На Средне-Невском судостроительном заводе провели вакуумно-нагретательную пропитку эпоксидной смолой первой галеты катушки PF1.
Обратите внимание - слева крыша чистого помещения для намотки, где виднеется уже вторая сверхпроводящая галета.
Напомню - что PF1 - это верхняя и самая маленькая сверхпроводящая катушка полоидального поля ИТЭР. Правда маленькая - это диаметром примерно 8,5 метров, собранная из 8 двойных галет по 2х16 витков проводника, т.к. всего в ней 256 витков сверхпроводящего провода с током 45 килоампер, общим весом почти 200 тонн. Если бы не ИТЭР, это был бы один из крупнейших и мощнейших магнитов в мире.
Магнитная система ИТЭР. PF1 тут колечко сверху.
Вакуумная пропитка стекловолоконной обмотки проводника приводит к получению стеклокомпозиционной изоляции и бандажа - в итоге мы имеем с одной стороны надежно изолированные витки провода, которые не пробьет по воздушным пузырям, с другой стороны - жесткое и крепкое изделие, которое не потеряет геометрию в процессе сборки. Вес одной такой галеты - порядка 12 тонн.
Еще полоидальные катушки ИТЭР в масштабе.
Следующим этапом станет последовательная сборка галет - переходов сверхпроводящего кабеля, организация гелиевых вводов и выводов, разводка кабелей системы датчиков катушки, а в 2024 году PF1 будет установлена сверху уже собранной вакуумной камеры и тороидальных катушек токамака.
Технические подробности про этот и другие СП-магниты ИТЭР в соотвествующей
статье, а в
этой новости я постарался изложить все что знаю по производству PF1 в России, в т.ч. по намоточному оборудованию.
Проектное изображение стенда для вакуумно-нагнетательной пропитки (слева) и намоточного стола под укрытием (справа)