К минувшему юбилею

Aug 24, 2021 19:04

Почему-то именно 30-летие августовских событий породило целую волну рассуждений на тему "что это на самом деле было", отдающих самой завиральной конспирологией  с выдумыванием каких-то хитрейших планов Горбачёва/КГБ/теневых хозяев СССР/Земного шара и т.п. и т.д. Может это отчасти объясняется тем, что все вменяемые публикации оказались до ужаса банальны и создают ощущение очередного переиздания книги, вышедшей десятилетия назад. Которое хоть и заявляется как "дополненное", реально отличается только коротеньким введением и парой новых сносок.
А я вот не претендуя на последнее исчерпывающее объяснение. на днях задумался над таким "знаковым" моментом недопереворота как телеэфир, заполненный ставшим притчей во языцех "Лебединным озером". Да, тема многократно высмеянная, спародированная и ставшая мемом задолго до появления в нашем лексиконе слова "мем". Но насколько мне припоминается никто особо не обращал внимания, что подобная сетка вещания по сути стала медийным самоубийством ГКЧП, пожалуй покруче, чем трясущиеся руки Янаева и бездарная пресс-конференция "октархов".
Прежде всего постоянный повтор одной и той же (пусть и самой популярной) передачи отвадит от телеэкрана даже самых всеядных зрителей и завсегдатаев "фонового" просмотра. Но основной "месседж" для граждан всё же несло содержание закольцованного эфира. И в этом отношении, выбор классического балета был самым большим просчётом тех, кто отвечал за инфополитику. Рискуя впасть всё в ту же конспирологию, можно даже предположить саботаж, однако судя по имеющейся информации имели место просто обычная растерянность и порождённая советскими порядками безынициативность и неспособность к смелым решения тогдашнего теленачальства и его кураторов. Ну а то, что "великолепная восьмёрка" заранее не составила плана на таком важнейшем, можно сказать решающем направлении как телеэфир наводит на мысль, что все последующие события современной истории РФ были далкео не худшим вариантом.
Почему классический балет, даже в самой его великолепной постановке был в тех условиях плохим, провальным выбором? Прежде всего потому, что гарантированно вызвал рефлекторную реакцию именно у той части населения, которая при других обстоятельствах могла бы остаться дома. Советская власть из самых высоких побуждений пыталась приучить население к классической музыке и балету, однако надо признать особых успехов на этой стезе не добилась. Может какой-то очень небольшой процент "простых людей" и проникся, но по моему субъективному мнению человека выросшего в  городской среде в 80-е годы, эффект отторжения был куда сильнее. Транслируемые в дневном эфире концерты классической музыки и те же балетные спектакли вгоняли в тоску и уныние моих сверстников не только из "пролетарских" слоёв, но и из тех семей, которые по тогдашним меркам аттестовались как вполне интеллигентские. Относительно высокая популярность балета в нашей стране не означала, что средняя советская семья бежала к голубому экрану на очередную постановку "Щелкунчика" так же, как на концерт А.Б. Пугачёвой. Не знаю, догадывались ли телеруководство о нарастающем обратном эффекте от слишком назойливого приобщения населения к мировой музыкальной сокровищнице, но как раз ситуация последних лет перестройки должна была навести на мысль, что с музыкальными вкусами усердно воспитуемого населения не всё в порядке. Тем, кто застал это время в сознательном возрасте, думаю не стоит напоминать что тогда граждане стали обильно потреблять для утоления своих духовных запросов, ещё и выкладывая за это весьма приличные деньги.
Для поколения, которому изрядно просквозило мозги ветром перемен (а это мои ровесники и возрастные категории где-то от -3 до +15 лет) все эти часы, заполненные классическими концертами виделись частью гос. пропаганды и тяжеловесного советского стиля. И нельзя сказать, что совсем уж безосновательно: каждое высказывание наставников молодёжи в духе "слушаете всяких волосатых крикунов, а Баха, Моцарта и Глинку знать не знаете!" только убеждала подрастающую смену в правильности своих ассоциаций.
Поэтому, когда 19 августа граждане услышали официальное обращение что перестройка зашла в тупик, а Президент СССР болен & недееспособен (почти что «горшок не брал, … вернул целым») и увидели в эфире монументально-величественный балет, у очень многих молодых и постарше возникло тоскливое ощущение тотального возвращения застоя. Приверженцы хитроплановых версий мне конечно могут возразить, что именно так всё и задумывалось и новая власть посылала сигнал своим сторонникам, тому самому «большинству за СССР». Но такое объяснение всё же грешит искусственностью. Потому как горе-путчата и на своей фееричнейшей пресс-конференции, и в официальном обращении к народу всячески старались выглядеть не реакционерами, а альтернативными, правильными модернизаторами:
………..
Мы выступаем за истинно демократические процессы, за последовательную политику реформ, ведущую к обновлению нашей Родины, к ее экономическому и социальному процветанию, которое позволит ей занять достойное место в мировом сообществе наций.
………..
Развивая многоукладный характер народного хозяйства, мы будем поддерживать и частное предпринимательство, предоставляя ему необходимые возможности для развития производства и сферы услуг.
И вряд ли эти пассажи можно считать просто умиротворяющими жестами в сторону тогдашних «так называемых демократов»Ó. Некоторые участники ГКЧП к тому времени успели поучаствовать в рыночных реформах, а тот же В. Павлов был их искренним сторонником. Но даже если бы в действительности задумывалось полное искоренение рынка и возвращение к самой жёсткой плановой экономике, гэкачеписты, как мы видим старались создать себе совершенно другой имидж. Вот только почему-то не озаботились его медиа-продвижением. Что особо удивляет, выходцы из самых недр системы- партийно-комсомольских структур проявили крайнюю беспомощность в сфере где советская власть за десятилетия своего существования, казалось бы, пожрала всех псовых. Помните анекдот про Наполеона, который самым мощным оружием СССР назвал его агитпроп? Но что-то сломался магический посох.
Что удивляет ещё больше, к тому времени был наработан опыт противоположного характера. Не могу сказать насколько он был успешен в деле удержания масс перед голубым экраном, но применялся он неоднократно. Ещё в 1987 (или 1988, но точно до тбилисских событий) году, когда начались беспорядки в Грузии там, по рассказам местных жителей по республиканскому ТВ стали крутить голливудские боевики. Затем аналогичный приём использовали в других горячих точках. Конечно, к 1991 году советский зритель стал уже куда менее падким на заокеанский кинопродукт, но думаю, что такой вариант всё был бы куда лучшим, чем non-stop балет. В том числе и потому, с ходу рвал шаблоны и позволял колеблющимся поверить что «всё неоднозначно» и что у нас реально идёт авторитарная модернизация, а не сеанс политической некромантии.

Политразбор, Сермяжная аналитика

Previous post Next post
Up