В поисках Священного Грааля!

Oct 16, 2014 13:31

По следам Индианы Джонса или очередной облом в Хатае!

Вы смотрели "Индиану Джонс и последний крестовый поход"? Помните погоню по дороге из Искендеруна к загадочному ущелью полумесяца, в которое в итоге уронили симпатичный танк времен первой мировой? Если бы этот эпизод не снимали в испанской Альмерии, то его нужно было бы снимать тут. На фото ниже ущелье в окрестностях Антакьи рядом с которым находится один из самых древних христианских храмов основанный, по преданиям, самим апостолом Петром. Рядом с ним в начале ХХ века была найдена чаша позиционированная как Священный Грааль.



Здесь же, по преданиям, спрятан и Ковчег Завета. Как вы понимаете, имея свободный день в Антакьи, мы не могли не прогуляться по столь знаменательным местам и не пройтись следами апостолов, крестоносцев, киногероев и не посетить пещерные лабиринты первых христиан.



...утром в дверь стучали, но я не вставал. На это самое утро у меня были свои грандиозные планы - выспаться. И планы эти были самым решительным образом реализованы. Вылез из кровати я уже ближе к полудню. Запрыгнул в тапочки закутался в простыню (все ж не дома в этой стране могут и не понять) и пошел на балкон курить.

2. Вид с балкона на площадь Кёнефеджилер. Город уже давно проснулся.


Еще вечером, во время празднования дня рождения очередного участника, мы договорились, что в этот последний день в Хатае у каждого свободная программа. Все встают когда хотят и идут куда хотят. Именно по этому поводу мне, впервые за всю поездку, и удалось выспаться. Народ разбрелся кто куда. Хотя, как впоследствии оказалось, таки собрался толпой и поехал в Гербие смотреть на водопады Дафны и кататься по полу заброшенным армянским селам. Я эту идею для себя забанил еще в Киеве. Чем ездить по накатанным туристическим маршрутам мне интереснее было погулять по местам где и местные-то ходят не часто. И я себе придумал осмотреть окрестности храма св. Петра, гора возле которого испещрена ходами сделанными еще первыми христианами! В начале ХХ века в окрестностях Антакьи археологами была обнаружена чаша якобы датируемая первым веком нашей эры. Она была отреставрирована и в 1933 году выставлена на всемирной выставке в Чикаго и представлена как сосуд тайной вечери или Священный Грааль. На волне популярности по мотивам этой находки нарисовали комикс, а пол века спустя, за дело взялся Стивен Спилберг и снял об этих событиях третий фильм о приключениях Индианы Джонса. Киноманьяки, катающиеся по следам своего кумира, если и заезжают в Хатай, то дальше Искендеруна (упоминающегося в фильме) их обычно не заносит. Хотя съемки Искендеруна проходили в Испании, эпизоды с ущельем полумесяца, там же в Альмерии, а храм в котором был спрятан Грааль и вовсе в иорданской Петре, но судя по всему речь шла именно об окрестностях Антакьи и храме св. Петра. Правда это если исходить из того, что чаша найденная здесь подлинная. А она таковой не является! Как показали дальнейшие исследования антиохийский потир датируется первой половиной VI века. В общем, как бы оно там ни было, разве можно было не пойти и не посмотреть как там все на самом деле и не попробовать найти еще что-нибудь?

Докурив я решил что времени у меня еще много и можно дальше досыпать. Не разматывая простыни рухнул обратно в кровать. Но не тут то было, не прошло и пяти минут как в дверь постучали. Товарищ экскурсовод какая у нас на сегодня программа, донесся оттуда задорный голос Волка. Этот доспать не даст. Придется вставать. Да и пора уже наверное. Оказалось, что они с Инной завтракали в ресторанчике в доме напротив и заметили меня в костюме привидения на балконе. После чего решили что я уже встал и можно начинать куда-то двигать. Куда пойдем? Ну как куда? Искать Грааль, я хочу жить вечно!

3. Вид с лестничной площадки нашего Сарай-отеля. На переднем плане баки и трубы турецких бань, дальше крыши старого города на фоне горы Сильпиус, на которой располагалась цитадель средневековой Антиохии.


