Ровно 76 лет назад, 11 февраля, армия СССР нанесла решающий удар по войскам финнов, прорвав линию укреплений противника, где ещё пару месяцев назад пали тысячи советских бойцов. Предлагаем вспомнить, как развивались события на последнем этапе Зимней войны.
Неудачи первого этапа Зимней войны заставили советское командование произвести замену командного состава, улучшить снабжение и изменить первоначальные планы военной операции. Было определено и направление главного удара - Карельский перешеек под Ленинградом. Окончательный план прорыва «линии Маннергейма» военный совет Северо-Западного фронта утвердил 3 февраля 1940 года.
К этому времени здесь, в лесах на Карельском перешейке, на всем протяжении фронта советские орудия стояли фактически колесом к колесу, танковые части были собраны в мощный бронированный кулак, способный смести все на своем пути. Пехота ждала приказа к началу решающей атаки, но теперь за плечами красноармейцев была немилосердная боевая учеба, во время которой на морозе, достигающем в январе 1940 года 25 - 28 градусов, они тренировались блокировать и уничтожать финские ДОТы. Для поддержки пехоты и танковых подразделений на передовую подошли лыжные батальоны, были опробованы средства индивидуальной защиты личного состава: защитные бронеколпаки на лыжах, волокуши.
Всего в составе Северо-Западного фронта, готового к началу генерального наступления, к 10 февраля 1940 года насчитывалось 705 360 бойцов и командиров; 109 739 лошадей, 35 546 автомашин, 4519 тракторов, 727 мотоциклов; 14 879 ручных, 5293 станковых и 984 зенитных пулемета, 5796 орудий и минометов; 2303 танка (в т.ч. два экспериментальных КВ и один Т-100), около 2 00 самолетов (с учетом авиации Балтийского флота). Таким образом, войска Красной Армии на Карельском перешейке превосходили противника в живой силе примерно в 7 раз, в артиллерии - в 12 с половиной раз, в авиации - в 11 раз, и абсолютно - в танках.
В рамках подготовки к генеральному штурму с начала февраля 1940 года на позиции финнов на Карельском перешейке ежедневно обрушивался шквальный огонь советской артиллерии, которую поддерживала авиация. В результате пейзаж на финских позициях стал напоминать лунный - с кратерами от воронок. Если восточный фланг «линии Маннергейма» (район пос. Лосево, Соловьево, р. Вуокса и Бурная, оз. Суходольское) еще как-то удерживался, то ситуация на западной стороне линии (район ж./д.ст. Лейпясуо, пос. Дятлово) в начале февраля стала критической. Здесь, на западе, 3 - 4 февраля два соединения 7-й армии начали разведку боем на своих участках: 100-я дивизия - в направлении Хотинен - рубеж Сумма (сейчас это район севернее пос. Каменка), 113-я дивизия - на Кархульском оборонительном рубеже.
После длительной и кропотливой разведки, тщательно маскируемых инженерных работ, сблизивших нашу и финскую передовые, 3 февраля второй батальон 355-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии внезапным броском захватил один из опорных финских ДОТов Хотиненского укрепрайона - №45. Неоднократные попытки финнов отбить ДОТ и уничтожить захвативших его бойцов и командиров успеха не имели. 5 февраля прогремел мощнейший взрыв - 45-й был окончательно разрушен. Пяти советским офицерам за участие в штурме ДОТа № 45 было присвоено звание «Герой Советского Союза». Остатки этого ключевого пункта финской обороны все еще можно увидеть, пройдя по лесу от старого шоссе на Выборг всего метров 300.
