Гора Тип-Тяв расположена в устье реки Сок, впадающей в Волгу недалеко от Самары. Высота её составляет 282 метра, и она является самой высокой из гряды Сокольих гор.
На левом берегу Волги, у подножья Сокольих гор, разместился посёлок Красная Глинка. Именно туда мы и отправились майским днём, ведь из посёлка легче всего подняться на так называемый левобережный створ Жигулёвских ворот - гору Тип-Тяв.
01. Оставляем машину на улице Батайской, где прямо за девятиэтажками виден заросший лесом склон Тип-Тяв. По крутым лестницам поднимаемся через гаражи к горе. Юго-западный склон срезан карьером, в начале прошлого века здесь велась добыча известняка открытым способом.
02. Хотя мы в самом начале пути, но уже восхищены открывшимся видом на Волгу и Жигулёвские горы. Здесь бывает довольно много отдыхающих, на одной из скал сложен импровизированный каменный очаг.
03. На берегу видны дома посёлка 41-й км.
04.
05. Евгений Евтушенко писал:
Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка...
Но Волга для России - это
гораздо больше, чем река.
06. Как дома на диване.
07. Вот только диванчик высоковат!
08. От берега поднимаемся на гору по крутой и заросшей дороге, которая идёт к ретранслятору на самой вершине.
09. Внизу остаются крыши многоэтажек Красной Глинки, а за ними видна гора Кузнецова. На ней различимы трассы горнолыжного комплекса «СОК» - Красная Глинка.
10. Проходим мимо дач, расположенных на склоне горы. Середина мая - вокруг всё цветёт.
11.
12.
13. Грунтовая дорога свернула в сторону, а мы решили подняться к вершине по заросшей тропинке под высоковольтной ЛЭП.
14. На тропе на каждом шагу встречаются трамплины и вот такие "землянки в три наката". Первоначально подумали, что это самодельная трасса сноубордистов. Но позже мы узнали - это самодельная велофрирайдная трасса.
14а. Фото с интернета. Принципиальная особенность фрирайда - передвижение по сложным трассам с большим количеством самых разнообразных препятствий. Проехать их на обычном велике просто невозможно, именно поэтому в этой области используются специальные велосипеды для фрирайда. Преимущества катания в таком стиле - это возможность получить незабываемые ощущения и насладиться природными красотами.
15. Наконец мы наверху. Остановились передохнуть на площадке опоры ЛЭП. С вершины Тип-Тяв взгляду открывается огромное пространство.
16. Посёлок Красная Глинка, как на ладони. Трубы градообразующего завода "Электрощит" и рядом обязательный атрибут российской демократии - гигантский строящийся храм Во Имя Святителя Алексия.
17. Где еще, как не в горах, можно увидеть, что небо становится ниже земли?
18.
19. Немного пройдя по вершине, выходим к триангуляционной (геодезической, топосъёмочной) вышке класса А. С помощью триангуляционных вышек можно с огромной точностью смоделировать поверхность ландшафта на какой-то определенной местности.
20. А вот и ретранслятор, увешанный разнообразными антеннами и приборами. Высота его около 40 метров.
21.
22. Старенький УАЗ обслуживающего персонала. Въехать на гору можно только на внедорожнике.
23. Тропа выводит на западный склон горы.
24. Небольшая площадка для пикника у самого обрыва к Волге.
25. Красную Глинку отсюда не видно, зато открывается живописная картина Волги на фоне Жигулёвских гор. На противоположном берегу, между горами Белая и Серная, находится Гаврилова Поляна.
26. А это прошлогоднее фото с Гавриловой Поляны. Белым пятном выделяется срезанный карьером западный склон горы Тип-Тяв. Наверху зелёная шапка леса и едва различимый ретранслятор. Недалеко от него мы сейчас и находимся.
27. «Парадный вход главной улицы России» - так называют это самое узкое и одно из красивейших мест на Средней Волге, образуемое двумя горными вершинами - Серной горой и горой Тип-Тяв. Это ещё одно фото из прошлогодней прогулки:
Поездка на Гаврилову поляну. 28. Гора Серная, образующая правобережную часть Жигулёвских ворот, прекрасно видна каждому волжскому путешественнику. Свое имя она получила в 1720 году, когда на ней были обнаружены крупные запасы кристаллической серы. Тогда по личному указу Петра I сюда из Сергиевска был переведен Сергиевский серный завод.
29. Отсюда сполна можно насладиться величественностью горного массива, окружающего Волгу. А ведь в конце 30-х годов прошлого века именно в этом месте решено было построить Куйбышевскую ГЭС. Но спустя несколько лет план строительства был изменён и гидроузел построили выше по течению, около нынешнего Тольятти и Жигулёвска.