Как-то в первый день нашего пребывания в Хатае, мы с Маринкой оставили группу на центральной площадь и пошли искать жилье. За это время народ умудрился купить самый дорогой дёнер в Антакьи, заплатив на него шесть с половиной лир (на тот момент примерно 25 грн, 3 уе). Волк сразу сказал, что если в самом центре дёнеры по такой цене значит по окраинам мы и по две лиры найдем. Так вот, пройдя кривыми улочками исторического центра мы вышли на улицу Куртулуш и отправились в сторону окраин, где на завтрак завернули в небольшую забегаловку в которой внезапно обнаружили дёнеры по полторы лиры (6 грн, 0,75 уе). Я остаюсь здесь жить, была моя первая мысль...

4. Внешняя витрина зоомагазина.


5. Старый город. Улочки в османском стиле.


Ближе к окраине города, на повороте с улицы Куртулуш стоит указатель на храм св. Петра, так что не найти его трудно. Храм этот считается самым старым христианским храмом мира. Основал его сам апостол Петр. Здесь так же бывал и апостол Варнава, могилу которого мы посещали на Кипре. Ново навернутых верующих впервые назвали христианами во время проповедей апостола именно тут. Храм св. Петра изначально был пещерным и уже в средние века крестоносцами к гроту было пристроено каменное сооружение. Перестраивался храм и позднее и даже сейчас его собираются как-то там реставрировать.

Недалеко от поворота расположена забавная антикварная лавка.

6. Таким вот замечательным коте мы там разжились. Зачем - не знаю, зато не дорого.


7. Угол антикварного магазина и улица уходящая в сторону Храма св. Петра.


Собственно сильно дальше этого магазина нас и не пустили. Чуть поодаль стоял шлагбаум на всю улицу. Закрытый. Рядом сидел охранник и на ломанном английском вперемешку с турецким объяснял всем, что туда нельзя, там ремонт, храм закрыт целиком и полностью и даже подойти к нему нельзя. Я же знал, что если подняться по тропинке слева от храма можно найти не менее древние подземные ходы и античную статую вырезанную в скале. Но охранник был непреклонен и не позволил нам даже приблизиться к храму. Пришлось с не солоным хлебалом возвращаться обратно. Облом, конечно, был велик... По сути этот храм был основной и чуть ли не единственной достопримечательностью о которой я знал до начала планирования маршрута по Хатаю. мы отступили, но сдаваться, естественно, не собирались.

Если нас не пускают в лоб, то нужно искать обходную дорогу. Что если подняться на гору в другом месте и спуститься как раз к эти подземным ходам? Зная обычную турецкую беспечность, очень маловероятно, что подходы к храму закрыты со всех сторон.

Поворачиваем на следующем же повороте с основной дороги. Тут какие-то почти трущобы, босоногие дети, белье на улице и нам наперерез бежит дедок, вовсе недружелюбно вещая, что-то совершенно непонятной скороговоркой. Из потока слов можно было уловить только что-то про бакшиш. Нет дядя, пара йок, говорю, мы наверное двором ошиблись. Разворачиваемся и возвращаемся обратно на центральную улицу. Ну что ж, будем искать дальше.

За одним из следующих поворотов нам удается найти тропинку уходящую в гору. Со временем она уперлась в небольшой сад, состоящий буквально из нескольких деревьев, расположившийся на небольшой террасе нависающей над крайней улицей. Дальше нужно было как-то подняться вверх. Решили просто лезть по склону. Делать это иногда приходилось используя полный привод, то есть кроме ног цепляться за склон еще и руками. По недосмотру схватил пару раз колючий куст, и решил, что хватит нам таких извращений - нужно искать какую-то культурную дорогу. И вскоре тропинка нашлась. Вела она правда практически вдоль склона, но если пойти налево (в противоположную храму святого Петра сторону) то там она хоть и постепенно, но все же набирала высоту.

8. Рядом с тропинкой обнаружили такую вот пещеру. Естественно полезли разведать что же в ней. Как и предполагалось, ничего кроме бытового мусора там не оказалось.