Объектом наступления 113-й стрелковой дивизии стала группа высот в километре-полутора юго-восточнее Кархулы (пос. Дятлово). Главной из них была высота, получившая в советских документах обозначение Марьянпеллонмяки, или 38,2 (ныне г. Ягодная). 113-я дивизия дважды пыталась овладеть ей, однако обе атаки были отражены противником с большими потерями. 7 февраля дивизия снова возобновила атаки на высоту 38,2, но вновь неудачно. Тогда командир 10-го стрелкового корпуса решил задействовать в наступлении 1-ю легкую танковую бригаду. 9 февраля, с участием танкистов 1 лтбр, советским войскам удается захватить подступы к основной высоте 38,2, но попытка овладеть самой высотой чуть позднее - 14 февраля - опять была неудачной. В ходе этой операции, оставшись на высоте прикрывать отход советских подразделений, погиб и дед автора настоящей статьи - командир роты 167-го МСБ лейтенант Набатов Леонид Павлович.
Неуспех в овладении выс. 38.2 имеет следующие причины:
1. Абсолютное отсутствие взаимодействия между батальонами 513 сп, 679 сп и 252 сп, наступавших на выс. 38.2.
2. Чрезвычайно низкая дисциплина действующих частей 113 сд и слабое руководство со стороны командования этих частей.
3. Отсутствие резерва, что не дало возможности закрепить успех 167 МСБ при выходе его на выс. 38.2, а танки, высланные дополнительно командиром бригады, не могли содействовать в силу непроходимости скатов выс. 38.2.
[Политдонесение № 074 от 16.02.40 начальника политотдела 1 лтбр (РГВА. Ф. 34980. Оп. 11. Д. 79. Л. 101-103)]
Решающий удар по финнам был нанесен в районе посёлка Сумма - Хотинен 11 февраля 1940 года. После мощнейшей огневой подготовки 123-я стрелковая дивизия, которая действовала в районе высоты 65.5 (правее Хотинена), прорвала оборону противника. Через полтора часа после окончания артподготовки ее 245-й стрелковый полк овладел рощей «Молоток», высотой 65,5 и развил наступление на рощу «Фигурная», захватив 5 ДОТов противника. Таким образом, 11 февраля при тесном взаимодействии всех родов войск в течение нескольких часов на рубеже Сумма была взломана линия укреплений противника, в бесплодных и не подготовленных атаках на которую в декабре 1939 года пали тысячи советских бойцов и командиров.
"По-настоящему мощный удар, направленный на сектор Сумма, был нанесен 6 февраля. Русские теперь научились “оркестровке” взаимодействия между различными родами войск. Это проявлялось, с одной стороны, в гибком согласовании артиллерийского огня с маневром пехоты, с другой - в большей точности огня... Новым было то, что во многих местах пехота транспортировалась на бронированных санях, прицепленных к танкам, или же на броне танков. Новинкой явились и танки, вооруженные огнеметами, стреляющие горящим керосином. Люди дошли до предела стойкости, особенно в Сумма и Тайпале, где войска целыми неделями не отсыпались. 11 февраля началось генеральное наступление..."
[Маннергейм К.Г. Воспоминания]
12 - 13 февраля прошли в упорных контратаках финских войск, пытавшихся вернуть утраченные позиции. Но советские части медленно расширяли брешь прорыва в районе посёлка Сумма. К исходу 13 февраля 123-я стрелковая дивизия с 112-м танковым батальоном 35-й легкотанковой бригады и 90-м батальоном 20-й танковой бригады прорвали главную оборонительную полосу на всю её глубину. Суммской узел сопротивления финнов, с его 12 ДОТами, был наконец полностью разгромлен. 14 февраля Президиум Верховного Совета СССР наградил 123-ю стрелковую дивизию орденом Ленина.
"Прорыв в районе Суммы не сразу повлиял на оборону Марьянпеллонмяки. Однако 16 февраля нам поступил приказ об уничтожении огневых точек.
Бойцы 10 пехотного полка, 11 пехотного полка, 5 саперного батальона и 2 инженерной роты егерей незаметно отходили с высоты и ее обоих флангов. Уже наступила темнота. Я перемещался от блиндажа к блиндажу, убеждаясь, что все действительно их покинули. Молчаливые, темные блиндажи казались призрачными, Марьянпеллонмяки без единого защитника! Артиллерия противника все еще продолжала вести огонь по пустым огневым точкам...