30. Есть легенда о горе Тип-Тяв, о Сокольих и Жигулёвских горах - это легенда о двух братьях Соколе и Жигуле. В ней говорится о том, что Жигуль полюбил красавицу Волгу. Завистливый же Сокол решил воспрепятствовать этой любви и велел своей собаке помешать их встрече. Узнав об этом, красавица Волга оттолкнула обоих братьев и пробежала между ними. Собака Сокола лишь успела тявкнуть им вслед. Так с тех пор и стоят два брата Сокол и Жигуль по разным берегам Волги.
31. Под горой проходит автодорога из Самары в Аэропорт Курумоч,Тольятти и самый короткий путь в посёлок Волжский. Эта дорога была построена в начале 50-х годов прошлого века, во время строительства Куйбышевского гидроузла.
32. По склону горы двигаемся на север, в сторону Сокского карьера. Вершина с ретранслятором остаётся позади.
33.На западном склоне горы находится несколько открытых площадок для обзора прекрасных видов на Волгу и окрестности на многие километры. На одной из них встречаем приятных и интересных в общении молодых людей. Они так же, как и мы, фотографируют восхитительные пейзажи. Именно Евгений и рассказал нам о велофрирайде, про который я писал выше.
34. По крутому отвалу спускаемся ещё ниже. Такие срезы остались от добычи известняка открытым способом. Разработка велась вручную, а из-за крутизны горы была опасным делом, поскольку часто случались обвалы и камнепады.
35.
36. На самом краю обрыва какой-то добрый человек соорудил лавочку для усталых путников.
37.
38. Недалеко от лавочки вот такой обеденный стол, а позади - искусно сооружённая жаровня.
39. У нас под ногами, в недрах горы Тип-Тяв, находится легендарное подземное хранилище, в простонародье называемое "Красноглинским холодильником".
В 1939 году были завершены работы по добыче известняка в подземных горных выработках и в них был оборудован склад рыбной продукции. Рыба шла на пропитание заключённых, которые в годы войны трудились на строительстве промышленных и других объектов в запасной столице - Куйбышеве. По окончании войны в подземельях оборудовали артиллерийские склады. В 1958 году институту "Гипрохолод" было поручено разработать проект переоборудования артскладов в подземный холодильник, приспособленный для хранения продовольственных товаров. Его строительство началось в 1958 году и растянулось на несколько лет по причине технологической сложности задачи. А уже в 1961 году Хладокомбинат №2 начал свою работу. В настоящее время это предприятие ООО «Горный холод».
40. Выходим на дорогу, ведущую к карьеру.
41. С западного склона дорога сворачивает в лес, буквально заросший ландышами. Весна в этом году немного задержалась, и сами цветы ещё не распустились, хотя обычно, к моему дню рождения 15 мая, они уже во всю цветут.
42.
43. И вот мы выходим ещё к одной достопримечательности горы Тип-Тяв - Сокскому карьеру. Карьеры в Сокольих горах появились ещё в конце 19 века. После очередного пожара в Самаре в 1869 году губернское начальство издаёт указ о строительстве в старом городе только кирпичных домов. Это и стимулировало добычу камня и известняка в Сокольих горах, а также на другой стороне Волги, в районе Ширяевского оврага.
44. В районе Сокского карьера до середины 50-х годов прошлого века камень добывали в основном буровзрывным способом из штолен. В 1958 году заключённых заменили вольнонаёмные рабочие, а в 1960 штольни были законсервированы, так как Сокское карьероуправление стало вести добычу открытым карьерным способом. К тому времени объем изъятой породы из штолен составлял около 1 млн. кубометров, протяжённость галерей - более 50 километров, а площадь выработки - 50 гектар.
При разработке карьера часть штолен была срыта, а часть оставшихся галерей обрушилась и разделилась на несколько частей.
45. В результате выработки образовался грандиозный карьер с крутыми обрывистыми склонами. Он находится внутри горы и так выкопан, что его практически не видно со стороны реки Сок.
46. Объём работ потрясает. И это только закрытый Западный карьер, а есть ещё два работающих, Центральный и Восточный.
47. В горе напротив находятся штольни Сокские-1, а у нас под ногами входы в Сокские-2. Уже вечерело, спуск к штольням и прогулку по карьеру решили отложить на следующую поездку.
48. В лесу проходит дорога по краю карьера и позволяет осмотреть его весь.
49.
50.
51. Назад возвращаемся по дороге через густой лес.
52. Тропинка выводит нас к гаражам на краю посёлка. Прогулка была замечательной. Этот маршрут вряд ли подойдет для семейного отдыха и пикников. А вот если у вас уже есть опыт хождения по пересеченной местности и навыки подъема на горные кручи - этот маршрут для вас. Он очень интересный, много мест для фотосъемки и созерцания природы.
14 мая 2017 года.
Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке Вы можете посмотреть в моём блоге:
Фотоочерки Александра Усталоваили войдя в Тематический каталог моих записей.