделима с историей двух других железнодорожных мостов через Днепр, поэтому вкратце мы посмотрим и на их историю.

Первый железнодорожный мост через Днепр в Запорожье был построен в 1902 г. (движение открыто в 1908 г.) на 2 км выше по течению Днепра от будущей ДнепроГЭС. Разработкой проекта занимался видный инженер Л.Д. Проскуряков - учитель академика Е.О. Патона. Мост получил название "Кичкасский" и связал Донбасс с Кривым Рогом С появлением моста в Запорожье (в те времена - Александровск) начинается бурный рост промышленности, а город становится центром торговли края, расположенного за днепровскими порогами.

В конце 1931 г. Кичкасский мост был демонтирован, т.к. после наполнения Днепровского водохранилища он должен был оказаться под водой. На замену ему пришли мосты Стрелецкого, которые были построены ниже ДнепроГЭС. Мосты Стрелецкого проходили по трассе нынешних мостов Преображенского, пересекая о-в Хортица и русло Старого и Нового Днепра. Строительство мостов началось в 1927 г. Проект разработал Н.С. Стрелецкий, автором архитектурного решения был известный архитектор В.А. Веснин (ДнепроГЭС тоже его работа). Через основное русло реки (Новый Днепр) был возведен арочный мост общей длиной 715 м с тремя арками по 140 м каждая. Русло Старого Днепра было перекрыто одним пролетом с длиной арки 224 м, полная длина моста составила 370 м. В те времена этот мост был самым большим однопролетным мостом в Европе. Оба моста были двухъярусными: по верхнему ярусу была проложена двухпутная железнодорожная магистраль, по нижнему прошла автодорога с пешеходными дорожками.

1. Строительство моста через основное русло и его схема:


2. Строительства моста через Старый Днепр (слева) и через основное русло (справа):


Для изготовления конструкций арок предполагалось использовать специальную высокопрочную сталь; заказ на их изготовление получили Витковицкие сталеплавильные заводы Чехословакии. Часть клепаных конструкций моста была собрана там же, часть на Днепропетровском металлургическом заводе им. Петровского. Мост через Старый Днепр собирали специалисты из Чехословакии, трехарочный мост - наши под руководством инженера Константинова, имевшего большой опыт в строительстве мостов в Сибири (из-за чего эти мосты имеют второе название "Мосты Константинова" или "Константиновские"). Наблюдая за работой советских клепальщиков, американский инженер Хью Купер с восторгом говорил: "Кто получил диплом на Днепрострое, тот будет ценным работником всюду. Я сам взял бы многих в Америку". В 1931 г. одновременно с демонтажом Кичкасского моста началось движение по новым мостам через Днепр.

3. Мост через основное русло. Слева можно разглядеть кусочек ДнепроГЭС. Жаль, конечно, что эти легкие ажурные конструкции не сохранились до наших дней.


4. Однопролетный мост через русло Старого Днепра:


В изначальном виде мостам было суждено простоять всего десять лет. В 1941 г. во время наступления немцев оба моста были взорваны советскими войсками, создав дополнительное препятствие неприятелю и дав возможность эвакуировать заводы и ценное оборудование на восток.

5. Следующие две фотографии часто подписываются, как восстановление мостов немцами в августе 1941 г. Однако сопоставляя различные события (в августе 1941-го в этих местах еще вовсю шли бои, да и мост подрывали в октябре второй раз), а также фотографии восстановленного немцами моста, напрашивается вывод, что скорее всего это восстановительные работы в 1942 г.


6.


7. В 1943 г. немцы частично восстановили мосты и в июле состоялось торжественное открытие переправы. Митинг у моста через основное русло:


8.


9. Открытие мостов через Днепр проводилось в присутствии множества видных нацистских деятелей. Митинг у моста через Старый Днепр:


10. На заднем плане в ожидании отправления немецкий паровоз тип 52:


11. Немцы решили не восстанавливать нижний ярус, уложив неродные фермы только под железнодорожный путь, что значительно упростило восстановление моста.


