Оригинал взят у
tatiana_ch в
Младенцы и кризисы melilot_909 пишет здесь -
http://melilot-909.livejournal.com/548094.html Младенцы и кризисы.
На полу сидит визжалка,
мне визжалку очень жалко.
Где бы кнопочку нажать,
чтобы бросила визжать?
(с)
imennoИтак, про кризисы, капризисы, истериксы и просто плаксы и хныксы.
Держа в голове, что все дети разные и пр., признаюсь честно, что кризисов до года, во время и некоторое время после года я на своих личных любимых детях как-то не наблюдала. Научная психология вроде выделяет кризис именно 1 года, а ещё есть не столь научная, но очень популярная штука с
"расписанием" кризисов по неделям и рекомендациями, что с ними делать. Ну не знаю насчёт недель, с моими не совпадало никогда :-) но общая идея не лишена здравого смысла: если ребёнок вопит, сам не знает чего хочет и вообще его "как подменили" - не исключено, что это он просто растёт и взрослеет, и вот-вот научится (или только что научился) какому-то новому важному умению. Впрочем, вполне возможно, что это он заболевает :-( Или перебрал впечатлений. Или это зубы. Или это погода. Или всё вместе. А вот чего точно не стоит думать - так это "я ужасная мать", "я не справляюсь с воспитанием", "мне выдали ужасного ребёнка", "так теперь будет до пенсии (ребёнкиной)" и прочее в таком роде.
Лично мне до года-полутора было, повторюсь, непонятно, где у них там кризисы. Ну да, случаются дни поспокойнее, дни покапризнее, но вот чтоб прям жили-жили-не тужили, а потом аааааа начался ужас - не помню. После полутора сложнее в том смысле, что человек быстро бегающий, ловко везде залезающий, соображающий в смысле похулиганить, но не очень соображающий про можно-нельзя, и не разговаривает толком. Вот мелкая сейчас такая. Но всё равно не сказала бы, что ужас.
А вот вокруг трёх - примерно с 2,5 до 3,5 - у старшенькой моей был типичнейший, как он в учебниках описан, кризис трёх лет. С визгами. Ни дня без визгов. Иногда с парой-тройкой визгов в день.
У меня осталось впечатление, что кнопочки у них нет, в смысле, как-то рационально предотвратить/прекратить/отменить/промотать/перескочить это не получится. Можно только претерпевать, как грипп. Хреново, но рано или поздно пройдёт.
Сейчас я залезу на табуретку и буду всех учить жизни Несколько полезных советов из личного опыта и умных речей из разных источников.
Пока не началось:
- спокойствие, только спокойствие. Взрослым - по ведру валерьянки в день и всякие медитативно-успокоительные техники типа дыхательных упражнений. Превентивно. По ночам, пока визжалки спят. Визжалки очень чувствуют, когда взрослый сам на взводе;
- режим, рутина и предсказуемость. Постоянные границы на предмет можно-нельзя - у визжалок едет крыша, если сегодня можно, завтра нельзя, потом опять можно. Ритуалы на укладывание, гуляние, питание, купание и прочее - визжалки очень нервничают, если что-то вдруг ново и непривычно;
- тискать-целовать-хвалить-баловать. Превентивно. Играть, обнимать и разговаривать - даже если вот прям час назад оно верещало как пожарная сирена и вас до сих пор трясёт. Оно хочет обниматься - обнимите. Это полезно для нервной системы;
- играть-играть-играть. На любимых визжалкиных игрушках демонстрировать, как они (хорошо, если есть пара мама-малыш, у нас икеевская такая есть лиса с лисёнком) гуляют-кушают-одеваются-купаются и прочее, "закидывая удочки" на предмет проблемных у вас с визжалкой на данный момент тем ("мама не купила лисёнку конфету", "лисёнок не хотел уходить с горки", "маме надо дать лисёнку лекарство" и пр). Иногда играть реалистично, а иногда попробовать дать волю фантазии ("и тут прилетел волшебник и..."). И весьма полезно дать малышу поиграть за игрушку-взрослого, а взрослому за игрушку-малыша.
