Сначала небольшой экскурс в историю....
Считается, что ёлку на рождественские праздники узаконил Лютер.
Именно - узаконил, потому как неофициально она очень даже в зимних немецких праздниках фигурировала: среди германских народов существовал древний обычай идти в день зимнего солнцестояния (то биш, ихний Новый год) в лес, где заранее выбранную ель украшали съестным и цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались обряды. Частенько ёлку после всего сжигали.
Обычай был распространён среди молодых неженатых ганзейских купцов (из-за этого между Ригой и Таллином даже разгорелся не так давно "ёлочный скандал" - рижане, найдя письменное упоминание о развлечениях в 1510 году "черноголовых" - так называлось объединение немецких купцов, поставили в Риге памятник 1-ой рождественской ёлке в Европе.
герб Черноголовых
памятный знак первой ёлке в Риге
"Рига - родина украшенного рождественского дерева"-памятник ёлке в Риге
Но тут возмутились таллинцы - они тоже нашли документ, что, опять же, молодые немецкие ганзейские купцы из общества "черноголовых" (им покровительствовал св.Маврикий, который был чёрным как смоль) тоже сожгли наряженную ёлку, но уже на улицах Таллина. И их документ был на 70 лет старше, чем в Риге.
Здание Братства Черноголовых - исторический памятник в Таллине
Забавно, что и там и там к местным обычаям это не имело ни какого отношения - в "общество черноголовых" местных не принимали, там были только немецкие молодые неженатые парни, посланные Ганзой на стажировку. Ближайший немецкий ганзейский город был Кёнигсберг.)
Теперь возвращаемся опять к Лютеру.
Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526
Родители Лютера были из крестьян.
Родители Мартина Лютера - Ганс и Маргарита Лютер - худ-к Лукас Кранах
Его отец, в надежде разбогатеть, занялся медными разработками в рудных горах и... действительно, разбогател. А покровителем рудных гор (хозяином медной горы на их манер) помогавший, по местным легендам, рудокопам был дикарь Вильдерман. Бегал он по горам в голом виде в одной набедренной повязке из еловых лап, и в руке частенько держал выдранную с корнем ёлку.
дикарь Вильдеман - символ серебрянных гор
Несмотря на его страшный вид, его любили, и даже высекали его изображение на монетах из серебра, добытого в этих самых рудных горах.
Так что тема ёлки, можно сказать, с детства Лютера окружала.
Вырос Лютер, получил образование, и начал свою буйную реформаторскую деятельность.
До этого в католической Европе зимой праздновали день святого Николая - вот на этот праздник и дарили детям подарки. Лютер же сказал: - "никаких лишних посредников между людьми и Христом! - никаких лишних святых! - только Христос и дева Мария! Праздновать будем только Рождество и Новый Год".
Но надо сказать, что Лютер женился. И у него родилось много детей. А так как родитель он был заботливый, то ему захотелось чтобы и его дети получали подарки. И вот как-то идя под рождество через лес, Лютер задумался о вечно зелёной ели - как о вечном неувядающем стержне - нравственном законе, а глянув сквозь ветки ели на звёзды - он подумал о небесных силах (да-да - кантовское: "две вещи удивляют меня: звездное небо над головой и моральный закон внутри нас" - это от Лютера пошло).
И принёс он маленькую ель домой, и украсил её свечами, символизировавшими звёзды.
1536 год. Мартин Лютер с семьей празднует Рождество.
А подарки его детям вручил снежный дед и Ангел. А ещё Лютер был очень музыкальным, и считал, что божественная музыка должна пропитывать человеческое бытиё. Поэтому он начал сочинять гимны, чтобы люди их могли петь в праздник. И сочинил, в том числе, и рождественские хоралы.
Одним из первых лютеранских государств стала Пруссия. Молодой герцог Альбрехт был назначен в Кёнигсберг главой местного Тевтонского ордена.