Чуть поодаль пещеры и несколько в стороне от тропинки наткнулись на странное сооружение, что-то средне между сараем, теплицей и шалашом, но с солнечной батареей и антенной на крыше. Вокруг него безучастно гуляли собаки поэтому приближаться не стали, а пошли вверх куда и заворачивала наша тропинка.

На крутом подъеме Дана начала ныть: не пойду, там ничего интересного, я устала. Какое-то время мне удавалось ее убеждать, что глупо было лететь в такую пердь, чтоб подойдя совсем близко к чему-то действительно интересному и поворачивать обратно. Но со временем аргументы иссякли и Дана угрюмо уселась при дорожке, всем своим видом показывая, что восхождение для нее на этом закончено. Ок, говорю, оставайся, как вниз спуститься ты знаешь, ключи от номера все равно у тебя. И иду догонять Инну с Волком. Понятно было, что долго она там не усидит и скоро пойдет за нами, но вот того что это произойдет так быстро я не ожидал никак. Буквально через какую-то сотню метров Дана нагоняет нас. А-а-а-а, там этот, он говорит, короче, а-а-а-а. И не останавливаясь на достигнутом уверенно обходит нас и движется к вершине уже самостоятельно. Усталость как рукой сняло!

9. Подъем был действительно дерзким.


Через некоторое время, слегка оторопевших нас, догнал добродушный местный мужичек. Поздоровался. Я поздоровался в ответ, нарисовав на лице свою самую идиотскую улыбку. Это весьма помогает, потому как местные любят чувствовать свое превосходство над туристами все равно считая их слегка идиотами. Знай подыгрывай этой роли показывая, что без посторонней помощи ты совсем ничего в окружающей действительности не понимаешь, и тебе откроются многие двери! Так получилось и в этот раз. Мехмет, оказался пастухом и жил как раз на горе, на которую мы и направлялись. Непонятный теплице-сарай был помещением где он доил и поил своих коз. Собственно оттуда домой он сейчас и направлялся, любезно согласившись нас проводить.

Мехмет совсем не знал иностранных языков, но проблемой это не стало, так как ко второй неделе пребывания в стране мой турецкий подгружался до странного уровня, который порой пугал и меня самого. Язык этот я знаю на уровне порядочного попугая, то есть пару сотен слов. Приезжая в Турцию после долгого отсутствия я и трех из них не могу во что-то складное сложить. Но стоит пройти паре недель как начинают получаться не только отдельные фразы, но и целые предложения. В их грамматической правильности я не совсем уверен, а точнее полностью уверен в полной их безграмотности, но главное что меня понимают.

10. Дом Мехмета располагался на довольно обширном плато возвышающимся над Антакьей.


11. Ослик Мехмета обедает с классным видом на город.


12. Мехмет привел нас к себе во двор. Напоил водой. Познакомил с женой.


13. Коллективное фото.


После повел нас знакомиться с соседями. Как говорил Мехмет, у соседа сын знает немецкий и они могут показать нам старую церковь, расположенную на краю их огорода. Соседей мы застали таскающими камни для постройки забора.

14. Тот самый огород.


15. Недалеко от церкви были обнаружены такие вот надписи на камнях. Петроглифы не иначе)


16. Сама церковь представляла из себя вырубленный в скале грот довольно скромных размеров. Какой либо информации по ней я нигде не нашел.


17. По дороге от церкви мы заглянули в ущелье где можно увидеть остатки фортификационных укреплений древней Антиохии - Демир Капы или Железные ворота. На противоположной стороне ущелья на горе Сильпиус и находилась цитадель Антиохии которую, во время первого крестового похода, так и не смогли взять крестоносцы даже после почти годичной осады. Ее защитники сдались уже потеряв город и последнюю надежду на подкрепление.


18. А вот так эти укрепления могли выглядеть раньше.


На вопрос можно ли спуститься к Железным воротам и осмотреть их, нам сказали, что там военные, стреляют и вообще Сирия рядом. В общем нельзя никак идите себе обратно в город. Будто в подтверждение их слов над нами пролетел истребитель.

19. Остатки фундамента какого-то здания врезанного в скалу. На плато такого добра навалом, хоть ничего грандиозного над поверхностью земли мы не нашли. Может быть потому-что тут не проводили раскопок.