- они чаще визжат, когда устали, голодные, болеют или всё вместе. Рассчитывайте силы, собираясь куда-то, таскайте с собой перекус и пожалейте заранее визжалку, которой нездоровится. Игрушки она уберёт в другой раз.
Если уж началось:
- всем советчикам отлупить, сдать в лес бабе-яге и прочее - ногой в челюсть на месте спокойно и цензурно порекомендовать заняться своими делами. Вообще по возможности утащить визжалку от слушателей, просто физически на ручки и хоть за кусты на скамеечку, да утащить;
- если визжалка согласна визжать на ручках/в объятиях, приткнуться поудобнее, обнимать, гладить, говорить на ушко чш-чш-чш-чш;
- если визжалка брыкается и вырывается: отпустить, минимизировать вред визжалке от окружающей действительности и наоборот (бьющееся отобрать, небьющееся пусть колотит), пристроиться в паре шагов так, чтоб вас было видно и раз в две-три минуты предлагать визжалке пообниматься, попить водички, пойти заняться чем-то интересным (тем, что вы реально можете и хотите в данный момент сделать, а не просто обещаниями!) и т.д. и т.п.
- если у визга был конкретный повод, спокойно, честно и простыми словами 100500 раз повторить: я не пустила тебя на дорогу, потому что опасно выбегать на дорогу, потому что никогда нельзя выбегать на дорогу, потому что на дорогу выбегать я тебя не пускаю вообще;
- если помимо визга визжалка выговаривает что-то понятное и конкретное, спокойно и честно отвечать по делу;
- если визжалка разговаривать не хочет, не приставать с разговорами.
Можно при этом заниматься своими или хозяйственными делами, главное, чтоб вас было видно и можно в любой момент подойти.
Если их двое - застрелиться сразу идеальная позиция - чтоб они вопили на максимальном расстоянии друг от друга, но так, чтоб вы были посередине и каждый мог в любой момент подойти. Или вызывайте ноль-один, ноль-два и психиатрическую разновидность ноль-три другого взрослого и разнесите визжалок за пределы слышимости.
Максимум через 30-40 минут оно затихнет. Обнимите, умойте, покачайте (может срубиться от усталости), расскажите какую-нибудь абстрактную сказку-рассказку.
Когда/если вы собрались рассказать другим взрослым, как ужасно сегодня визжала ваша визжалка, как вам хотелось всех убить/сквозь землю провалиться/напиться и забыться, убедитесь, что визжалка этого разговора не услышит. Не вздумайте подстёбывать/стыдить визжалку "и кто ж это у нас сегодня так вопил?" и по морде, по морде раз и навсегда запретите это делать другим взрослым. Другим детям растолкуйте вежливо, что воспитывают брата-сестру родители, а не они. Уважайте человеческое достоинство визжалок - вам же в подростковом возрасте с ними легче будет.
Нет, "разбор полётов" устроить можно - наедине, попозже и в хорошем настроении. Честно поговорить: кто обиделся, кто расстроился, кто рассердился, кто огорчился, кто испугался и пр. Свои чувства называйте честно, расскажите, как вам было неприятно; если дело было на людях - что тётям-дядям в магазине (автобусе, поликлинике, парке) тоже было неприятно; попробуйте вместе придумать, что бы такого сделать в следующий раз. Дайте понять, где вы согласны пойти на уступки ("в следующий раз возьмём коляску, чтоб ты так не устал"), а где не согласны ("мы купим новую игрушку только тогда-то и тогда-то"). Но не переборщите!
А потом оно каким-то загадочным образом взяло и перерослось. Чего и всем визжалкам и их родителям желаем!
Вот отличный пост из моего "избранного".
А вот краткое содержание предыдущих серий:
дисклеймер часть первая, про ГВ часть вторая, про прикорм часть третья, про прогулки часть четвёртая, про сон часть пятая, про подгузники и горшки часть шестая, про приданое часть седьмая, про развитие и воспитание до полугода часть восьмая, про развитие и воспитание от полугода до полутора часть девятая, про развитие в два-три года и развивающие занятия