Мы отправились вслед за колонной. Языки пламени вспыхивали в Кархуле, там саперы сжигали оставшиеся дома".
[Йорма Напола. Народ сражался (Jorma Napola. Kansa Taisteli)]
К 29 февраля 1940 года большая часть территории на западе Карельского перешейка перешла в руки советских войск. Финны отступали к последним оборонительным рубежам перед Выборгом.
В типографиях Северо-Западного фронта спешно печатали агитационные листовки, которые отдавали должное героизму бойцов, командиров и политработников при штурме «линии Маннергейма» и призывали, не ослабляя удара, ворваться в Выборг.
Ночью 2 марта 1940 года первые советские соединения приступили к форсированию Выборгского залива, однако оно было сорвано яростным огнем с противоположенного берега. Атаки 3 и 4 марта были более успешными: стремительным броском удалось овладеть небольшим плацдармом на западном берегу. В условиях мороза, сильного ветра и снега, через торосы, по льду, пробитому снарядами и местами подмытому подледными течениями, под сильным огнем финской артиллерии началась переброска основных сил. На этот раз советское командование провело необходимую подготовку: лед усиливали досками и бревнами, авиация обеспечивала надежное прикрытие в дневное время суток; солдатам выдавали мазь против обморожения, были предусмотрены термосы с горячим чаем для личного состава.
"Форт Равансаари, который до 4 марта только бомбили и обстреливали артиллерией, теперь оказался под огнем стрелкового оружия пехоты противника. Начался мощный артналет… и во второй половине дня противник пошел в атаку на наши позиции на берегу при поддержке танков. Атака противника была столь яростной, что противотанковая пушка и пулеметы на мысу были сметены огнем. Противник захватил мыс и берег… Наша линия обороны сместилась на примерно 100 метров вглубь острова… На острове противник оставил четыре танка для закрепления успеха, а на мысу установил большое количество автоматического оружия. Отбить мыс мы даже не пытались".
[Из воспоминаний финского фельдфебеля Ааро Хейккинена (Интервью и обработка - военного историка Баира Иринчеева)]
Активные действия близ побережья заставили финское командование бросить на это направление значительные силы и тем самым ослабить оборону на направлении главного удара на Выборг. В результате 5 марта под ударами советских войск с юга и северо-востока начал рушиться тыловой рубеж финских укреплений, прикрывавших город. 6 - 7 марта советские части перерезали железнодорожный путь Выборг - Антреа (ныне Каменногорск). К исходу 11 марта 173-я стрелковая дивизия 28-го стрелкового корпуса перерезала и шоссе Выборг - Хельсинки, завершая окружение финской выборгской группировки с юго-западного направления. Одновременно части 34-го и 50-го корпусов вплотную приблизились к Выборгу, и бой начался уже в городских предместьях.
Несмотря на то, что 12 марта в Москве между СССР и Финляндией был подписан мирный договор, в ночь с 12 на 13 марта 1940 года советские войска начали генеральный штурм Выборга. В бой в качестве пехотинцев шли и кавалеристы, и артиллеристы, и танкисты. Финны яростно обороняли город, население которого было к этому времени эвакуировано.
В 12 часов дня по мск 13 марта 1940 года огонь по всей линии противостояния был прекращен, финны начали отступление сначала на демаркационную линию, а затем и вглубь Финляндии, на новую границу. Советские войска вошли в оставленный населением город Выборг. Война завершилась, победа досталась Советскому Союзу.
В этом кровавом для обеих сторон конфликте маленькая Финляндия утратила значительные территории, но при этом она заявила всему миру о том, что финская нация уже не отдаст так просто свою независимость и может постоять за нее даже в споре с таким грозным противником, как Советский Союз. В свою очередь, руководство последнего поняло, что необходимо срочно начать работу по реорганизации всей армии.
Территории Финляндии, отошедшие СССР после подписания мирного договора 12 марта 1940 года
Василий Давыдовфоторепортаж
смотреть тут