Мезоамерика 3 - Шочипала и Ольмеки - индейские культуры, существовавшие на территории Мексики во 2 - 1 тыс. до н. э.
Ольмекский борец сумо, 1200-900 г. до н.э.
Про борца сумо я, конечно, пошутила. Просто толстый человек, вождь племени.
О Шочипала и Ольмеках я когда-то
уже писала. О культуре Шочипала известно мало, но их стиль легко узнаваем по натуралистичности. Поздние фигурки Шочипала близки к Ольмекским, которые тоже делали натуралистичные изображения. Однако Ольмекское искусство более разнообразно и, в классическом варианте, их изображения более стилизованы. Они делали большие и малые скульптуры, как керамические, так и из камня. Керамика, в основном, миниатюрная, но каменные скульптуры иногда больше человеческого роста. Из камня (вулканического камня и базальта) они делали высокие скульптуры и стелы, и уникальные для Ольмекской культуры гигантские человеческие головы. Таких голов найдено всего 17, но удивительно, что они умели обрабатывать камень, не имея железных орудий труда.
Однако вернемся к керамике.
1) Early Preclassic, Xochipala.
Figurine seated cross-legged with a head-band, neck collar, and briefs, ca. 1300 B.C.
Buff ceramic. Guerrero, Mexico.
3) Xochipala, ca.1500 - 1200 B.C.
Существует предположение, что фигурки Шочипала были когда-то одеты в накидки, которые накладывались поверхностным слоем на голые фигурки, якобы, для большей реалистичности. Тонкий слой глины, неплотно прилегающий к основе, со временем разрушился. В качестве примера, как это могло выглядеть, я приведу фигурку из Метрополитена.
2) Xochipala, ca.1400 -1100 B.C.
4) Late Preclassic, Xochipala.
Standing male figure, 300-100 B.C.
Ceramic. Xochipala, Guerrero, Mexico.
Мужчины изображались безбородыми, но иногда с усами.
5) Late Preclassic or Early Classic, Xochipala. 400 B.C. - A.D. 500.
Red-brown micaceous ceramic. Xochipala, Guerrero, Mexico.
Шаман и его ученик.
Сохранилась посуда Ольмеков, как керамическая, так и из камня.
6) Early Preclassic, Olmec style.
Bowl with incised glyphs(?), 1200-900 B.C.
Ceramic. Las Bocas, Puebla, Mexico.
Знаки на чаше похожи на иероглифы, однако неизвестно, являются ли они таковыми, т.к. ольмекская письменность не дешифрована.
7) Early Preclassic, Olmec style.
Tecomate, 1200-900 B.C.
Ceramic with fire-clouding and highly burnished cream slip. Tlatilco, Mexico D. F., Mexico.
Текомате - название посуды из тыквы-горлянки на науатль (индейском языке). В археологии - это термин, обозначающий сосуды без горла, похожие на тыкву, подобные этому.
8) Middle Preclassic, Olmec.
Hollow seated figure holding a ball, 1200-900 B.C.
Buff clay with orange-brown slip and traces of red pigment. Las Bocas, Puebla, Mexico.
Люди, изображенные на фигурках, обычно сидят в живых позах, и почти у всех у них непропорционально большая яйцевидная голова. У Ольмеков много детских фигурок, но существует предположение, что они олицетворяют собой взрослых людей. Выражение лица, действительно, недетское. Как и у всех индейцев, у Ольмеков была популярна игра в мяч - сакральная игра, заканчивающаяся человеческим жертвоприношением индейским богам, причем, мнения о том, кого приносили в жертву, расходятся.
9) Middle Preclassic, Olmec.
Tlacuache (opossum) effigy vessel, 1200-900 B.C.
Brownware ceramic. San Fransisco, Guerrero, Mexico.
Ольмеки оказывали особое поклонение некоторым животным, животное было мифологическим двойником. Как я уже говорила, звери на сосудах могли иметь мифологическое значение, ныне утраченное. Например, известно, что опоссум, изображенный здесь, в культуре Майя был метафорой возраста - представителем бога-старца Поуватуун, повелителя конца года и ухода. Кстати, у Ольмеков, был календарь, и, если (по одной из версий) считать, что Майя унаследовали культуру Ольмеков, то, логично предположить, что знаменитый календарь Майя - это усовершенствованная версия календаря Ольмеков. Также, по индейской традиции, в Мексике, опоссум ассоциируется с алкогольным напитком пульке (национальным напитком из агавы). Возможно, что шаманы (жрецы), в определенных ритуалах, использовали этот напиток для достижения экстатического транса и превращения в опоссума, и, возможно, что этот сосуд был специально изготовлен для этого напитка. На некоторых сосудах изображены "признаки превращения" - сочетание человеческих и звериных черт.
