Как историку искусства (без диплома) мне интересен каждый художник, особенно если речь идет о временах более-менее отдаленных, однако я далек от того, чтобы политкорректно воздерживаться от оценки художников. Нет, были гении, а были бездарности и неумехи. Разумеется, талант коррелирует со значимостью и известностью художника, но эта корреляция отнюдь не абсолютная. Мастер может стать знаменитым благодаря случайному стечению обстоятельств, в том числе обусловленному конъюнктурой. Например, потому, что ему повезло родиться женщиной.
Женщин-художниц в прошлые века было мало (думаю, я буду оптимистичен, если скажу, что в 16-17 вв. они составляли 1% от общей численности художников, речь о Европе, конечно) и это обстоятельство порождает ряд следствий. Например, среди них так и не появилось условной "Леонарды", т.е. гения первого уровня. Это, конечно, свидетельствует не о том, что женщины менее талантливы, чем мужчины, а о лишь о том, что в более крупной выборке шансов найти выдающийся "экземпляр" больше (это из той же серии, что китайские баскетболисты самые высокие). С другой стороны, дефицит женщин-художниц заставляет исследователей присматриваться к каждой из них с тем вниманием, какого она,
возможно, не заслужила бы, если бы была мужчиной.
Впрочем, и в среде женщин-художниц не все однозначно. По моему субъективному мнению, герояиня сегодняшенего поста, Микаэлина Вотье была талантливей, чем Артемизия Джентиллески, тем не менее, последняя известна несравненно больше. Курьез: ее автопортрет считался автопортретом Артемизии, хотя это другая страна и немного другая эпоха.
Автопортрет. 1649
Биографические сведения о Микаэлине Вотье скудны. Неизвестно точное место и год ее рождения: называют
1604,
1614 и
1617 гг. Последние две даты предпочтительнее, во-первых, потому, что на автопортрете она выглядит гораздо моложе 45 лет, во вторых, потому, что самые ранние из ее работ, дошедших до нас, относятся к началу 1640-х гг., т.е. получается, художнице было уже под сорок. Естественно, оба аргумента не абсолютны: на автопортрете она могла себя омолодить, а работ ее известно совсем немного (26), так что могли быть и другие. Ничего мы не знаем и об ее учителях и о том, почему она вообще решила заняться живописью. Ее брат, Шарль Вотье (1609-1703) также был художником и ему впоследствии были приписаны некоторые картины Микаэлины. Ни брат, ни сестра так и не связали себя семейными узами и жили в одном доме в Брюсселе.
Elk zijn meug
В манере Микаэлины Вотье и ее брата видят сходство с манерой
Михаэля Свертса. Тот был младше (1618-1664), но содержал художественную студию, где другие живописцы могли писать обнаженные модели. Возможно, Микаэлина была достаточно состоятельна и писала больше для собственного удовольствия, чем на заказ и на продажу, поэтому и при жизни была не очень известна, а после смерти ее забыли. (Похожая история произошла и с Яном Вермеером). Она умерла в 1689 г., с тех пор ее имя упоминалось крайне редко. Из небытия оно всплывает совсем недавно, в прошлом году прошла первая выставка ее работ.
Мыльные пузыри. 1640-е
Голова юноши в красной одежде. 1640-е
Юноша с трубкой. 1659
Мальчик, нюхающий табак
Портрет юноши. 1655
Штудия молодой женщины
Портрет офицера
Портрет миссионера Мартино Мартини. 1654
Портрет офицера. 1646
Иоанн Креститель
Иоанн Евангелист
Св. Иосиф
Святая Доротея и Святая Агнесса (
ранее приписывалась Томасу Босхарту, а также
Якобу ван Оосту Старшему)
Юдифь с головой Олоферна
Благовещение. 1659
Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской. 1649
Обучение Богоматери. 1656
Цветочная гирлянда со стрекозой. 1652
Триумф Вакха. 1650-е.
Вакханке, что у правого края картины, художница придала свои черты.
С праздником, дорогие читательницы!