Художники, которым не повезло-88. Джулио Чезаре Прокаччини (Вечный маньеризм - 5)

Aug 08, 2017 22:10

Нет пророка в своем отечестве. В первые десятилетия 17 века, когда караваджизм охватил всю Италию, многие миланские художники, соотечественники Микеланджело Меризи, продолжали писать маньеристические картины. Да, зачастую маньеризм в это время был уже маргинальным явлением, уделом не слишком талантливых живописцев, но были и исключения. Например, Джулио Чезаре Прокаччини (1574-1625).
Его отец, Эрколе Прокаччини Старший, братья Камилло и Карло Антонио, а также племянник Эрколе Прокаччини Младший (сын Карло Антонио) также были художниками. Джулио Чезаре родился и до одиннадцати лет (по другим данным, до 16) жил в Болонье и болонские академисты оказали на него сильное влияние. В молодости он попал под очарование искусства ранних маньеристов, Корреджо (хотя отнесение его к маньеризму весьма условно) и Пармиджанино, влияние их творчества можно обнаружить в работах Прокаччини, созданных на протяжении всей жизни. Позднее, в Генуе он знакомится с работами Рубенса.
В который раз повторю мысль, что от живописи поздних маньристов, вроде Джулио Чезаре Прокаччини, казалось бы лежит прямой путь к барокко. Но путь оказался не столь прямым, он пролегал через строгие картины Карваджо (и даже величайший барочный живописец Рубенс не избежал его влияния).



Автопортрет в молодости



Автопортрет в зрелом возрасте



Автопортрет, 1624
Кажется, на втором и третьем автопортретах он немного похож на Рембрандта, и не только внешне. Но я не уверен, что Рембрандт вообще был знаком с творчеством Прокаччини



Мария Магдалина со Св. Иоанном Крестителм и ангелом (?) ок. 1600
Все трое юные до невозможности



Благовещение, ок. 1605-1615



Благовещение, ок. 1620



Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и ангелами



Ecce homo, 1602-1603
Близко к одноименной работе Караваджо, вплоть до сходства типажей, но та датируется несколько более поздним временем. Похожая композиция есть у многих художников, например, у Чиголи (1607 г.) Кстати здесь заметно принципиальное отличие Прокаччини от Караваджо. Работы Карваджо "пространственны" Прокаччини же страрается по максимуму заполнить передний план крупными фигурами и не дает взгляду проникать в глубину. Это проявляется и в позднем его творчестве.



Ecce Homo, 1615



Осмеяние Христа



Св. Себастьян, 1610-1612



Портрет кардинала Федерико Борромео, 1610



Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской



Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской



Христос в Гефсиманском саду, 1616



Обручение Богоматери, ок. 1617



Амур



Мадонна со Св. Франциском и Св. Домиником



Св. Карло Борромео



Святое Семейство, ок. 1618-1620
Тут, кажется, без Караваджо не обошлось, но и без братьев Карраччи тоже



Смерть Св. Иосифа, 1620
Редкий сюжет!



Экстаз Марии Магдалины



Снятие с креста со Свв. Марией Магдалиной, Августином и Иеронимом, ок. 1618



Явление Св. Иакова в битве при Кампостелле



Тайная вечеря (эскиз), 1618



Самсон и филистимляне



Св. Цецилия, ок. 1620-1625



Мученичество Св. Руфины и Св. Секонды, ок. 1625



Св. Семейство с Иоанном Крестителем и ангелом, ок 1620-1625

Рисунки:







В заключение - пара работ Старшего брата Джулио Чезаре, Камилло Прокаччини:



Камилло Прокаччини (1551-1629). Сретение



Камилло Прокаччини. Осмеяние Ноя

живопись, барокко, маньеризм, 17 век, Италия

Previous post Next post
Up