молодой герцог Альбрехт - только что ставший магистром Тевтонского ордена
Но что-то он заскучал - орден был монашеский - жениться ни-ни. Да и хотелось ему самостоятельности, а не быть под поляками, которым тогда эта область подчинялась. И тогда его познакомили с Лютером. Лютер ему посоветовал заканчивать с военной службой, т.е рыцарством, и жениться. А чтобы иметь автономию от поляков-католиков, принять лютеранство. Что тот и сделал. Да ещё для распространения и укрепления лютеранства Альбрехт построил местный университет Альбертину, где кстати, учился и сын Лютера. В Кёнигсберге сын Лютера потом и умер и был похоронен. Дочь Лютера тоже вышла замуж в этих краях.
Так что рождественский праздник в новом виде, прямиком пришёл в Кёнигсберг. И с тех пор один из рождественских гимнов Лютера стал негласным рождественским гимном Кёнигсберга. Каждый год под рождество трубачи на башнях замка играли: «Von Himmel hoch, da komm ich her» («Схожу с высот небесных я»)
Прошло много, много лет и...
потом в Кёнигсберг приехал молодой ПётрI, задружился с молодым Фридрихом I или III-им (там какая-то путаница в номерах - то так пишется, то эндак) - и тот и другой мечтали победить шведов - одному нужен был выход к морю, а другой мечтал стать королём, и они в Кёнигсберге тут "зажигали" ;) ,
дополнительно Пётр тут выучился на бомбардира - т.е. артиллериста (зажигать, так зажигать!)
У Кёнигсберга, как ганзейского города, были тесные связи с голландцами, а голландцы - почти те же немцы (ну как русские и украинцы) и языки и обычаи близки, кроме того, часть голландцев приняло лютеранство, что ещё более сблизило обычаи. Учиться строить корабли имело смысл в Голландии - там были более передовые верфи и Пётр поехал туда. Но, как я уже говорила, обычаи там были близки к немецким. Ну и, вернувшись в Россию, Пётр показал то, чему научился. А поскольку он был молод, всякие там детские подарочки его не интересовали, то приказал он на новогодние праздники украшать город еловыми ветками и устраивать фейерверки (ну что он зря на бомбардира учился?!), т.е. "зажигать" по полной. С тех пор питейные заведения в России украшались ёлками.
А потом прошло ещё время, и в Россию приехала, опять же из Пруссии, принцесса Шарлотта, вышедшая в 1817 году за Николая 1 и ставшая Александрой Фёдоровной.
Александра Федоровна. А. Ф. Лагрене. Конец 1810-х - начало 1820-х
Она была хорошая мать ( у неё самой были любящие и внимательные родители - её мама - королева Луиза - "леди Диана" того времени, любимая королева Германии),
родители Шарлотты (Александры Фёдоровны)
ну и своим детям она устроила ту ёлку, к которой привыкла - с игрушками, подарками, с Рождественским дедом; а поскольку она была добродетельна, то она тут же устроила благотворительный праздник.
А. Чернышов. Благотворительный рождественский бал Александры Фёдоровны в Аничковом дворце
И ёлка тут же вошла в моду. Русские маленькими ёлочками не ограничились - они развернули соревнование у кого ёлка выше. И рождество стало праздником, когда детям дарили подарки.
А ещё Александра Фёдоровна (Шарлотта) была очень читающей (чуть ли не самой читающей женской особой королевских кровей) - её библиотека потом составила основу Румянцевской библиотеки (будущей Ленинской) и ей Жуковский привозил из Германии все тогдашние литературные новинки.
одна из книг Александры Фёдоровны.
И, конечно же, он привёз ей рождественскую сказку её земляка, кёнигсбержца Гофмана, "Щелкунчик". Сказка, да и сам автор, стали моментально популярны в великосветских салонах Петербурга.
Гофман в Германии особым вниманием не пользовался, а вот в России он тут же пришёлся по душе. В духе Гофмана были написаны "Черная курица" Погорельского и "Городок в табакерке" Одоевского. Гофман оказал влияние на Гоголя.
Ну а дальше, Чайковский написал балет "Щелкунчик", который шёл на новогодние праздники на императорской сцене. Ну и уже после революции, этот балет стал одним из мировых символов Рождественских праздников.
(И чтобы они смотрели в театре на Рождество, если бы не наш;) "Щелкунчик"?)
Так что, Ёлку в России начали устраивать раньше, чем в Англии.
И не последнюю роль в её приходе сыграл Кёнигсберг.