10) Middle Preclassic, Olmec style.
Hollow "fat cacique" figure, 1200-900 B.C.
Orangeware with burnished cream slip and traces of red pigment on the hair. San Fransisco, Guerrero, Mexico.
11) Middle Preclassic, Olmec.
Seated figure, 1200-900 B.C.
Clay with burnished cream slip and traces of red and black pigments. Las Bocas, Puebla, Mexico.
Снова туловище ребенка, но голова взрослого.
12) Middle Preclassic, (?)
Vessel in the form of a tlacuache (opossum) eating a squash, ca. 1200 - 900 B.C.
Brownware. Las Bocas, Puebla, Mexico.
Этот сосуд в форме опоссума "испорчен" проделанной в нем дыркой. Скорее всего, это признак "деактивации" сосуда после смерти шамана-хозяина, чтобы никто не мог потревожить его мифологический двойник.
13) Middle Preclassic, Olmec.
Seated figure, 1000-800 B.C.
Ceramic with burnished cream slip and traces of red pigment. Matamoros, Las Bocas, Puebla, Mexico.
14) Middle Preclassic, Olmec style.
Seated figure, 900-600 B.C.
Ceramic. Mexico.
На голове, вероятнее всего - шлем, в котором играли в мяч.
15) Middle Preclassic, Olmec.
Kneeling lord with incised toad on his head, ca. 800 B.C.
Stone with traces of cinnabar. Gulf Coast, Veracruz, Mexico.
В то время как каждый человек мог иметь мифологического двойника в мире животных, осуществлять превращение в это животное могли только избранные. Избранными обычно были шаманы или правители, среди которых, наибольшим вниманием и почестями пользовался ягуар. Культ ягуара был распространен и среди других индейцев.
Фигурка шамана, превращающегося в ягуара. На его голове изображена галлюциногенная лягушка, которая помогает ему в превращении.
16) Middle Preclassic, Olmec style.
Maskette, 1000-500 B.C.
Serpentine with pyrite inclusions. Zumpango del Rio, Guerrero, Mexico.
Маска со стилизованными чертами лица без прорезей для глаз. Вряд ли она могла использоваться живым человеком. Возможно, она играла роль в накрытии лица при погребении, как это было принято у других индейцев.
17) Middle Preclassic, Olmec style.
Fragment with incised Olmec face on one side and a paw wing on the other, 1000-800 B.C.
Jade. Guerrero, Mexico.
Предметы Ольмекской культуры часто выполнены из нефрита. Этот рисунок на нефрите мне почему-то напомнил профиль Пушкина (с сигаретой во рту).
18) Middle Preclassic, Olmec.
Plaque, 900-600 B.C.
Jade with traces of cinnabar. Guerrero, Mexico.
Завитушечный орнамент в виде ягуарочеловека. Первое, что мы видим - это бородатое человекообразное лицо в профиль, с нахмуренными бровями и "банданой" (шлемом) на голове. Но, если присмотреться, с левой стороны можно заметить еще одно лицо. Это говорит о том, что идет превращение человека в зверя. Скорее всего, изображен правитель - шаман, способный к превращению в ягуара.
19) (?), Late Preclassic.
Seated male figure, 200 B.C. - A.D. 200.
Hollow clay with traces of polychrome. West Mexico, Jalisco, Mexico.
Пара ольмекских голов для полноты картины.
From San Lorenzo, Mexico.
http://www.fcschools.net/esl/lessons/mexicounit/Olmecheadblackwhite.jpg From La Venta, Mexico.
http://www.britannica.com/blogs/2011/11/colossal-heads-olmec-picture-day/ From San Lorenzo, Mexico.
http://sp07art110.wikispaces.com/*Colossal+Head,+Basalt,+San+Lorenzo,+Early+Formative+* From San Lorenzo, Mexico.
http://en.wikipedia.org/wiki/File:San_Lorenzo_Monument_3.jpg И не могу удержаться, чтобы не показать современные гигантские головы, сейчас у нас на них мода.
Например, скульптуры "День" и "Ночь" Antonio Lopez Garcia, 2008 г., Бостон, США.
"Ночь"
"День".
Еще одна скульптура, "Эхо", Jaume Plensa, временная экспозиция в Madison Square Park в Нью-Йорке, в прошлом году.
http://www.sculptureadventures.com/2011/06/jaume-plensa-echo.html princetonartmuseum.org Оригинал поста -
http://tiny-rat.livejournal.com/275808.html.
Перейти на другие посты об индейцах в этом журнале.