Художники, которым не повезло - 8. Абрахам Блумарт

Jun 27, 2012 22:43



Абрахам Блумарт (1564-1651) - один из любимых моих художников. Но ему действительно не повезло - его имя затмили имена других крупнейших художников 17 века. Поторопился родиться, можно сказать.
Родился Блумарт в семье архитектора и скульптора Корнелиса Блумарта I. В 1575 г. семья переехала в Утрехт, там он учился у Геррита Сплинтера и Йоса де Беера. В юном возрасте он три года жил и учился в Париже, где испытал влияние школы Фонтебло. В частности, он обучался у некого Жана Бассо (возм. под этим именем скрывается Жан Кузена Младший) и Иеронимуса Франкена.
В 1593 г., после недолгого пребывания в Амстердаме он окончательно поселяется в Утрехте, где становится одним из основателей «Гильдии Св. Луки» в 1611 г.
Творчество Блумарта можно условно разделить на два периода, условно «маньеристический» и «барочный».
Первый длится до 1610-х годов включительно. Вообще, маньеризм часто ограничивают рубежом 16-17 веков, в действительности же его влияние продолжалось еще несколько десятилетий, особенно за пределами Италии. Маньеристические работы Блумарта очень выразительны.
Будучи уже зрелым художником, через посредство утрехтских караваджистов ( в числе которых были и его ученики) Блумарт попадает под влияние Караваджо. Очевидно, возраст уже давала о себе знать, и он не пошел в своем творчестве дальше итальянского мастера, как это сделали все действительно великие мастера 17 столетия. Тем не менее, и на этом поприще Абрахам Блумарт создает великолепные полотна, яркие по колориту и сложные по композиции.
Помимо всего прочего Блумарт был прекрасным рисовальщиком и гравером, даже издал книгу «Искусство рисования», которую сам же и иллюстрировал. У него было много учеников, среди которых четверо его сыновей, Ян Бот, Якоб и Альберт Кейп, Ян Батист Веникс, а также немецкий художник Николаус Кнюпфер.




Аллегория возрастов.



Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы, 1591.



Отдых на пути в Египет, 1590-e




Юдифь показывает голову Олоферна.



Вакх.



Евангелисты. ок. 1615.



Свадьба Амура и Психеи, ок. 1595



Моисей источает воду из скалы, 1696



На Шельде



Отцелюбие римлянки



Проповедь Иоанна Крестителя



Суд Париса



Аллегория милосердия, 1590



Благовещение пастухам. По-моему, здесь опосредованное влияние Джулио Романо



Поклонение пастухов, 1612



Пейзаж с Товией и ангелом, 1600-е



Пейзаж с пророком Илией, 1610-е



Пейзаж с Меркурием и Аргусом



Блудный сын



Огород с овощами



Сцена с косцами



Старуха с яйцми



Аллегория зимы



Волынщик



Голова пожилой женщины, 1632



Св. Иероним. Думаю, он написан раньше, где-нибудь в конце1610-х - нач. 20-х, влияние маньеризма еще ощущается.



Лот с дочерьми, 1624. Тут уже без влияния Рубенса не обошлось



Пастух и пастушка с нотами.



Мальчик, указывающий на Товию с аншгелом, кон. 1620-х.



Теаген и Хариклея



Они же, 1626



Ужин в Эммаусе, 1620



Проповедь Ионна Крестителя.



Пастух и пастушка, 1625



Пир богов на свадьбе Пелея и Фетиды



Освобождение Петра из темницы



Венера и Адонис.



Вертумн и Помона, 1620



Поклонение волхвов, 1623-25



Притча о плевелах, 1624



Отдых на пути в Египет, 1632.
Ср. с ранней маньеристической работой на тот же сюжет.



Пейзаж с отдыхающими крестьянами, 1650. Под конец жизни художник осознал пагубность декадентского искусства, и понял, что единственно верный художественный метод - соцреализм:)

Графика:










Первая семья, Адам и Ева с сыновьями





маньеризм, диалог культур, ренессанс, живопись, Нидерланды, Франция, параллели, случайность, 16 век, хронология, искусство, датировка, барокко, стили, графика, 17 век

Previous post Next post
Up