ЗАРОНОВКА - ШЕВИНО - ДВИНА. История одного сплава…

Apr 19, 2013 16:53

Примерно год назад довелось мне поучаствовать в одной неплохой ПВД-шке, которая предполагала сплав на байдарках по малоизвестной реке Зароновка, что течет  недалеко от границы Витебского и Шумилинского районов. Малоизвестной Зароновка считалась у нас потому, что абсолютно нигде в инете не упоминалось отчетов о сплавах по ней. Вот это мы решили исправить, а заодно интресно провести выходные.

В данном посте кроме моих фотографий использованы фото еще двух участников того похода - Вашкова А. и Романовского С.

Надо признаться, что в водные походы я ходил всего два раза и, естественно, в должности матроса. Очень интересно, надо заметить, однако такой вид туризма кажется мне явно не из дешевых. Одна байдарка стоит почти полторы штуки баксов, а еще попробуй с ней заброситься в точку старта, потом выбраться из точки финиша - тут конечно еще и авто своё лучше иметь. Куда менее прихотливый вид туризма - пешие походы ну или вело.

Под аккомпанемент начинающегося дождя, мы стартовали из пятничного Минска в направлении олимпийки, взяв курс на Витебск. Спустя несколько часов пересекли областной город и направились дальше в деревню Зароново, куда и прибыли затемно. На месте нас уже ждал Дима Ивченко (еще один участник похода), который успел прибыть ранее из Толочина и разжечь приличный костер. За костерком мы посидели часов до двух ночи, послушали Серегу, который очень лихо лабал на гитаре (я в лучшие годы так не играл как он в тот вечер). Ну а потом пошел дождь и мы разошлись по палаткам, ожидая к утру говеную погодку.

Утро на удивление было солнечным. Нас разбудили рыбаки, которые уже с 6 утра громко матерились над водной гладью Зароновки. Сбор лодок, завтрак, упаковка вещей заняли часа полтора-два. И вот мы уже готовы к началу сплава. Оставляем свой «матиз» на берегу - через пару часов его заберут и перегонят на место финиша.

Для начала мы решили зайти в озеро Княжное, соединенное с Зароновским узкой протокой,

ну а после взяли основной курс по Зароновскому в сторону истока одноименной реки.

Западный берег озера занят красивым сосновым бором, к которому мы решили причалить на пару минут, чтобы оглядеться

Очень скоро мы пересекли оставшуюся часть озера

И вошли в Зароновку. Вода в реке «большая» - идти не сложно, да к тому же на деревьях поваленных в воду видны следы подрезов ножовкой. Значит кто-то все-таки ходил по реке и чистил себе русло.

Однако чуть позже завалы все же начали встречаться, но проходились они не сложно

Погода еще хорошая, но уже видно, что краски сгущаются - быть дождю

Берега становятся все выше и выше. Немного выше по течению от деревни Чирино на красивой излучине реки сохранились остатки мельницы.

Эти места примечательны тем, что здесь родился и жил Федор Махнов известный как самый высокий человек в истории человечества!!! Подробнее о жизни этого человека можно почитать здесь

Федор Махнов с антропологом Лушаном

Могила Федора Махнова расположена недалеко отсюда на левом берегу реки, но мы почему-то направились искать её на правый. И, надо заметить, могилу мы нашли, и даже подумали, что вот она и есть!

Однако это просто видимо было старое заброшенное кладбище с чудом сохранившимся памятником и еще двумя крестами

Не подозревая, о том что лоханулись, возвращаемся к реке

Дальше по реке все чаще начинают встречаться валуны, порой и очень приличные. Идет небольшой дождь, но настроение у нас всех хорошее

Кстати у нас был не просто поход, а присутствовали еще и элементы геологической экспедиции. С Андрюхой Вашковым до обеда мы успели взять несколько образцов морены, которую затем «промыли» в речной воде и получили исходный материал для дальнейших научных изысканий Андрея.

Слегка перекусили, отдохнули…

… и отправились дальше.

В деревне Казаки встретили руины еще одной мельницы - более привлекательной, нежели в Чирино

Погода совсем испортилась, по руслу реки начали все чаще встречаться серьезные завалы. Неожиданно на реке повстречался крупный шлюз, пройти можно только через крайнюю левую створку.

Далее до самой вечерней стоянки ничего особенно примечательного в пути не было. В районе 7 вечера становимся на стоянку на высокой озовой гряде. Рядом слышен грохот «железки» - железнодорожный мост линии Витебск-Полоцк уже совсем недалеко

Сил в этот день осталось только на ужин, да и погода к вечерним посиделкам не располагала.

Утром следующего дня мы быстро позавтракали и отправились дальше - впереди нас ждало испытание в виде железнодорожного моста.

Раньше линия Витебск-Полоцк была двухпутной и в этом месте было два моста. Остатки старого образуют сегодня на реке относительно крупный порог. Не рискуем шкурой нашего Тайменя и решаем обойтись «проводкой»

Другие и вовсе решили сделать обнос

Река стала шире раза в полтора и начала подходить вплотную к крупным лесным массивам из елей и сосен. Тут-то и пошли самые серьезные завалы, преодоление которых начало занимать минут 10-15

Ожидаем

Путь до озера Шевино был очень долгим и мучительным, хотя по расстоянию наверное самым коротким. Мешали не только сплошные завалы, а еще и сама река начала дичайшее меандрировать. Наконец мы вышли в Шевино. На противоположном берегу в лесном бору расположился крупный санаторий «Лётцы».

Дальше из озера вытекает река Шевинка - спокойная, полноводная, без каких-либо завалов.

По такому тихому спокойному пути Двина, как говорится, подкралась незаметно. Осталось только её пересечь поперек и всё - поход закончен.

Дальше было приготовление обеда, сборы лодок, правда не всех.

Одну все же пришлось оставить для обратной переправы в деревню Луки, в которой часть нашей группы ожидал упомянутый в начале поста «матиз». По принципу «мазай и зайцы» переправились

Руины хозпостройки в деревне Луки

Ну а дальше был долгий путь домой. Ехать решили не олимпийкой, а более интересной и живописной трассой Р-25. В Сенно остановились поглядеть на известный родничок и просто заценить Сенненское озеро

Домой приехал в районе 10 вечера - уставший и довольный.
Карта пройденного маршрута выглядит так (восклицательный знак указывает на место, где находится могила Федора Махнова)

Эх была бы байдарка - ходил бы в ПВД почаще.