Абрахам Блумарт (1564-1651) - один из любимых моих художников. Но ему действительно не повезло - его имя затмили имена других крупнейших художников 17 века. Поторопился родиться, можно сказать.
Родился Блумарт в семье архитектора и скульптора Корнелиса Блумарта I. В 1575 г. семья переехала в Утрехт, там он учился у Геррита Сплинтера и Йоса де Беера. В юном возрасте он три года жил и учился в Париже, где испытал влияние школы Фонтебло. В частности, он обучался у некого Жана Бассо (возм. под этим именем скрывается Жан Кузена Младший) и Иеронимуса Франкена.
В 1593 г., после недолгого пребывания в Амстердаме он окончательно поселяется в Утрехте, где становится одним из основателей «Гильдии Св. Луки» в 1611 г.
Творчество Блумарта можно условно разделить на два периода, условно «маньеристический» и «барочный».
Первый длится до 1610-х годов включительно. Вообще, маньеризм часто ограничивают рубежом 16-17 веков, в действительности же его влияние продолжалось еще несколько десятилетий, особенно за пределами Италии. Маньеристические работы Блумарта очень выразительны.
Будучи уже зрелым художником, через посредство утрехтских караваджистов ( в числе которых были и его ученики) Блумарт попадает под влияние Караваджо. Очевидно, возраст уже давала о себе знать, и он не пошел в своем творчестве дальше итальянского мастера, как это сделали все действительно великие мастера 17 столетия. Тем не менее, и на этом поприще Абрахам Блумарт создает великолепные полотна, яркие по колориту и сложные по композиции.
Помимо всего прочего Блумарт был прекрасным рисовальщиком и гравером, даже издал книгу «Искусство рисования», которую сам же и иллюстрировал. У него было много учеников, среди которых четверо его сыновей, Ян Бот, Якоб и Альберт Кейп, Ян Батист Веникс, а также немецкий художник Николаус Кнюпфер.
Аллегория возрастов.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобы, 1591.
Отдых на пути в Египет, 1590-e
Юдифь показывает голову Олоферна.
Вакх.
Евангелисты. ок. 1615.
Свадьба Амура и Психеи, ок. 1595
Моисей источает воду из скалы, 1696
На Шельде
Отцелюбие римлянки
Проповедь Иоанна Крестителя
Суд Париса
Аллегория милосердия, 1590
Благовещение пастухам. По-моему, здесь опосредованное влияние Джулио Романо
Поклонение пастухов, 1612
Пейзаж с Товией и ангелом, 1600-е
Пейзаж с пророком Илией, 1610-е
Пейзаж с Меркурием и Аргусом
Блудный сын
Огород с овощами
Сцена с косцами
Старуха с яйцми
Аллегория зимы
Волынщик
Голова пожилой женщины, 1632
Св. Иероним. Думаю, он написан раньше, где-нибудь в конце1610-х - нач. 20-х, влияние маньеризма еще ощущается.
Лот с дочерьми, 1624. Тут уже без влияния Рубенса не обошлось
Пастух и пастушка с нотами.
Мальчик, указывающий на Товию с аншгелом, кон. 1620-х.
Теаген и Хариклея
Они же, 1626
Ужин в Эммаусе, 1620
Проповедь Ионна Крестителя.
Пастух и пастушка, 1625
Пир богов на свадьбе Пелея и Фетиды
Освобождение Петра из темницы
Венера и Адонис.
Вертумн и Помона, 1620
Поклонение волхвов, 1623-25
Притча о плевелах, 1624
Отдых на пути в Египет, 1632.
Ср. с ранней маньеристической работой на тот же сюжет.
Пейзаж с отдыхающими крестьянами, 1650. Под конец жизни художник осознал пагубность декадентского искусства, и понял, что единственно верный художественный метод - соцреализм:)
Графика:
Первая семья, Адам и Ева с сыновьями