Легенды осени...

Oct 09, 2012 01:47

Прекрасная прогулка по горам в последние дни сентября/начале октября. В эти дни в Карпатах прекрасная золотая осень, в лесах полно грибов, а на полонинах ягод. Место действия - хребет Свидовец и его ближайшие окрестности.

Погода в этой поездке нас несказанно баловала. Дожди являлись строго по расписанию и сугубо ночью. В остальное же время стояла прекрасная золотая осень.

Вообще-то идти в Карпаты в октябре была далеко не моя идея. После одного похода по Горганам в сентябре, того когда на второй день поездки включили дождь и не выключили до самого Киева, единственной моей ассоциацией с осенью в горах был холод. Холод и сырость. В общем идти в горы осенью хотелось не особо и только остаток отпуска и хорошая, хоть и немногочисленная, компания переубедили меня.

Особенно останавливаться на заброске в горы даже как-то не хочется, все до банального просто: поезд, маршрутка и наш небольшой десант уже в Ясинях - довольно крупном карпатском поселке на подступах к горнолыжному курорту Драгобрат. Именно благодаря такому соседству местные таксисты довольно балованы, торговаться с ними настолько же бесполезно как и с их ушлыми крымскими коллегами. Решив сократить пеших переход до начала подъема спросил цену у одного водилы. За 10 километров, без особого набора высоты, он хотел 150 грн. Торговаться было бесполезно, больше тридцати я бы ему не дал. Бомбила остался дальше лузать семечки, а мы пошли пешком.

Зато посмотрели на пасторальные сельские виды.

И местную живность:

На первую ночевку стали совсем недалеко от села Черная Тиса, на удобной оборудованной стоянке. Тут же обнаружили, что на четверых у нас аж один нож и это сильно задерживает процесс приготовления пищи. Так что с утра мы с Фанфаном вернулись в цивилизацию за столь необходимым в походе девайсом.

Вообще очень интересно было наблюдать за жизнью обычного небольшого карпатского села удаленного от основных транспортных магистралей и, соответсвенно, от объектов туристической инфраструктуры. Казалось что здесь все, в той или иной мере, заняты вырубкой леса. Пока мы ходили в село и собирали лагерь мимо нас проехало несколько крупных лесовозов, несколько грузовиков с рабочими и даже совершенно раритетная гужевая подвода, которая через некоторое время вернулась в село полная немаленьких бревен.

Жизнь в селе, тем временем, текла тихо и размеренно. И только возле магазина был целый слет работников лесничества. Тут стояло не менее четырех подвод и толпилось человек двадцать в форме.

Фанфан на каком-то непонятном гидрологическом сооружении. Больше всего оно напоминает полузатопленный пешеходный мостик. Вот только полузатопленных мы видели штук пять, а целого - ни одного.

Прекрасный пример хозяйствования: склон вырублен отчего дорога стала подмокать и сползать в реку. Для исправления неполадок дорогу укрепили куда большим количеством бревен чем было добыто со склона.

Черная Тиса.

Утро второго дня. Весело маршируем вдоль берега.

Еще одно веселое гидротехническое сооружение. Оказалось оно имеет какое-то отношение к форельному хозяйству расположенному неподалеку.

Перед мостом услышали сзади шум мощного мотора. Я занял позицию чтоб запечатлеть тяжелую технику на мосту. Но лесовоз предпочел форсировать реку рядом! Чуть позже мы поняли почему.

Крутой набор высоты нам грозил несколько позже, а пока мы только созерцали горы со стороны:

По дороге нам попалось заброшенное форельное хозяйство:

Тут и устроили небольшой привал.

Невдалеке от хозяйства нас ждал мост через притоку Черной Тисы реку Апшинец, но с ним случилась беда.

Наверное не зря лесовозы не доверяют этим деревянным мостам.

Впрочем форсировали его мы без особых проблем.

Какое-то время дорога шла вдоль Апшинца, а потом начался тот самый набор высоты.

Дорога круто взяла вверх и через некоторое время превратилась в узкую тропку.

Порой напоминающую полосу препятствий.

То и дело приходилось то перелазить, то проползать под стволами повалившихся деревьев.

Иногда тропинка терялась и приходилось ломиться прямо через чащу. Всего нескольких сот метров по таким чегерям серьезно изодрали мою пенку, опрометчиво привязанную снаружи. Итогом этих петляний стало то, что, не смотря на наличие трех живых GPS-навигаторов с разными картами, мы таки заблудились. Найдя нужную нам тропу уже в темноте, решили не испытывать судьбу и стали лагерем на ближайшем более-менее ровном участке.

"Утро вечера мудренее" - как бы говорит там Толстый. Но единственным плюсом утра было то, что
тропу просто было хоть как-то видно. Хотя...

На этом фото, например, не просто абстрактный вид лесистого склона, а как раз наша тропа. Заметно? Вот и нам временами было ее практически не видать. Но с горем пополам уже после обеда мы вышли да более-менее ровный участок с нормальным лесом.

