После Маркса и Энгельса должен же идти Ленин, верно? Потом ещё будут Троцкий, Сталин, вероятно, Че Гевара, возможно, Ходжа - обещаю (если жив буду). Ну, про (лже)цитаты Мао я уже неоднократно писал и, вероятно, ещё напишу. А пока - Ленин.
Мне попалась только одна цитата, разоблачённая целиком и полностью: «Ваши военные приготовления не только не потребуют от вас жертв. Наоборот, они явятся тем стимулом к увеличению индивидуального потребления и росту жизненного уровня, который не смогли бы дать вам ни победа, ни поражение нового курса». Я не знаю, что эта фраза делала в
ленинском разделе
Викицитатника, ибо она принадлежит вовсе даже Кейнсу и сказана через четверть века после кончины Владимира Ильича.
Есть ещё одна широко известная цитата неустановленного происхождения, то есть, в сущности, апокриф: «Капиталисты сами продадут нам веревку, на которой мы их повесим».
С остальными сомнительными случаями одновременно проще и сложнее. С одной стороны, источник их установлен. С другой - это не собственно Ленин, а будто бы пересказы или додумывания его слов персонажами разной степени надёжности, иной раз через третьи руки. Перечисляю:
«Искусство принадлежит народу». Эту фразу приводит Клара Цеткин в своих «Воспоминаниях о Ленине». Оснований не верить нет, тем более, что, по большому счёту, банальность.
«…Из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Эту фразу будто бы сказал Ленин А. В. Луначарскому в феврале 1922 г., Луначарский привёл её в письме к Г. М. Болтянскому, а тот опубликовал в своей книге «Ленин и кино» в 1925 г. Поскольку Болтянский киноман, можно подозревать, что он до какой-то степени выдал желаемое за действительное. В общем, я бы не стал использовать эту цитату как решающий аргумент в спорах.
Самый цимес в дополненном лулза ради хрущёвско(?)-брежневским Анонимусом варианте фразы: «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк». Даже нет - в том, что этот анекдот распространяется в этих ваших интернетах с точной ссылкой на ПСС, завоёвывая доверие тех, кому лень лезть проверять, и побуждая их передавать себя дальше, подобно вирусу. Недавно я поймал на этом уважаемую Элхэ Ниэннах (Н. Э. Васильеву).
-
«Я, знаете, в искусстве не силен, искусство для меня, это… что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и, когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его - дзык, дзык! - вырежем. За ненужностью. Впрочем, вы уж об этом поговорите с Луначарским: большой специалист. У него там даже какие-то идейки…
Вообще, к интеллигенции, как вы, наверное, знаете, я большой симпатии не питаю, и наш лозунг „ликвидировать безграмотность“ отнюдь не следует толковать, как стремление к зарождению новой интеллигенции. „Ликвидировать безграмотность“ следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания, Цель - вполне практическая. Только и всего».
Это Ленин будто бы сказал художнику Ю. П. Анненкову в 1923 г. Год спустя тот эмигрировал, а аж в 1960-х, когда ему было за 70, издал «Воспоминания», где и процитировал эту фразу. Практически наверняка - плод его фантазии, явное угадывание политического заказа.
«Дело не в России, на неё, господа хорошие, мне наплевать,- это только этап, через который мы проходим к мировой революции…».
Аналогично - явная эмигрантская выдумка. Эту фразу приводит в своей изданной в 1931 г. книге «Ленин и его семья» Г. А. Соломон, бывший большевик, бежавший за границу в 1923 г. Впрочем, там практически не скрывается, что мы имеем дело с художественным произведением: цитировать пространные речи по памяти четверть века спустя нереально.
Бывают ещё такие тонкости: фраза-то была Лениным сказана, но она не его. Например: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» - по меньшей мере, с 1904 г. Ленин говаривал так неоднократно. Но изначально это Г. В. Ф. Гегель (если только он тоже не пересказывает кого-то), «Лекции по истории философии»: «Если истина абстрактна, то она - не истина. Здравый человеческий разум стремится к конкретному…».
Ленин, конечно, читал и даже глубочайшим образом штудировал Гегеля (так, что даже не в меру, по-моему, проникся по этому поводу гордостью). Но в его понятийный аппарат эта фраза, вполне возможно, вошла прежде, чем он добрался до «Лекций…». Ибо в близком к употреблявшимся им виде («Отвлечённой истины нет; истина конкретна») её привёл в «Очерках гоголевского периода русской литературы» Н. Г. Чернышевский, процитированный в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» 1894 г. Г. В. Плехановым. Ленину тогда было 24 года и я полагаю разумным предположить, что раньше он ознакомился с Плехановым.
Вот ещё одна цитата: «Принципиальная политика есть единственно правильная политика». Тут ошибка несущественна, но всё же. В таком виде её привёл по памяти И. В. Сталин на вечере кремлёвских курсантов 28 января 1924 г. Точный текст, из статьи от 18 января 1907 г. «Выборная кампания социал-демократии в Петербурге», выглядит так: «Прямая политика - самая лучшая политика. Принципиальная политика - самая практичная политика». Хотя нельзя исключать, что Ленин повторял эту мысль на разные лады.
Вот ещё такой случай: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. ‹…› Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». Думаю, излишне напоминать, в каком виде эта фраза присутствует в массовом сознании трудами (пост-)перестроечных пропагандистов социального неравенства. Другая фраза, подвергшаяся урезанию до странноватого «Насилие необходимо и полезно»: «Есть условия, при которых насилие и необходимо и полезно, и есть условия, при которых насилие не может дать никаких результатов». Вот так: по существу, бесспорная банальность, но при минимальной ловкости рук получается ходульная страшилка.
А вот тут Ленин сам малость лоханулся: «Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить „дефекты“, когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробелы?.. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?» Так-то оно так, только Владимир Ильич иногда сам употреблял слово «дефекты», в том числе и после написания этих замечаний (это был 1919-й или 1920-й год). Видно, не так уж избыточно оно оказывается. Так что защитникам консервации языка следовало бы поосторожнее ссылаться на эту ленинскую мысль.