20. Вид с плато на окраину Антакьи и долину Оронта.


Осознав что спуститься к храму Петра с противоположной стороны горы у нас не получиться, мы спустились с плато по той же тропинке. Только не стали лезть крутым склоном вниз, а просто пошли по этой же дорожке дальше и вышли как раз туда куда нам было нужно. То есть к древним ходам в конце концов ведущим к храму апостола Петра.

В первом веке, когда в храме проповедовал апостол Петр христианская община была малочисленной группкой в окружении язычников и иудеев. Времена были лихие и за веру можно было запросто и головы лишиться. Потому при оборудовании храма, который располагался у подножия горы, были прорублены подземные ходы уходящие вдоль склона и вверх. Так чтоб
христиане могли сделать ноги если язычники решат устроить рейд в честь месячника по борьбе с иноверством.

21. Ходы эти не углубляются глубоко в породу, а проходят недалеко от склона. На определенном расстоянии есть отверстия, может вентиляционные, но, судя по размеру, скорее для эвакуации.


22. Одно из таких отверстий. Ход за ним уходит влево и вправо.


23. Внутри ходов, как вы понимаете никаких Граалей и Ковчегов Завета, только бытовой мусор. Впрочем это еще только крайние ходы.


24. Выбравшись из очередного хода наткнулись на такую вот статую. Размеры у нее довольно внушительны - примерно два человеческих роста. Есть две версии относительно идентификации монумента, одни исследователи считают, что так увековечили одного из правителей античной Антиохии из династии Селевкидов. Другие, что это статуя Хорона, того который, согласно греческой мифологии, перевозил души усопших в царство Аида. Предполагают, что поставили статую тут после какого-то катаклизма, эпидемии или землетрясения, унесшего много жизней.


25. Вернемся же к ходам! Есть и такие вот отверстия с выходом через потолок. Выходы то в стене, то в потолке поначалу встречались довольно часто, что позволяло спокойно фотографировать и идти без фонарика. Это же позволяло местным с большим комфортом сбрасывать туда мусор...


26. Чем ближе к храму тем выходы стали попадаться реже. Ход стал уже и снизу частично был засыпан. Лезть стало теснее, но интереснее. Мусора тут практически уже не было. Вылезли мы в одном из искусственных гротов которые видно на фото. Ходов тут достаточно много все их исследовать у нас не получилось.


27. Отсюда до храма совсем рукой подать. Но к сожалению дальше ход полностью завален.


28. Это только ограда двора. Сам храм находиться слева ближе к скале.


29. Естественно дальше нас не пустили. Ремонт, нельзя, закрыто, штраф. Обидно, конечно, но зато неплохо прогулялись и полазили по подземным ходам. Осмотр которых все-равно в программу посещения храма не входит.


30. Да и вид на закатный город с окрестностей храма тоже весьма ничего.


В общем как-то так у нас получилось прогуляться в этот день. Солнце постепенно клонилось к закату и мы не спеша пошли в сторону нашего отеля. Вдруг друзья уже вернулись?

31. Гора по верху которой мы гуляли. Высота, как можно видеть вполне нормальная.


32. По дороге домой.


Вечер наш на этом не закончился, но не буду дальше утомлять вас фотографиями. Скажу только, что еще мы посетили католический костел и просто знатно прошлись по вечерним кривым улочкам центра. Но об этом в следующий раз.

Другие записи о поездке:

Новогодняя поездка. Предисловие. Часть первая - Северный Кипр.
Новогодняя поездка. Предисловие. Часть вторая - Хатай и немного Стамбула
Новогодняя поездка. Начало
Газимагуза или жизнь "временно оккупированного" города
Новый год и день которого не было
Могила апостола Варнавы и еще более древние гробницы
Месаория и очень "портовый" городок Искеле.
Замок Кантара
Горные села
Немного Греции
Горькие лимоны Лоренса Даррелла
Лефкоша-Никосия...
Ослы-разбойники...
Монастырь и мыс апостола Андрея
Хатай. Первые впечатления.
Селевкия Пиерия
В поисках Священного Грааля!

Далі буде...

Антакья, Хатай

Previous post Next post
Up