Красивых мухоморов было просто несметное количество, более съедобных грибов тоже немало.

Вот например в чудесном эльфийском альпийском лесу обнаружили шикарный белый гриб. Троих таких нам хватило на зажарку.

Грибы тут растут не только на земле.

Живописный потичок, один из притоков Апшинца.

Ну и в конце-концов мы вышли к полонинам, тут ориентироваться стало просто, но начался крутой и затяжной подъем. К слову, единственный за наш поход.

Банда на фоне долины Апшинца. Вообще-то нормальная, практически автомобильная, дорога идет по противоположному берегу реки, как раз там где виднеется колыба. Но мы не искали легких путей и поднялись на Трояску по не маркированной и уже порядком подзабытой звериной тропке!

Северный склон Трояски.

Горы в закатном свете.

Ягод в горах тоже навалом. И это тоже задерживало наше восхождение.

Так что к вершине мы пришли когда солнце было уже не очень высоко.

Ну вот собственно и вершина.

И несколько обязательных видов с нее:

Ну а дальше все было просто как дважды два: стоило только пройтись по хребту и спуститься немного вниз для ночевки. Забравшись на Геришаску увидели внизу озеро Догяска, возле него и решили ночевать. К озеру вела дорога, но чтоб на нее выйти нужно было или долго обходить по хребту или немного срезать по крутому склону. Последним мы и занялись. Пока спускались стемнело окончательно и шли мы при налобниках. В процессе мне еще думалось, мол зачем советуют на спуске ставить ступню боком, ведь ее так подвернуть можно! Если же идти прямо, то самое страшное что может произойти это падение на задницу. Тем не менее на последнем шаге возле тропинки я поставил ступню на кочку именно боком... Кочка, прикрытая травой, оказалась намного глубже чем казалось на первый взгляд. Ступня противоестественно выгнулась внутрь, раздался характерный очень сочный хруст и я кувырком полетел вниз. Хруст все еще стоял у меня в ушах когда я снимал ботинок. Нога очень быстро начала отекать. Было не столько больно, сколько страшно от этого хруста. С пылу с жару я еще кое-как до хромал до места нашей стоянки, благо было недалеко, да и Толстый помог с рюкзаком. А вот с утра по лагерю я уже прыгал на одной ноге.

Как я уже писал, погода стояла прекрасная и дожди шли исключительно по ночам. Эта ночь не стала исключением.

Плюс к дождю на долину наполз густой туман, который сопровождал нас весь день.

Фанфан, словно на краю земли, хотя со всех сторон - горы.

Еще с вечера было решено, что вместо запланированного продолжения похода аж до Близниц мы пройдем немного по хребту и сбросимся в районе Драгобрата. GPS подсказывал, что дотуда по азимуту чуть больше пяти километров, тогда как до ближайших жилых домов (с. Черная Тиса) около восьми.

Камрады разгрузили мой рюкзак, насколько это было возможно. Перевязали ногу обыкновенным бинтом, эластичного под рукой не оказалось. Толстый дал обезболивающего и мы отправились в путь. Первые шаги давались довольно скверно, но со временем я понял как нужно наступать на травмированную ногу или просто подействовало колесо. В общем старался не отставать от группы. Фотографировать, как вы понимаете, не особенно хотелось, да и было особо нечего.

Вокруг был непроглядный туман.

Ну или почли непроглядный.

К Драгобрату мы вышли уже практически затемно. И тут нам улыбнулась удача. Мы уж совсем было собрались идти и договариваться о машинке которая бы довезла нас до низу, как к нам подкатил видавший виды УАЗик. Парень ехал в Рахов один. Он согласился подкинуть нас до Квасов и, напоследок, наотрез отказался брать с нас какие-либо деньги. В общем проснувшись в глубочайшей перди мы внезапно ночевали в уютненькой комнатке на теплых и ровных кроватках, предварительно приняв горячий душ. Как мало человеку порой нужно для счастья.

Вместо послесловия:

Врач уже пальпировал мою распухшую ногу, а сейчас внимательно рассматривал снимок:

- Кости, похоже целы, но из-за отечности точно сказать сейчас нельзя, а вот связки того... Повреждены. В общем через дня четыре сделай повторный снимок уже в своей поликлинике. Если нет перелома, то полторы недели покоя и все пройдет.

Потом внимательно посмотрел на меня:

- Говоришь, после травмы еще ходил и сюда сам дошел? Это ты зря, мог себе совсем сустав свернуть. А теперь марш в перевязочную. Сестра наложит тебе гипс.

В общем, друзья, смотрите под ноги и никогда не забывайте походную аптечку (или хотя-бы обезболивающее). Ну и можете меня проведать, если вечером заняться нечем. Я до конца недели - дома и всегда к вашим услугам!