Вятка. Свидетельство об окончании школы 2-й ступени. 1920 год

Sep 03, 2020 15:37

 Город Вятка. Свидетельство об окончании полного курса 1-й школы II ступени Тургеневского района, 1920 год.
Школа II ступени в советской системе народного образования 1920-х гг. - это старшие классы средней школы.

Интересно наличие в школьной программе предметов, доставшихся по наследству от гимназического курса. К примеру, латинский язык в советских средних школах позднее уже не преподавали (курс латыни был только в некоторых вузах). Два современных иностранных языка в программе (французский и немецкий) - это тоже наследие царской гимназии. Как известно, позднее в советских средних школах стали преподавать только один иностранный язык (чаще всего немецкий, поскольку в 1920-е годы считалось, что именно в Германии коммунисты вскоре придут к власти).

Некоторые предметы в свидетельстве еще носят дореволюционные названия: космография (это аналог современного школьного курса астрономии), словесность (русский язык и литература), естественная история (биология). Машинистка, печатавшая копию свидетельства, допустила ошибку в названии одного из предметов (словесТность).
 Особое внимание в школах II ступени уделялось трудовому воспитанию. В городских школах оборудовали мастерские, где учителя или приглашенные с заводов и фабрик мастера обучали школьников трудовым профессиям. Отсюда в свидетельстве замечание, что выпускник "выполнил все практические работы, предусмотренные планом..."
 Любопытным новшеством школьного курса в первые годы советской власти было отсутствие отметок (оценок) - по предметам и за поведение. Позднее отметки были восстановлены.




С осени 1918 года в Советской России была предпринята попытка введения единой трудовой школы, делившейся на две ступени: I ступень - пять лет обучения (с 8 до 13 лет), II ступень - четыре года обучения (14-17 лет). Выпускник школы II ступени мог поступить в техникум или институт, но продолжение образования было доступно далеко не всем. В 1920-е гг. в СССР существовал большой слой "лишенцев" (или "бывших") - тех, кому отказывали в обучении из-за происхождения (дети дворян, царских чиновников, офицеров, купцов, кулаков, священников). Впрочем, существовали "обходные пути". Можно было отречься от родителей. Или устроиться рабочим на завод, и отработав два-три года, поступить в институт.

В 1920-е годы город Вятка был поделен на несколько учебных районов (к современным административным районам города Кирова эти учебные районы не имеют никакого отношения). В каждом учебном районе было от одной до четырех школ I ступени, одна школа II ступени или одна-две школы I и II ступеней. Список учебных районов с примерным их размещением: Заводской (северная окраина города), Университетский (северо-западная часть города), Советский (северо-восток), район имени Герцена (запад), имени Тургенева (центр города), имени Салтыкова-Щедрина (центр города - ближе к реке Вятке), имени Луначарского (юго-запад), имени Ушинского (юго-восток), Дымковский (заречная часть). Эта система районирования была довольно громоздкой и неудобной и оттого позднее была забыта.

Все городские школы помещались обыкновенно в зданиях дореволюционных учебных и воспитательных заведений (начальных школ, в том числе церковных, частных и фабричных, приютов, высших начальных училищ, гимназий, реального и коммерческого училищ). Надо сказать, что к началу ХХ века учебные заведения в Вятке помещались в основном в добротных каменных домах - многие из них сохранились до нашего времени. Это были или старые купеческие особняки (купленные и приспособленные для размещения школ) или новые школьные здания постройки 1900-1910-х гг.
Учебный район имени Тургенева помещался в центральной части города. В этом районе было две школы I и II ступеней. Первая школа помещалась в зданиях бывшей 1-й мужской гимназии (улица Спасская, 12). Соответственно, и преподаватели в этой школе в 1920 году были в основном те же, что и в гимназии. 

vyatka, Учебные заведения

Previous post Next post
Up