12.


Осенью 1943 г. с началом наступления советских войск на Запорожье советские летчики получили задание вновь разрушить мосты, т.к. они имели для немцев исключительное значение. Несмотря на мощную зенитную завесу задание с большим трудом было выполнено и мосты вновь оказались на дне реки. Сразу после освобождения города через южную часть о-ва Хортица были проложены временные деревянные мосты через Днепр.

13. Мосты Стрелецкого в 1946 г.:


Весной 1949 г. на месте мостов Стрелецкого началось строительство новых капитальных мостов. Разработкой проекта занимался московский инженер Борис Николаевич Преображенский, работавший в институте "Трансмостопроект". Работой по возведению моста через основное русло руководил начальник мостоотряда №6 полковник Н.А. Артеменко, который участвовал в демонтаже Кичкасского моста, строил мосты Стрелецкого и послевоенные временные мосты через Днепр в Запорожье. Благодаря Н.А. Артеменко в Германии в счёт репараций были изготовлены два кабель-крана пролетом 800 м. Привезенные в Запорожье, они успешно использовались на строительстве мостов, значительно облегчив и ускорив строительные работы.

14. Н.А. Артеменко:


В связи с нехваткой в послевоенной стране высокопрочных сталей, оба моста были построены из монолитного железобетона. Для строительства таких мостов фактически необходимо построить два моста: первый - деревянный, выполняющий роль опалубки, а второй - собственно сам мост.

15. Строительство нового моста через основное русло Днепра:


Мосты были открыты 31 декабря 1952 г. и по ним вновь пошли составы из Донбасса в Кривой Рог. После ввода мостов в эксплуатацию правительство запросило списки строителей, отличившихся при возведении мостов, для представления их к наградам. То ли в спешке, то ли еще по каким-то причинам, коих в различных источниках встречается очень много, фамилии Б.Н. Преображенского в списках не оказалось. Согласно легенде, Борис Николаевич, узнав об этом, скончался от инфаркта. Впоследствии правительство рекомендовало для увековечивания памяти присвоить мостам имя автора.

16. Оба моста в одном кадре:


17. Новые мосты получили очертания старых за исключением того, что к трехарочному мосту добавилась четвертая арка.


18. Общая длина моста через основное русло Днепра составляет 738 м, высота - 54 м.


19. Так же, как и мосты Стрелецкого, мосты Преображенского двухярусные: по верхнему ярусу проходит железнодорожная магистраль, по нижнему автодорога с пешеходными тротуарами.


20. Кругломордая ЭРка:


21. Мост со стороны левого берега:


22.


23. Еще один железнодорожный раритет - ВЛ8 во главе грузового поезда:


24. Несмотря на то, что железобетон смотрится тяжелее стальных конструкций, мост сохранил изящность и легкость своих очертаний.


25. От мостов Стрелецкого остались береговые башни с бойницами.


26. На въезде на мост установлена памятная табличка:


27. Автодорога имеет всего две полосы. С момента проектирования мостов в транспортных потоках города многое поменялось и мосты давно уже не справляются с нагрузкой. На сегодня мосты выработали свой ресурс и требуют немедленной реконструкции. Необходимость капитального ремонта была заложена еще в ген. плане 1985 г., но строительство дублирующих мостов началось только в 2004 г. и до сих пор не закончилось.


28. Тротуар:


29. Железнодорожные подходы к мосту:


30. Мост через Старый Днепр. Имеет длину арки 233 м, общая протяженность - 389 м.


31. На момент возведения мостов мировая практика еще не знала примеров строительства железобетонных мостов с такими длинными пролетами. Некоторые источники утверждают, что американцы, узнав о проекте моста, заявили, что его строительство невозможно.


32. И еще немного картинок с мостом через основное русло.


33.


34. ЧС7 с пассажирским поездом:


35.


См. также:
Строительство нового мостового перехода в Запорожье

Запорожье, история, ж-д, мосты

Previous post Next post
Up